30 июня 2011 г. |
Дело N А14-12127/2010 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Сергуткиной В.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Алексеева Ю.В., советник отдела правового обеспечения, доверенность N 215 от 07.09.2010; Родина М.Л., ведущий консультант отдела правового обеспечения, доверенность N 303 от 22.11.2010;
от закрытого акционерного общества "Техника-Сервис": Стрельцов А.В., представитель по доверенности N 4 от 22.01.2011;
от администрации городского округа город Воронеж: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.03.2011 по делу N А14-12127/2010 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению закрытого акционерного общества "Техника-Сервис" (ОГРН 1023601555834, ИНН 3665016415) к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069) о признании недействительным письма N 17-9944з от 11.11.2010 "Об отказе в утверждении границ охранной зоны объектов газоснабжения" и отказа в утверждении границ защитной зоны газопровода,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Техника-Сервис" (далее - ЗАО "Техника-Сервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) о признании недействительным письма N 17-9944з от 11.11.2010 "Об отказе в утверждении границ охранной зоны объектов газоснабжения" и отказа в утверждении границ защитной зоны газопровода незаконным.
Решением от 31.03.2011 заявленное требование удовлетворено. Принимая указанное решение, суд исходил из того, что Департамент не представил доказательств, подтверждающих, что оспариваемый отказ от 11.11.2010 N 17-9944з соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы ЗАО "Техника-Сервис".
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился с апелляционной жалобой в которой просит указанное решение суда отменить, как принятое при неправильном толковании норм материального права. При этом, Департамент, ссылаясь на пункт 3 Положения о порядке издания приказов об установлении границ охранных зон объектов газоснабжения и наложении ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, утвержденное приказом Департамента от 11.06.2009 N 941, указывает на то, что данным Положением установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению. Одним из необходимых документов является разрешение на строительство объекта газоснабжения, в том числе, разрешение на строительство площадных объектов.
Также заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно исчислял процессуальный срок обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными. Департамент полагает, что заявителю стало известно о нарушении прав именно исходя из письма Департамента от 06.05.2010 N 17-4816з, а повторное обжалуемое письмо Департамента от 11.11.2010 N 17-9944з лишь дублировало позицию об отказе в утверждении границ охраняемой зоны объектов газоснабжения в связи с отсутствием разрешения на строительство объектов газоснабжения.
Представитель Департамента в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным.
Администрация городского округа город Воронеж и ЗАО "Техника-Сервис" явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ЗАО "Техника-Сервис" 08.10.2010 обратилось в Департамент с заявлением об утверждении границы охранной зоны объектов газоснабжения (газопроводов высокого и низкого давления, ГРПШ) общей площадью 580 кв. м, расположенных по адресу: г. Воронеж, пр. Патриотов, 75. При этом заявитель предоставил Департаменту, в том числе, следующие документы :
- план трассы газопровода М 1:500;
- акт выбора трассы газопровода N 73 от 03.11.2009;
- справку Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж от 25.11.2009 N 868;
- кадастровую выписку о земельном участке от 20.10.2009 N 34-323/09-6856;
- письмо Управления главного архитектора администрации городского округа город Ворон еж от 26.02.2010 N 3-47;
- схему генплана М 1:500.
Письмом от 11.11.2010 N 17-9944з Департамент отказал ЗАО "Техника-Сервис" в утверждении границ охранной зоны объектов газоснабжения", сославшись на отсутствие разрешения на строительство объектов газоснабжения.
ЗАО "Техника-Сервис", полагая, что утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны, и считая, что оспариваемый отказ не соответствует пункту 17 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в суд с указанным заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Департамента, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 утверждены Правила охраны газораспределительных сетей (далее - Правила).
Разработанные на основании Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", Правила устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий.
Правила действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
Согласно подпункту "е" пункта 3 Правил - охранная зона газораспределительной сети это территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.
Пунктом 17 Правил установлено, что утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.
В соответствии с Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади (пункт 1.1).
