"08" февраля 2011 г. |
Дело N А14-4804-2010 |
город Воронеж 123/34
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суховой И.Б.,
судей Мокроусовой Л.М.,
Поротикова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жуковой В.А.,
при участии:
от администрации городского округа г.Воронеж: Глушаковой Ю.Н., представителя по доверенности N 825 от 30.12.2010 г.., удостоверение;
от МУП ЖКХ и Б Левобережного района г.Воронежа": Ткачук А.В., представителя по доверенности N 7 от 24.11.2010 г.., паспорт;
от Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ООО "АВА-Кров": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального Унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Левобережного района г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.09.2010 года по делу N А14-4804-2010/123/34 (судья Кораблева Г.Н.) по иску администрации городского округа г.Воронеж (ОГРН 1023601575733) к Муниципальному Унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Левобережного района г.Воронежа (ОГРН 1033600022092, ИНН 3663018858), третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, г. Воронежа о признании зарегистрированного права хозяйственного ведения отсутствующим,
по иску Муниципального Унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Левобережного района г.Воронежа к обществу с ограниченной ответственностью "АВА-Кров" (ОГРН 1033600076135, ИНН 3663043999), г.Воронеж об обязании передать имущество,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное Унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Левобережного района г. Воронежа (далее МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа, истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АВА-Кров" (далее - ООО "АВА-Кров", ответчик) об обязании передать недвижимое имущество площадью 125,5 кв.м., литер. п/А, расположенное по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект,д.30.
Определением Арбитражного суда Воронежской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области.
В свою очередь, администрация городского округа г.Воронежа обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с иском к МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа о признании отсутствующим зарегистрированного права хозяйственного ведения на нежилое встроенное помещение XIV, литер. п/а, площадью 125,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 30.
Определением Арбитражного суда Воронежской области в порядке статьи 130 АПК РФ указанные дела объединены в одно производство.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.09.2010 г.. исковые требования администрации городского округа г.Воронежа удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении исковых требованиях МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа отказано.
Не согласившись с указанным решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит вышеуказанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось (определения Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 г.. , от 16.12.2010 г..).
В настоящее судебное заседание апелляционной инстанции Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, ООО "АВА-Кров", явку полномочных представителей не обеспечили, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Представитель МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа" поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил отменить его полностью, вынести по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации городского округа г. Воронежа с доводами апелляционной жалобы не согласился, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе рассмотрения дела, судом апелляционной инстанции обозревались материалы дела N А14-616/2010/9/8, представленные Арбитражным судом Воронежской области на основании запроса апелляционного суда.
Исследовав материалы дела, в том числе представленные на обозрение в судебном заседании материалы дела N А14-616/2010/9/8, доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.09.2010 года следует отменить, а апелляционную жалобу - удовлетворить. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронеж обратилось с иском к ООО "АВА-Кров" об истребовании из чужого незаконного владения недвижимого имущества площадью 125,5 кв.м., литер. п/А, расположенного по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект,д.30, на основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, ссылаясь на принадлежность данного имущества на праве хозяйственного ведения.
Согласно статье 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В силу статьи 305 ГК РФ муниципальные предприятия в отношении закрепленного за ними имущества вправе использовать вещно-правовые способы защиты, предусмотренные главой 20 ГК РФ.
По виндикационному иску истец должен доказать наличие у него права собственности на истребуемое имущество и отсутствие у ответчика законных оснований владения этим имуществом.
Из приведенных норм права следует, что унитарное предприятие, обращаясь с иском об истребовании имущества, должно, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представить доказательства в обоснование того, что он является титульным владельцем истребуемого имущества, а также факты владения ответчиком спорным имуществом и отсутствия у ответчика законных оснований для владения имуществом.
Для удовлетворения исковых требований необходимо наличие указанных фактов в совокупности, отсутствие или недоказанность одного из них влечет отказ в удовлетворении иска.
Исследуя вопрос о принадлежности МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронеж спорного имущества, суд установил, что в соответствии с Уставом МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа учреждено Администрацией муниципального образования "город Воронеж".
Предметом деятельности предприятия являются: обеспечение функционирования, качественного содержания и сохранности жилищного фонда в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Уставный фонд предприятия составил 1 653 591 рубль и сформирован за счет имущества, переданного собственником предприятию в хозяйственное ведение.
23.02.1998 г.. между Комитетом по управлению имуществом г.Воронежа и МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа заключен договор N 84ХВ л/б о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение.
На основании данного договора МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа по акту приема-передачи от 23.02.1998 г.. в хозяйственное ведение передано имущество стоимостью 14 060 373 000 руб. 60 коп.
18.04.2001 г.. в соответствии с приказом от 18.04.2001 г.. N 186 заместителя главы города по управлению муниципальной собственностью между администрацией города Воронежа и МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа заключено дополнительное соглашение к договору N 84-ХВ-л/б от 23.02.1998 г..
