г. Хабаровск
04 августа 2011 г. |
N 06АП-2900/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т. Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Деревообрабатывающий холдинг": Пермякова В.А., представителя по доверенности от 11.01.2011
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям: Разумовской Н.Н. представителя по доверенности от 16.06.2011 N 113
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский центр карантина растений": Дубовых С.В., представителя по доверенности от 12.07.2011 N 621; Лещенок Д.Н., представиетля по доверенности от 01.08.2011
рассмотрев апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Деревообрабатывающий холдинг", Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.05.2011
по делу N А73-2798/2011, принятое судьей Леоновым Д.В.
по заявлению Общество с ограниченной ответственностью "Деревообрабатывающий холдинг"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям
о признании незаконными решений
третье лицо Федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский центр карантина растений"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Деревоперерабатывающий Холдинг" (ОГРН 1082706001520; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям (далее - Управление Россельхознадзора) об отказе в выдаче фитосанитарных сертификатов по заявке от 23.12.2010 N 5879 и 24.12.2010 N 5898, изложенные в уведомлениях от 24.12.2010 N 2128 и N2141, и обязании принять решения о выдаче фитосанитраного сертификата.
Третьим лицом к участию в деле привлечено Федеральное государственное учреждение "Всероссийский центр карантина растений" (далее - ФГУ "ВНИИКР").
Решением суда от 25.05.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву того, что оспариваемые решения соответствует положениям нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения, и не нарушает права и законные интересы общества, поскольку обязанность по получению заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантийнной продукции в целях последующей выдачи ФСС лежит на заявителе.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, как принятое с нарушением норм материального права.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы и дополнения к ней поддержал в полном объеме, ссылаясь на то, что законодательно не установлено одновременная подача заявки и заключения.
Управление и ФГУ "ВНИИКР" в отзывах на жалобу и их представители в судебном заседании указали на законность принятого решения.
В свою очередь, управление также заявило апелляционную жалобу, в которой выразило несогласие с выводом первой инстанции об отсутствии у него полномочий на осмотр подкарантинной продукции.
Федеральное государственное учреждение "Всероссийский центр карантина растений" поддержало жалобу управления в данной части.
Общество в отзыве возражало против данной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 23.12.2010 и 24.12.2010 общество обратилось в Управление Россельхознадзора с заявлениями N 5879 и 5898 о выдаче фитосанитарных сертификатов на пиломатериал лиственницы и ели.
Последнее письмами от 24.12.2010 N 2141 и N2128 отказало в выдаче сертификатов, сославшись на отсутствие заключения о карантинном фитосанитарном состоянии отправляемой на экспорт подкарантинной продукции.
Не согласившись с указанными действиями уполномоченного органа, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 99-ФЗ) вывоз с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений разрешается если имеется фитосанитарный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
Понятие подкарантинной продукции указано в статье 2 названного Закона, в соответствии с которой подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) - растение, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие организм, объект или материал, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов.
Порядок организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз) утвержден приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 14.03.2007 N 163 "Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов".
Согласно пункту 12 Порядка фитосанитарные сертификаты выдаются Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз подкарантинной продукции, на основании заключения о ее карантинном состоянии, выданного организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти по обеспечению карантина растений.
В соответствии с пунктом 16 Порядка Россельхознадзор или территориальное управление Россельхознадзора принимает решение об отказе в выдаче фитосанитарного сертификата, в том числе, в случае непредставления одного или нескольких документов, необходимых для выдачи ФСС.
Доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводом суда в части обязания его представлять вместе с заявкой на выдачу ФСС и заключение о карантинном фитосанитарном состоянии.
Действительно, пунктом 10 Порядка организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов установлен перечень документов, необходимые для выдачи ФСС.
Вместе с тем, пунктом 12 Порядка также предусмотрено, что ФСС выдаются на основании заключения о карантинном фитосанитарном состоянии вывозимой лесопродукции, выданного организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти по обеспечению карантина растений.
Следовательно, помимо документов, указанных в пункте 10 Порядка, наличие заключения о карантинном фитосанитарном состоянии является также необходимым условием выдачи ФСС.
В соответствии со статьей 14 Закона N 99-ФЗ подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния подлежит государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, и при необходимости лабораторным анализу или экспертизе. Лабораторные анализ и экспертиза под кар ангинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) проводятся в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния. Такие исследования проводятся органами и организациями Государственной службы карантина растений Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией, организацией, уполномоченной на выдачу заключения о фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции, является ФГУ "ВНИИКР", основной целью и видом деятельности которого являются решение задач по организации необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, установление фитосанитарного состояния подкарантинных объектов, а также проведение работ по их обеззараживанию.
При таких обстоятельствах, отказы Управления Россельхознадзора в выдаче ФСС по заявкам общества являются законными и основания для признания их недействительными у суда второй инстанции отсутствуют.
На основании вышеизложенного апелляционная жалоба ООО "Деревоперерабатывающий Холдинг" подлежит отклонению.
Судебной коллегией рассмотрена апелляционная жалоба управления, в которой заявитель указал на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что Россельхознадзор и его территориальные органы не входят в состав Государственной службы по карантину растений Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 99-ФЗ Государственная служба карантина растений Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой государственных органов и организаций, обеспечивающих карантин растений.
Согласно Положению о Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1992 N 268, в состав службы входили: Государственная инспекция по карантину растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации; Всероссийский научно-исследовательский институт карантина растений с его периферийной сетью, пограничные государственные и государственные инспекции по карантину растений в республиках, краях, областях, автономных образованиях, карантинные лаборатории, фумигационные отряды, экспедиции, государственные городские и межрайонные инспекции по карантину растений, пограничные пункты по карантину растений в морских и речных портах (на пристанях), на железнодорожных станциях, в аэропортах, на почтамтах и шоссейных дорогах, районные и межрайонные пункты по карантину растений.
Указом Президента Российской Федерации от 09,03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору с передачей ей функций по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (абзац 8 пункта 13 настоящего Указа).
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим отнесенные к ее ведению функции, в том числе функции по контролю и надзору в сфере карантина и защиты растений.
Государственная инспекция по карантину растений Российской Федерации на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2004 N 754 ликвидирована. ФГУ "ВНИИКР" передано в ведение Россельхознадзора.
Поскольку Государственная служба карантина растений - Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой государственных органов и организаций, обеспечивающих карантин растений, а Россельхознадзор - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере карантина и защиты растений, соответственно органом входящим в систему Государственной службы карантина растений Российской Федерации, то вывод арбитражного суда, изложенный в мотивировочной части обжалуемого решения, является неправильными.
Вместе с тем, учитывая, что данный вывод не повлек принятие неправильного судебного акта по существу спорных правоотношений, то решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.05.2011 по делу N А73-2798/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2798/2011
Истец: ООО "Деревообрабатывающий Холдинг"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Хабарвоскому краю, ЕАО, Сахалинской области, Управление Россельхознадзора по Хабарвоскому краю, Еврейской автономной области и Сахалинской области
Третье лицо: ФГУ "ВНИИКР"