г. Санкт-Петербург
18 июля 2011 г. |
Дело N А21-75/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.
судей Дмитриевой И.А., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Криволаповым А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9719/2011) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.03.2011 по делу N А21-75/2011 (судья Мялкина А.В.), принятое
по иску Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "ТК ЛБ ИКАЛТО"
об аннулировании лицензии
при участии:
от заявителя: Железная А.К., доверенность от 30.12.2010;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (далее - заявитель, Росалкогольрегулирование) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об аннулировании лицензии на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции N А 621487 от 07.11.2006 сроком действия до 07.11.2011 выданной обществу с ограниченной ответственностью "ТК ЛБ ИКАЛТО", г. Калининград (далее - ООО "ТК ЛБ ИКАЛТО", заинтересованное лицо, общество) в связи с повторным в течение одного года несвоевременным представлением в лицензирующий орган деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 и 2 кварталы 2010 года.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 15.03.2011 заявление оставлено без удовлетворения. В решении указано, что при рассмотрении заявления об аннулировании лицензии суд не может ограничиться формальной констатацией факта повторного в течение года несвоевременного представления в лицензирующий орган деклараций без выяснения фактических обстоятельств совершения данного нарушения. Исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства и доводы сторон, суд установил несоразмерность меры ответственности вине общества и пришел к выводу об отсутствии достаточных правовых оснований для аннулирования лицензии.
Не согласившись с решением суда, Росалкогольрегулирование подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что материалами дела подтверждается регулярное несвоевременное представление ответчиком деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за что общество привлекалось к административной ответственности.
ООО "ТК ЛБ ИКАЛТО" о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено, отзыв не представило.
Законность и обоснованность решения проверены в порядке апелляционного производства.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федеральный закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
розничная продажа алкогольной продукции.
Из материалов дела следует, что ООО "ТК ЛБ ИКАЛТО" имеет лицензию А 621487 от 07.11.2006 на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции сроком действия до 07.11.2011.
Организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
В нарушение статьи 14 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и пункта 4 Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции общество несвоевременно представило декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 и 2 кварталы 2010 года, за что было привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из приведенных норм законодательства, деление на лицензируемые виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не совпадает с перечнем охраняемых объектов, за посягательство на которые предусмотрено привлечение к ответственности. Например, в статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выделен общий объект правонарушения - установленный срок подачи одной из деклараций.
В то же время, в пункте 3 статьи 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" указано, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа при повторном в течение одного года несвоевременном представлении деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в лицензирующий орган.
Применяемые законодателем термины "оборот" и "производство" по смыслу имеют экономическое содержание: "оборот" - эквивалентные межхозяйственные товарообменные операции; "производство" - внутрихозяйственные технологические операции с продукцией.
Сделки по закупке, хранению и поставке, вопрос об отзыве лицензии на которые является предметом спора в настоящем деле, являются чисто юридическими понятиями, обозначающими сделки или отдельный вид обязательств. Из буквального толкования пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" следует, что за несвоевременное представление декларации не предусмотрено правовое последствие в виде отзыва лицензии на закупку, хранение и поставку.
С другой стороны, если полагать, что в общее понятие деятельности "производство и оборот" включены его единичные (частные) виды: закупка, хранение и поставка, то этот спор уже рассмотрен Арбитражным судом Калининградской области в деле N А21-8203/2010 и вынесено решение об отказе в отзыве лицензии Б 068116 от 16.04.2007 на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за несвоевременное представление деклараций за 1 и 2 кварталы 2011 года.
Сравним виды деятельности, указанные в лицензиях: Б 068116 от 16.04.2007 выдана на производство, хранение и поставку, А 621487 от 07.11.2006 выдана на закупку, хранение и поставку. Не усмотрев при рассмотрении дела N А21-8203/2010 оснований к отзыву лицензии на хранение и поставку спиртосодержащей продукции, арбитражный суд не должен повторно обращаться в данном деле к рассмотрению вопроса об отзыве лицензии на тот же вид деятельности по другой лицензии. В отличие от документов в виде лицензии и декларации, которые могут тиражироваться в любом количестве, вид деятельности является единым, неделимым понятием.
Вопрос о частичном отзыве лицензии на закупку спиртосодержащей продукции, не может быть разрешен ввиду отсутствия такой возможности по действующему законодательству.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" разъяснено, что аннулирование лицензии, не являясь административным наказанием, вместе с тем представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в тех случаях, когда это вызывается необходимостью защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц. Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей алкогольной и спиртосодержащей продукции и иных лиц.
Требование адекватности (точного соответствия чему-либо, совпадения с чем-либо) в полной мере относится к оперированию понятиями указанных в лицензиях видов деятельности. Поэтому следует прекратить производство по делу, ввиду наличия вступившего в законную силу принятого по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решения Арбитражного суда Калининградской области от 09.12.2010 по делу N А21-8203/2010.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 150 и статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.03.2011 по делу N А21-75/20111 отменить.
Производство по делу прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-75/2011
Истец: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, ФС ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА
Ответчик: ООО "ТК ЛБ Икалто", ООО "Торговая Компания ЛБ ИКАЛТО"
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9719/11