В соответствии с данным соглашением Администрация передает предприятию в хозяйственное ведение часть нежилого подвального помещения, общей площадью 154,9 кв.м, в жилом доме, расположенном по адресу: г.Воронеж, Ленинский проспект,30.
Акт приема-передачи не составлялся, как пояснили представители сторон в процессе, фактическая передача состоялась ранее, в 1998 году, при передаче всего дома в хозяйственное ведение.
Из материалов дела усматривается, что имущество, переданное собственником в хозяйственное ведение по договору N 84ХВ л/б о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение , в том числе спорное помещение, учитывалось на балансе предприятия и использовалось предприятием по целевому назначению, следовательно, предприятие являлось законным владельцем этого имущества, осуществляя право хозяйственного ведения.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.01.2006 г.. по делу N А14-5277-2005-40/20б МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Право хозяйственного ведения истца на нежилое встроенное помещение XIV в лит.п/А, площадью 125,5 кв.м, расположенное по адресу: г.Воронеж, Левобережный район, Ленинский проспект, д.30, подтверждается свидетельством серии 36-АВ N 565855 зарегистрировано 30.11.2009 г.. Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области.
Основанием государственной регистрации права хозяйственного ведения МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронеж на спорный объект недвижимости в свидетельстве о государственной регистрации указаны: договор N 84ХВ л/б о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение от 23.02.1998 г.., дополнительное соглашение от 18.04.2001 г.. к договору N 84-ХВ-л/б от 23.02.1998 г.., акт приема-передачи имущества в хозяйственное ведение от 23.02.1998 г.., приказ Администрации города Воронежа N 186 от 18.04.2001 г..
Оспаривая зарегистрированное право МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронеж на спорное муниципальное имущество и обращаясь с самостоятельным иском , администрация городского округа г.Воронеж ссылается на то, что право хозяйственного ведения в отношении спорного объекта недвижимости у МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа прекращено в 2001 году на основании распоряжения главы города от 24.12.2001 г.. N 1491-р "Об утверждении структуры жилищно-коммунального хозяйства города, создании муниципальных учреждений Районные дирекции единого заказчика ЖКХ и муниципальных унитарных ремонтно-эксплутационных предприятий".
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 2 названного Федерального закона, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, запись о регистрации прав в Едином государственном реестре носит правоподтверждающий характер.
Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 113, 294, 295 ГК РФ).
Перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, содержится в части 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Под правомерным изъятием следует понимать случаи нерационального использования, использования не по назначению имущества, закрепленного за предприятием.
Однако, предусмотренное статьями 295 и 299 ГК РФ право собственника на изъятие имущества у предприятия, находящиеся у него на праве хозяйственного ведения и непосредственно участвующего в его производственном процессе, может быть реализовано при условии, что оно не приведет к невозможности выполнения предприятием уставной деятельности, а также к нарушению прав и законных интересов третьих лиц (пункт 1 статьи 49 ГК РФ и статья 18 Закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 определен следующий подход к применению положений гражданского законодательства в части защиты права хозяйственного ведения государственных (муниципальных) предприятий.
Согласно абзацу 3 пункта 5 указанного постановления, поскольку в федеральном законе, в частности статье 295 ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться им независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
В пункте 40 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.
Во исполнение постановления администрации г.Воронежа от 26.11.2001 N 1367 "О совершенствовании системы управления жилищно-коммунальным хозяйством г.Воронежа" издано распоряжение главы города Воронежа от 24.12.2001 N 1491-р "Об утверждении структуры жилищно-коммунального хозяйства города, создании муниципальных учреждений Районные дирекции единого заказчика ЖКХ и муниципальных унитарных ремонтно-эксплуатационных предприятий", в соответствии с которым было создано, в том числе, муниципальное учреждение "РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района".
Согласно пункту 7.1 данного распоряжения Комитету по управлению муниципальным имуществом и землей предписано в срок до 26.12.2001 изъять у МУПЖКХ и Б районов с их согласия числящиеся на балансе объекты жилого и нежилого фонда с последующей передачей на баланс соответствующим муниципальным учреждениям районные дирекции единого заказчика ЖКХ.
На основании данного распоряжения главы города от 24.12.2001 г.. N 1491-р по актам о приеме - передаче зданий (сооружений) от 30.05.2005 г.. муниципальное имущество, ранее переданное в хозяйственное ведение МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа, в том числе жилой дом N 30 по Ленинскому проспекту, были переданы с баланса истца на баланс МУ "Рай ДЭЗ ЖКХ" Левобережного района.
Анализ и оценка представленных по делу доказательств подтверждает, что МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа с момента своего создания использовало впоследствии изъятое имущество для осуществления уставных целей и видов деятельности и фактически издание данного акта привело к невозможности осуществления предприятием целевой деятельности.