Согласно пункту 2 Инструкции межевание земель включает:
- подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов;
- полевое обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) - опорных межевых знаков (ОМЗ); полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков; составление технического проекта (задания) межевания земель; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков; определение координат пунктов ОМС и межевых знаков; определение площади земельного участка; составление чертежа границ земельного участка; формирование межевого дела.
Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 N 365 утверждено Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения Департамент является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.
Департамент является правопреемником Главного управления государственного имущества Воронежской области (пункт 1.3 Положения).
Департамент исполняет государственные функции, в том числе - утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и установление ограничения прав на входящие в них земельные участки (пун кт 3.1.11.).
Приказом Департамента от 11.06.2009 N 941 утверждено Положение о порядке издания приказов об установлении границ охранных зон объектов газоснабжения и наложении ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки.
Положение устанавливает процедуру приема документов от граждан и юридических лиц для последующего принятия решения Департамента об установлении границ охранных зон объектов газоснабжения и наложении ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки.
Для принятия решения физическое или юридическое лицо обращается с соответствующим заявлением в Департамент, к заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 4 Положения, в том числе материалы межевания границ охранной зоны объекта газоснабжения, включающие также и разрешение на строительство объекта газоснабжения, в том числе, разрешение на строительство площадных объектов (ГРП, ШРП и т.д.).
Из материалов дела видно, что перечисленные в пункте 4 Положения материалы межевания границ охранной зоны объекта газоснабжения, за исключением разрешения на строительство объекта газоснабжения, были предоставлены заявителем Департаменту.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представленные заявителем документы позволяют установить и закрепить на местности границы земельного участка, определить его местоположение и площадь для установления границ охранной зоны объекта газоснабжения.
Также заявитель представил в Департамент письмо Управления главного архитектора (отдел выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию) администрации городского округа город Воронеж от 26.02.2010 N 3-47, в котором заявителю было разъяснено, со ссылкой на пункт 17 части 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что спорный газопровод высокого давления и ШРП не являются объектами капитального строительств, поскольку предназначены для технического обслуживания объектов производственной базы, расположенной по адресу: г. Воронеж, пр. Патриотов, 75, разрешение на строительство объектов вспомогательного назначения не требуется.
В силу частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Пунктом 17 части 3 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Кроме того, имеется согласованный план газопровода, разрешение на реконструкцию производственного объекта и на ввод его в эксплуатацию, а также справка от 07.12.2005 N 1010, являющаяся разрешением на приемку трассы газопровода в эксплуатацию (л.д. 77), выданная Управлением главного архитектора администрации городского округа город Воронеж на основании исполнительного чертежа трассы спорного газопровода.
Газоснабжение реконструированного объекта Общества осуществляется посредством присоединения к существующему газопроводу высокого давления.
В целях строительства, реконструкции и ремонта представляется сводный план сетей инженерно- технического обеспечения с обозначением мест подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
При этом, оснований для включения таких сетей в разрешение на строительство, реконструкцию производственных объектов не усматривается.
Таким образом, утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании материалов по межеванию границ охранной зоны, при этом в состав материалов по межеванию границ разрешение на строительство не входит.
Суд правомерно, исчисляя процессуальный срок, исходил из даты получения ответа на повторное обращение Общества, поскольку обжалуется отказ, выраженный именно в этом письме от 11.11.2010 N 17-9944з.
Именно этим отказом, как полагает заявитель, нарушены его права и законные интересы, поэтому не имеет правового значения для установления срока наличие иных отказов и их основания.
Поскольку оспариваемый отказ Департамента от 11.11.2010 N 17-9944з не соответствует нормам закона и нарушает права и законные интересы заявителя, требования заявителя подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, и не может повлечь отмены принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос о взыскании государственной пошлины судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.03.2011 по делу N А14-12127/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-12127/2010
Истец: ЗАО "Техника - Сервис", ЗАО "Техника-Сервис"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений ВО .
Третье лицо: Администрация г. о.г. Воронеж (Управление главного архитектора), Администрация городского округа город Воронеж, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2568/11