6 мая 2011 г. |
Дело N А14-11718/2010/358/22 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 мая 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Анзельм К.К.
при участии:
от государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в г. Воронеже: Нетяга О.Г., ведущий специалист-эксперт, доверенность N 01-33/6 от 11.01.2011,
от открытого акционерного общества "ВЭКС": Лебедева Н.В., представитель по доверенности б/н от 05.10.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.02.2011 г. по делу N А14-11718/2010/358/22 (судья Сорокина Н.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "ВЭКС" (ОГРН 1023601609503) к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда в г. Воронеже о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "ВЭКС" (далее - ОАО "ВЭКС", Общество) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (далее - УПФР в г.Воронеже, Управление)
о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений от 13.11.2010 г.. N N 04603270036239, 04603270036240, 04603270036241, 04603270036242, 04603270036243, 04603270036244, 04603270036245, 04603270036246 выставленных на основании решения УПФР в г.Воронеже от 13.11.2010 г.. N 046 032 10 ВД 0011947, на общую сумму 769 243,60 руб.;
об обязании УПФР в г.Воронеже Воронежской области произвести возврат денежных средств в размере 769 243,60 руб., списанных со счета ОАО "ВЭКС" Воронежский экскаватор на основании инкассовых поручений от 13.11.2010 г.. N N 04603270036239, 04603270036240, 04603270036241, 04603270036242, 04603270036243, 04603270036244, 04603270036245, 04603270036246 (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 04.02.2011 заявленные требования удовлетворены.
Управление, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что взыскание с Общества задолженности по страховым взносам за 3 квартал 2010 года произведено в соответствии с нормами действующего законодательства.
Так, Управление полагает, что спорные платежи являются текущими и подлежат взысканию вне рамок дела о банкротстве Общества.
Управление указывает на то, что в выставленных на счет Общества инкассовых поручениях была указана очередность платежа, а также период, за который производится взыскание задолженности, срок окончания отчетного периода, срок уплаты в соответствии со ст. 854, 855 ГК РФ, то есть содержат все необходимые реквизиты, позволяющие идентифицировать взыскиваемые суммы как текущие.
В судебном заседании 21 апреля 2011 года был объявлен перерыв до 28 апреля 2011 года (с учетом выходных дней).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части.
Как следует из материалов дела, в связи с наличием у ОАО "ВЭКС" задолженности на обязательное пенсионное и медицинское страхование 19.10.2010 г.. Управлением выставлено требование N 04603240051287 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 9 месяцев 2010 г.. в общей сумме 769 243,60 руб., в том числе: на обязательное пенсионное страхование в размере 640 241 руб. (590 485 руб. - на формирование страховой части пенсии, 49 756 руб. - на формирование накопительной части пенсии); на обязательное медицинское страхование в размере 99 238 руб. (в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 35 214 руб., в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 64 024 руб.); пени в сумме 25 770,22 руб., в том числе: на страховую часть пенсии - 23 816,04 руб., на накопительную часть пенсии - 1 954,18 руб., в ФФОМС - 1 417,35 руб., ТФОМС - 2 577,03 руб.
В связи с неуплатой в добровольном порядке указанной задолженности, 13.11.2010 г.. УПФР в г.Воронеже Воронежской области вынесено решение N 046 032 10 ВД 0011947 о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
13.11.2010 г.. на основании вышеназванного решения на расчетные счет Общества в Воронежском филиале ОАО "Банк Москвы" выставлены инкассовые поручения N N 04603270036239, 04603270036240, 04603270036241, 04603270036242, 04603270036243, 04603270036244, 04603270036245, 04603270036246 от 13.11.2010 г. на общую сумму 769 243,60 руб.
Указанные инкассовые поручения были исполнены банком 23.11.2010 г..
