г. Вологда |
|
03 августа 2011 г. |
Дело N А44-431/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Чельцовой Н.С.,
судей Мурахиной Н.В. и Потеевой А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общественного благотворительного фонда "Фонд развития и сотрудничества г. Боровичи и Боровичского района" Абдулаева В.С. по доверенности от 22.11.2010 N 5, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области Борисенко И.А. по доверенности от 27.06.2011 N 6,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 мая 2011 года по делу N А44-431/2011 (судья Куропова Л.А.),
установил
общественный благотворительный фонд "Фонд развития и сотрудничества г. Боровичи и Боровичского района" (ИНН 532000383769, ОРГН 1025300991980, Новгородская обл., г. Боровичи) (далее - фонд, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области (ИНН 5320015848, Новгородская обл., г. Боровичи) (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 20.12.2010 N 103 в части доначисления налога на прибыль в общей сумме 389 520 руб. (за 2007 год - 208 320 руб., за 2008 год - 169 200 руб. и за 2009 год - 12 000 руб.) и пеней по налогу на прибыль в этой части (по пункту 1.2 решения), привлечения к ответственности за неуплату налога на прибыль в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 42 500 руб. (по пунктам 1.1 и 1.2 решения), привлечения к ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 62 857 руб. (по пункту 2 решения).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 05 мая 2011 года требования фонда удовлетворены: решение инспекции признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 389 520 руб., пеней по налогу на прибыль, начисленных на указанную сумму, привлечения к ответственности за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 38 952 руб.; в удовлетворении остальной части требований отказано. Также с налогового органа в пользу общества взысканы расходы по госпошлине в сумме 4000 руб.
Налоговый орган с данным судебным актом в части удовлетворенных судом требований фонда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 мая 2011 года в части признания недействительным решения инспекции отменить, по делу принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества в указанной части. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права; неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела.
Фонд в письменных возражениях отклонил доводы, приведенные в жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель инспекции поддержал доводы и требования, изложенные в жалобе, представитель фонда - доводы, содержащиеся в письменных возражениях.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, инспекцией в отношении фонда проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) ряда налогов, в том числе налога на прибыль и НДС за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.
В ходе проверки установлено и в акте от 19.10.2010 N 48 зафиксировано, что фонд является некоммерческой организацией, оказывающей благотворительную помощь населению, детским учреждениям и прочим лицам. В 2008-2009 годах им на основании договоров от 07.06.2008 и от 09.02.2009 перечислены денежные средства обществу с ограниченной ответственностью "Проминвест" и обществу с ограниченной ответственностью "Креатив" за выполнение комплекса услуг по организации и проведению социального концерта группы "Случайная встреча" для работников (ветеранов) открытого акционерного общества "Боровичский комбинат огнеупоров" (далее - ОАО "БКО", комбинат). Помимо этого фондом по договору от 27.03.2007 перечислены денежные средства ОАО "БКО" за оплату концертов групп "Белый орел", "Балаган LTD" и ансамбля "Русская песня", организованных автономной некоммерческой организацией культуры "Сосновский театр эстрадных представлений" и предпринимателем Расторгуевым А.Г.
По мнению инспекции, ОАО "БКО" является коммерческой организацией и в силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ) не может быть получателем благотворительной помощи. Следовательно, направленные на благотворительные цели денежные средства использованы заявителем не по целевому назначению, поэтому данные денежные средства должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
По результатам проверки исполняющим обязанности начальника инспекции с учетом возражений налогоплательщика вынесено решение от 20.12.2010 N 103. Названным решением фонд привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль и НДС в виде взыскания штрафа в общей сумме 107 841 руб., ему доначислены налог на прибыль в сумме 449 840 руб. и НДС в размере 628 574 руб., пени на недоимки по налогу на прибыль в размере 100 253 руб. и по НДС - 139 964 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 31.01.2011 N 11-08/007276 решение инспекции изменено: уменьшен налог на прибыль, подлежащий уплате, на 24 842 руб., в остальной части решение ответчика оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с указанным решением инспекции в вышеназванной части, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Судом принято решение о частичном удовлетворении заявленных требований.
В апелляционном порядке решение суда оспаривается в части удовлетворенных судом требований фонда.
Суд апелляционной инстанции находит данный судебный акт законным и обоснованным в указанной части по следующим основаниям.
В статье 247 НК РФ определено, что объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях главы 25 данного Кодекса для российских организаций признаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с этой главой.
Согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся: 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в порядке, установленном статьей 249 Кодекса с учетом положений указанной главы; 2) внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.
В соответствии со статьей 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы: в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ (пункт 8); в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств (пункт 14).
На основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами. В названной норме приведен перечень имущества, которое может быть оценено как средства целевого финансирования.
В силу пункта 2 данной статьи Кодекса при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся: осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ); средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (подпункт 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ).
В статье 11 НК РФ закреплено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
В статье 1 Закона N 135-ФЗ определено, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Согласно статье 5 Закона благотворительные пожертвования осуществляются в формах бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности, бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности, выполнения работ, предоставления услуг благотворителями - юридическими лицами.
В соответствии со статьей 2 Закона N 135-ФЗ благотворительная деятельность осуществляется в том числе в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан.
По условиям договора от 30.05.2008 N 2940, заключенного ОАО "БКО" (заказчик) и предпринимателем Растогруевым А.Г. (исполнитель), исполнитель принимает на себя обязательство по выполнению комплекса услуг по организации и проведению концерта групп "Белый орел" и "Балаган LTD", который состоится на стадионе "Металлург" ОАО "БКО" 12.07.2008, а заказчик - оплатить услуги исполнителя.
