г.Москва |
Дело N А40-29844/11-153-224 |
12 июля 2011 г. |
N 09АП-15266/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веклича Б.С.,
судей Кольцовой Н.Н., Румянцева П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Торопченковым К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.05.2011 по делу N А40-29844/11-153-224, судьи Кастальской М.Н.,
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу
к ФГУП "Почта России" (ОГРН 1037724007276, 131000, Москва, Варшавское шоссе, д.37)
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу с заявлением о привлечении к административной ответственности ФГУП "Почта России" по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 12.05.2011 заявленные требования удовлетворены, ФГУП "Почта России" привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
В обоснование данного решения суд первой инстанции указал на наличие в действиях ответчика состава вмененного административного правонарушения. Суд также пришел к выводу о соблюдении установленных сроков и процедуры привлечения Предприятия к административной ответственности.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которое просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить без изменения решение суда первой инстанции, указывая на его законность и обоснованность.
Представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились. При этом от лиц, участвующих в деле поступили письменные ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Располагая доказательствами надлежащего извещения сторон о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст.ст.123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи на основании лицензии N 25577, выданной Министерством РФ по связи и информатизации 11.04.2003, сроком действия до 11.04.2013.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в ходе планового мероприятия по контролю, проводимого без взаимодействия с проверяемым лицом.
В ходе проверки выявлено нарушение Предприятием абз.1 п.1 ст.46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"; ст.ст.17, 33 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи"; п.6 постановления Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции"; п.4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией серии А025271 N 25577.
При проведении мероприятия Управление проанализировало контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, поступившей непосредственно в адрес заявителя по межобластному потоку, путем сравнения дат исходящих и входящих оттисков календарных штемпелей с установленными контрольными сроками (без учета дня приема).
28.02.2011 составлен Акт проверки деятельности ФГУП "Почта России" по результатам мероприятия по контролю, в котором зафиксированы обнаруженные нарушения.
Несоблюдение контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции межобластного потока выразилось в следующем: из 833 писем и 13 ЕМС отправлений - 357 писем прошли в установленные контрольные сроки или 42,86% (при норме 90%), 1 ЕМС отправление прошло в установленные контрольные сроки или 7,69% (при норме 90%), 476 писем или 57,14% и 12 ЕМС отправление или 92,31% замедлены на этапе пересылки.
При этом не учтены 2 контрольных письма, которые направлены в города: Архангельск, Белгород и на 28.02.2011 не вернулись в Управление Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.
Таким образом, Управление пришло к выводу о том, что обязательства по оказанию услуг оператором почтовой связи - ФГУП "Почта России" исполнены ненадлежащим образом, поскольку нарушены контрольные сроки прохождения письменной корреспонденции, в результате чего качество услуг почтовой связи не соответствует предоставляемой оператором почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
По выявленному факту должностным лицом заявителя, в соответствии с полномочиями, предусмотренными ч.4 ст.28.3 КоАП РФ, приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 04.05.2010 N 70 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", в отсутствии законного представителя юридического лица, уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении составлен протокол от 28.02.2011 N 44-пр, по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в порядке установленном КоАП РФ.
На основании указанного протокола заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно и полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и на их основе, сделаны соответствующие материалам дела выводы о наличии оснований для привлечения ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Согласно п.4, 7, 14 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 25577 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами "О связи" и "О почтовой связи", другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также нести ответственность за ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств.
В частности, лицензиат обязан соблюдать порядок оказания услуг почтовой связи, установленный Правилами оказания услуг почтовой связи и контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи, услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно п.п."а" п.47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации установлены Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции".
Приказом ФГУП "Почта России" от 05.06.2007 N 229-п "Об утверждении и введении в действие контрольных сроков пересылки посылок, нормативов их обработки и перевозки, а также доставки извещений" установлен контрольный срок пересылки посылки из районного центра г.Абинска до г.Краснодара - 4 дня (п.1.4 приложения к приказу N 229-п).
На основании ст.34 Закона о почтовой связи за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Факт нарушения ответчиком условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) достоверно установлен судом и подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Учреждения признаков вмененного административного правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на нарушение заявителем п.28 Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 10, и п.4.3 Рекомендаций по заполнению акта проверки деятельности в области связи.
Указанный довод отклоняется апелляционной коллегией в силу следующего.