Не согласившись с выставленными на основании решения инкассовыми поручениями, а также полагая, что списанные с расчетного счета денежные средства подлежат возврату Обществу как незаконно взысканные, Общество обратилось в суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя требования Общества в части обязания УПФР в г.Воронеже Воронежской области произвести возврат денежных средств в размере 769 243,60 руб., списанных со счета ОАО "ВЭКС" Воронежский экскаватор на основании инкассовых поручений от 13.11.2010 г.. N N 04603270036239, 04603270036240, 04603270036241, 04603270036242, 04603270036243, 04603270036244, 04603270036245, 04603270036246, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" ( далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Исходя из положений ст.11 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Общество является страхователем по обязательному медицинскому страхованию, обязательному пенсионному страхованию и , соответственно, плательщиком страховых взносов ( ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования") .
В силу п.п.1 п.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно пункту 4 статьи 15 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
В силу статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Указанные положения применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, с 01.01.2010 г. органам Пенсионного фонда РФ предоставлено право бесспорного взыскания с плательщика неуплаченных в установленный срок сумм страховых взносов и пени, в том числе в Пенсионный фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования.
Однако, в случае введения в отношении плательщика взносов процедур банкротства, приведенные положения законодательства подлежат применению с учетом ограничений и особенностей, предусмотренных законодательством о несостоятельности ( банкротстве).
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2006 г.. по делу N А14-13640-2004/79/7б ОАО "ВЭКС" Воронежский экскаватор признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 17.09.2009 г.. конкурсным управляющим назначен Терентьев Д.В.
В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) (в редакции, действовавшей на момент признания заявителя банкротом) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из иных незаконных владений, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Из материалов дела следует, что взысканные по спорным инкассовым поручениям платежи являются текущими, обязанность по их уплате возникла в ходе конкурсного производства.
В силу ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве), однако в силу специального указания п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Согласно п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" в силу положений пункта 4 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию задолженности по обязательным платежам, возникшим после открытия конкурсного производства.
С 01.01.2010 в связи со вступлением в силу Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" органам ПФР от налоговых органов переданы функции по принудительному взысканию со страхователей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем вышеуказанные разъяснения о недопустимости принудительного взыскания задолженности, возникшей в конкурсном производстве, подлежат применению.
Следовательно, вопрос об исполнении Обществом обязанности по уплате спорных сумм взносов и пени должен решаться не Управлением в бесспорном порядке, а конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
В то же время согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25, согласно абз. 5 ст. 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами. При применении п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (п. 5 ст. 134 Закона).
Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 ГК РФ порядке.
Соответственно, обязательства по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возникшие в ходе конкурсного производства, в отличие от обязательств по уплате налогов, удовлетворяются вне очереди за счет конкурсной массы, однако в соответствии с очередностью удовлетворения требований кредиторов по текущим обязательствам, установленной ст.855 ГК РФ.
Вместе с тем, из приведенного разъяснения ( п.15 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25) не следует, что у органов Пенсионного фонда имеется право на самостоятельное бесспорное взыскание сумм страховых взносов, обязанность по уплате которых возникла в ходе конкурсного производства.
Приведенная правовая позиция применительно к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование отражена в постановлении ФАС Центрального округа от 15.03.2011 г. по делу N А68-6876/10-276/22.
Более того, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, взыскание спорных сумм страховых взносов и пени в соответствии с рассматриваемыми инкассовыми поручениями привело к нарушению очередности, установленной ст.855 ГК РФ.
Так, по состоянию на 23.11.2010 г.. у Общества имеется не погашенная задолженность по заработной плате, не подтвержденная исполнительными документами в общей сумме 1 273 616,30 руб.
Также, у должника имеется непогашенная текущая задолженность по отчислениям в пенсионный фонд за период с 4 квартала 2004 г.. по 2 квартал 2010 г.. в общей сумме 40 767 738,70 руб.
В силу изложенного, взыскание Управлением в бесспорном порядке спорных сумм страховых взносов не соответствует вышеприведенным положениям законодательства о банкротстве.
С учетом того, что в рассматриваемом случае подлежат применению положения законодательства о банкротстве без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" ( пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ), то обстоятельства, что спорные платежи являются текущими, не свидетельствует о правомерности их бесспорного взыскания Управлением.
Как установлено судом первой инстанции, , 23.11.2010 г.. банком произведено списание денежных средств со счета ОАО "ВЭКС" Воронежский экскаватор по спорным инкассовым поручениям в общей сумме 769 243,60 руб.