Следовательно, в нарушение положений статьи 295 ГК РФ, Федерального закона от 14.11.2002 г.. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Администрацией городского округа г.Воронеж совершены действия по распоряжению имуществом, принадлежащим муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения, повлекшие за собой невозможность осуществления предприятием уставной деятельности.
Как свидетельствуют материалы дела , МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа обращалось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными действия Администрации городского округа г.Воронеж по изъятию из хозяйственного ведения МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа и передаче МУ "Рай ДЭЗ ЖКХ" Левобережного района на общую сумму 188 846 000 руб.
При таких обстоятельствах утверждение администрации города об отсутствии у МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа вещного права в отношении спорного объекта недвижимого имущества несостоятельно.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации /пункт 5 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22/.
Между тем доказательства законного изъятия спорного имущества у МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа, прекращения права хозяйственного ведения предприятия указанным имуществом, и регистрации права хозяйственного ведения за иным лицо - МУ "РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района" г.Воронежа в материалах дела отсутствуют.
Апелляционным судом также принято во внимание, что спорное имущество выбыло из владения МУ РайДЕЗ и длительное время без каких-либо оснований находилось во владении ООО "АВА-Кров", при этом никаких притязаний в отношении имущества со стороны МУ РайДЕЗ не заявлялось.
Следует отметить, что в ходе рассмотрения дела N А14-616/2010/9/8 по иску ООО "АВА-Кров" к МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа о взыскании неосновательного обогащения Арбитражным судом Воронежской области было установлено, что нежилое помещение, площадью 125,5 кв.м., литер. п/А, расположенное по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект,д.30, находится в хозяйственном ведении МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа на основании договора N 84-ХВ-л/б от 23.02.1998 г..
Администрация городского округа г.Воронеж, привлеченная к участию в данном деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отстаивая позицию об отсутствии арендных отношений с ООО "АВА-Кров" по пользованию спорным имуществом, не заявляло возражений относительно принадлежности спорного имущества на праве хозяйственного ведения у МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований для признания отсутствующим зарегистрированного права хозяйственного ведения МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа на спорный объект недвижимости и удовлетворения исковых требований Администрация городского округа г.Воронеж не имеется.
Таким образом, МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа на момент подачи искового заявления являлось лицом, обладающим правом хозяйственного ведения на спорное помещение и, следовательно, было вправе защищать свое нарушенное право посредством предъявления виндикационного иска к ООО "АВА-Кров" как к лицу, фактически владеющему спорным помещением без законных оснований.
Факт нахождения истребуемого имущества во владении ответчика подтвержден материалами дела, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Доказательств, свидетельствующих о наличии правовых оснований для владения вышеназванным объектом на момент их истребования, ответчик суду апелляционной инстанции не представил.
При таких обстоятельствах, установив наличие права хозяйственного ведения хозяйства МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа на спорное имущество, а также то, что оно фактически находится у общества "АВА-Кров" в отсутствие законных оснований, апелляционный суд приходит к выводу о законности требований МУП ЖКХиБ Левобережного района г. Воронежа об истребовании из незаконного владения ООО "АВА-Кров" недвижимого имущества площадью 125,5 кв.м., литер. п/А, расположенного по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект, д.30.
Поскольку судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.09.2010 года подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины в порядке ст. 110 АПК РФ относятся на истца, но, поскольку в силу ст. 333.37 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, госпошлина за рассмотрение иска по первой инстанции взысканию не подлежит.
Вместе с тем, законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Следовательно, государственная пошлина в сумме 2 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит взысканию с истца в пользу ответчика.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, п. 1 ч. 1 ст. 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.09.2010 года по делу N А14-4804-2010/123/34 отменить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "АВА-Кров" (ОГРН 1033600076135, ИНН 3663043999) передать Муниципальному Унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Левобережного района г. Воронежа (ОГРН 1033600022092, ИНН 3663018858) недвижимое имущество площадью 125,5 кв.м., литер. п/А, расположенное по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект,д.30, подвал номер на поэтажном плане 1-10.
В удовлетворении исковых требований Администрации городского округа город Воронеж о признании зарегистрированного права хозяйственного ведения отсутствующим - отказать.
Взыскать с Администрации городского округа город Воронеж в пользу Муниципального Унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Левобережного района г. Воронежа 2 000 руб. расходов по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
И.Б. Сухова |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4804/2010
Истец: Администрация ГО г. Воронеж, МУП "ЖКХ и Б Левобережного района" ., МУП "КОМБИНАТ БЛАГОУСТРОЙСТВА ЛЕВОБЕРЕЖНОГО РАЙОНА"
Ответчик: МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа (2), ООО "АВА-Кров"
Третье лицо: городской округ город Воронеж в лице Администрации городского округа город Воронеж
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7940/10