Как указывалось выше, по результатам контрольного мероприятия в отношении ФГУП "Почта России" Управлением составлен акт мероприятия систематического наблюдения от 28.02.2011 N А-49/0029-сн.
Данный акт составлен в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 06.04.2010 N 215 "О совершенствовании программного обеспечения Единой информационной системы Роскомнадзора".
Типовая форма акта проверки утверждена Роскомнадзором с учетом требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно п.3.1 Приказа N 215 утвержденная типовая форма территориальными органами применяется с 20.04.2010.
При таких обстоятельствах типовая форма акта проверки, утвержденная Приказом Мининформсвязи от 10.11.2005 N 128, не используется территориальными органами Роскомнадзора.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что предприятие не было ознакомлено с приказом о проведении в отношении него плановой проверки согласно п.19, 20 Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110, а также согласно п.22 Порядка не участвовало в проведении мероприятия.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с приведенными доводами по следующим основаниям.
Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу на основании приказов руководителя Управления от 27.12.2010 N 266-од "О проведении планового мероприятия систематического наблюдения в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", от 27.01.2011 N 42-од "О продлении срока проведения планового систематического наблюдения в отношении субъекта надзора Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" проведено мероприятие по контролю за соблюдением лицензионных условий осуществления деятельности и обязательных требований и норм в области связи в части соблюдения нормативов частоты сбора и сроков пересылки почтовых отправлений в отношении ФГУП "Почта России".
Порядок организации и проведения мероприятий по контролю за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований и норм в области почтовой связи определен "Методикой по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи", утвержденной Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 14.06.2006 N 75.
В соответствии с п.11.5 Методики мероприятия по контролю за соблюдением контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции осуществляется методом дистанционного контроля, путем рассылки контрольных писем и путем анализа письменной корреспонденции, поступающей непосредственно в адрес территориального органа Роскомнадзора.
Таким образом, утверждение в апелляционной жалобе о том, что предприятие не было ознакомлено с приказом о проведении в отношении него плановой проверки согласно п.19, 20 Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110, а также согласно п.22 Порядка не участвовало в проведении мероприятия является ошибочным, поскольку данное требование, согласно п.30 Порядка относится только к проверкам, которые проводятся во взаимодействии с операторами связи, а мероприятие по контролю за соблюдением контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции осуществлено методом дистанционного контроля без взаимодействия с проверяемым лицом (п.24 Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи).
Ссылка апелляционной жалобы на то, что совершенные ФГУП "Почта России" нарушения образуют одно событие административного правонарушения - нарушение лицензионных условий и правил, является необоснованной в силу того, что поводом для возбуждения дел об административных правонарушениях, зафиксированных в протоколах от 28.02.2011 N 44 и N 45, послужили разные события административных правонарушений (несоблюдение контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции по межобластному потоку, и несоблюдение нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков).
Довод апелляционной жалобы об отсутствии надлежащего извещения законного представителя Предприятия о времени и месте составления протокола также является несостоятельным.
Согласно п.17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" положения ст.28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст.28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу ч.2 ст.206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч.2 ст.211 АПК РФ).
Пунктом 4.1 ст.28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из смысла указанной нормы следует, что составление протокола об административном правонарушении, являющегося основным доказательством по делу об административном правонарушении, не допускается в отсутствие законного представителя юридического лица.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен 28.02.2011 N 44-Пр в отсутствие законного представителя ФГУП "Почта России".
Однако, как следует из материалов дела, уведомление о составлении протокола направлено ФГУП "Почта России" телеграммой, которая получена ответчиком 25.02.2011 и подтверждает факт уведомления заявителя о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении от 28.02.2011.
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении у административного органа имелись надлежащие доказательства извещения ФГУП "Почта России" о времени и месте составления протокола.
Следовательно, вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений процедуры привлечения Предприятия к административной ответственности соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Уплаченная при подаче апелляционной жалобы госпошлина в сумме 2 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета, поскольку в силу ч.4 ст.208 АПК РФ заявления и жалобы по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь ч.4.1 ст.206, ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.05.2011 по делу N А40-29844/11-153-224 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному Государственному Унитарному Предприятию "Почта России" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 2 000 рублей по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья: |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-29844/2011
Истец: Управление Роскомнадзора по Магаданской области и Чукоткому автономному округу, Управление Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу
Ответчик: ФГУП "Почта России"