Согласно п.1,5,6 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов.
Следовательно, данная норма предусматривает для плательщиков страховых взносов возможность выбора способа защиты своего нарушенного права, в том числе если орган пенсионного фонда взыскал с него суммы взносов, пеней излишне, то есть неосновательно или незаконно.
Соответствующая правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 17413/09.
В силу изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества в части обязания УПФР в г.Воронеже Воронежской области произвести возврат денежных средств в размере 769 243,60 руб., списанных со счета общества на основании инкассовых поручений от 13.11.2010 г.. N N 04603270036239, 04603270036240, 04603270036241, 04603270036242, 04603270036243, 04603270036244, 04603270036245, 04603270036246.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части признания не подлежащими исполнению инкассовых поручений в связи со следующим.
Статьей 172 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены требования к резолютивной части судебного решения по спорам о признании не подлежащими исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, согласно которым в ней должны указываться наименование, номер, дата выдачи документа, не подлежащего исполнению, и денежная сумма, не подлежащая списанию.
По смыслу приведенной нормы возможность признания не подлежащими исполнению инкассовых поручений обусловлена тем, что на момент принятия судом решения инкассовые поручения не исполнены и существует возможность их исполнения.
Из материалов дела следует, что инкассовые поручения от 13.11.2010 г.. N N 04603270036239, 04603270036240, 04603270036241, 04603270036242, 04603270036243, 04603270036244, 04603270036245, 04603270036246 на момент принятия судом первой инстанции решения по настоящему делу уже были фактически исполнены, денежные средства по ним списаны с расчетного счета Общества.
При указанных обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания не подлежащими исполнению инкассовых поручений, исполненных на момент принятия судом обжалуемого судебного акта.
Следовательно, решение суда первой инстанции от 04.02.2011 г. в части признания не подлежащими исполнению инкассовые поручения от 13.11.2010 г.. N N 04603270036239, 04603270036240, 04603270036241, 04603270036242, 04603270036243, 04603270036244, 04603270036245, 04603270036246 выставленных на основании решения УПФР в г.Воронеже от 13.11.2010 г.. N 046 032 10 ВД 0011947, на общую сумму 769 243,60 руб. подлежит отмене. В удовлетворении указанных требований Общества следует отказать.
В остальной части решение суда первой инстанции от 04.02.2011 г. следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Из материалов дела следует, что при обращении в суд первой инстанции Обществу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения судебного акта. В связи с тем, что судом первой инстанции заявленные требования Общества были полностью удовлетворены, суд указал на то, что госпошлина взысканию и возврату не подлежит.
Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены решения суда в части удовлетворения требований о признании не подлежащим исполнению инкассовых поручений с отказов в удовлетворении данных требований Общества, государственная пошлина подлежит взысканию с Общества в доход федерального бюджета.
В пункте 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.07 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при подаче заявления о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения налогового органа государственная пошлина уплачивается в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ и пунктом 2 части 1 статьи 103 АПК РФ исходя из оспариваемой суммы, подлежащей взысканию на основании указанного документа.
Поскольку общая сумма взыскиваемой задолженности по спорным инкассовым поручения равна 769 243,60 руб., сумма госпошлины в соответствии с положениями пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ составит 18 385 руб.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.02.2011 г. удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.02.2011 г. в части признания не подлежащими исполнению инкассовых поручений от 13.11.2010 г.. N N 04603270036239, 04603270036240, 04603270036241, 04603270036242, 04603270036243, 04603270036244, 04603270036245, 04603270036246, выставленных на основании решения УПФР в г.Воронеже от 13.11.2010 г.. N 046 032 10 ВД 0011947, на общую сумму 769 243,60 руб. отменить.
В удовлетворении требований ОАО "ВЭКС" Воронежский экскаватор в указанной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.02.2011 г. по делу N А14-11718/2010/358/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "ВЭКС" Воронежский экскаватор ( ОГРН 1023601609503) государственную пошлину в размере 18 385 руб. в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-11718/2010
Истец: ОАО "ВЭКС" Воронежский экскаватор
Ответчик: УПФ РФ в г. Воронеже