В силу договоров от 30.05.2008, заключенных фондом с ОАО "БКО", совместно действуют без образования юридического лица для реализации совместных программ и проектов с целью достижения некоммерческих целей, а именно организации и проведения в г. Боровичи концерта групп "Белый орел" и "Балаган LTD", который состоится на стадионе "Металлург" ОАО "БКО"; сотрудничество по настоящему договору не предполагает извлечение прибыли и осуществляется в рамках благотворительной деятельности.
На основании письма ОАО "БКО" от 02.06.2008 фондом произведена оплата по договору от 30.05.2008 N 2940.
Затем в рамках договора от 27.03.2007 N 5/г автономная некоммерческая организация культуры "Сосновский театр эстрадных представлений" организует проведение 07.07.2007 концерта ансамбля "Русская песня" на стадионе "Металлург" ОАО "БКО".
Согласно договору от 27.05.2007, заключенному фондом с ОАО "БКО", стороны обязуются совместно действовать без образования юридического лица для реализации совместных программ и проектов с целью достижения некоммерческих целей, а именно организации и проведения в г. Боровичи концерта ансамбля "Русская песня", который состоится на стадионе "Металлург" ОАО "БКО"; сотрудничество по настоящему договору не предполагает извлечение прибыли и осуществляется в рамках благотворительной деятельности.
На основании письма от 30.03.2007 ОАО "БКО" фондом также произведена оплата по договору от 27.03.2007 N 5/г.
В силу договора от 09.02.2009 фонд обязался оплатить ООО "Креатив" услуги по организации и проведению концерта группы "Случайная встреча" в ДК ОАО "БКО".
Из договора от 07.06.2008 следует, что фонд обязался оплатить ООО "Проминвест" услуги по проведению концерта группы "Случайная встреча" в ДК ОАО "БКО".
Факт оплаты заявителем денежных средств на вышеназванные цели подтвержден имеющимися в деле платежными поручениями и инспекцией не отрицается.
Согласно рекламным объявлениям, размещенным в газете "Красная искра" 07.07.2007, концерт ансамбля "Русская песня" и 12.07.2008 концерт групп "Белый орел" и "Балаган LTD" организованы для всех желающих и приурочены к юбилею комбината.
В соответствии с пунктом 1 договора от 09.02.2009 концерт группы "Случайная встреча" организован 08.03.2009 для работников ОАО "БКО"; в силу пункта 1 договора от 07.06.2008 концерт группы "Случайная встреча" организован 13.07.2008 для ветеранов ОАО "БКО".
Объяснениями директора ДК ОАО "БКО" Мехти-Заде Л.И. от 08.12.2010, начальника одела социального развития Кузьминой В.И. от 03.12.2010 подтверждается, что в 2007 году концерт группы "Русская песня" состоялся для всех жителей города Боровичи и района бесплатно в связи с днем рождения комбината; в 2008 году концерт групп "Белый орел" и "Балаган LTD" организован для всех жителей города Боровичи и района бесплатно в связи с празднованием дня рождения комбината, рекламная публикация была в газете "Красная искра" и на афишах города, заказчиком выступало ОАО "БКО"; в 2008 году концерт группы "Случайная встреча" состоялся для всех людей пожилого возраста, вход на концерт был свободным, объявления о проведении размещались в газете "Красная искра" и на афишах города; в 2009 году концерт группы "Случайная встреча" был проведен для всех желающих, в ДК присутствовали не только ветераны ОАО "БКО", но и города.
Приведенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что организованные в 2007-2009 годах концерты, расходы на проведение которых фактически произвел фонд, состоялись как для работников (пенсионеров) ОАО "БКО", так и для жителей города Боровичи и района, вход был свободным, какая-либо плата за приобретение билетов не вносилась. Следовательно, такие мероприятия носили благотворительный характер.
С учетом этого подлежит отклонению вывод инспекции о том, что часть концертов произведена для работников комбината.
Факт реальности проведения концертов инспекция не отрицает.
На основании статьи 4 Закона N 135-ФЗ граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.
Из анализа данной правовой нормы следует, что благотворительная деятельность осуществляется на основе волеизъявления лица и не может быть ограничена уставными целями деятельности организации.
При таких обстоятельствах подлежит отклонению ссылка налогового органа на то, что Уставом фонда не предусмотрено в качестве цели деятельности осуществление содействия в сфере культуры, искусства и просвещения. Помимо этого пунктом 3.3 Устава определено, что основным видом деятельности фонда является благотворительная деятельность.
В решении инспекция указывает на пункт 2 статьи 2 Закона N 135-ФЗ.
Согласно названной норме Закона направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.
С учетом этого налоговому органу в порядке части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ следует доказать то, что лицо, осуществив спорую деятельность, оказало помощь коммерческой организации либо действовало в ее интересах.
В данном случае инспекция таких доказательств не представила. Организация концертов, приуроченных к празднованию создания дня организации, не свидетельствует о том, что мероприятия проводились с целью оказания помощи комбинату как коммерческой организации.
При таких обстоятельствах у фонда отсутствовали основания для включения при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций внереализационных доходов от такой деятельности.
Указание в жалобе на то, что организацию проведения концертов осуществляло ОАО "БКО", а не фонд, которым произведена оплата, не принимается во внимание с учетом договора от 30.05.2008 о совместной организации мероприятий.
Таким образом, суд полно и всесторонне исследовал материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы инспекции отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ она освобождена от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 мая 2011 года по делу N А44-431/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-431/2011
Истец: Общественный благотворительный фонд "Фонд развития и сотрудничества г. Боровичи и Боровичского района"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 1 по Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4076/11