15 июля 2011 г. |
Дело N А55-2346/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Игнатенко Т.В., доверенность от 14 января 2011 г. N 30;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Панова Л.А., доверенность от 24 декабря 2010 г. N 12-7272;
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 мая 2011 г.
по делу N А55-2346/2011 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо - муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара (ИНН 6316033540, ОГРН 1026301157420) , г. Самара,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - регистрирующий орган) с заявлением о признании незаконными действий, выразившихся в отказе проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение (н1), площадью 430, 1 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Октябрьский район, проспект Масленникова, дом 29 (1 этаж: комнаты N N 2, 46-52), обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 мая 2011 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиям ст.ст. 17, 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации), что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права собственности.
Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представитель третьего лица - муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21 сентября 2010 г. Департамент обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение (н1), площадью 430, 1 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Октябрьский район, проспект Масленникова, дом 29 (1 этаж: комнаты N N 2, 46-52).
08 ноября 2010 г. сообщением N 01/374/2010-784 регистрирующий орган отказал заявителю в проведении регистрационных действий (л.д. 8-10).
В качестве оснований для отказа указано на непредставление заявления передающей стороны о государственной регистрации перехода данного права и иных необходимых документов на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона о госрегистрации перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона о госрегистрации сделки с объектом недвижимости.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о госрегистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона о госрегистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В силу п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В ст. 18 Закона о госрегистрации перечислены требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав.
Из материалов дела следует, что на государственную регистрацию были представлены выписка из реестра муниципальной собственности от 15 сентября 2010 г. N 15-07-16/48633, кадастровый паспорт помещения от 25 августа 2010 г., постановление главы города Самары от 04 октября 2001 г. N 1319 (л.д. 33-53).
Из представленной заявителем выписки из реестра муниципальной собственности от 15 сентября 2010 г. N 15-07-16/48633 следует, что спорное помещение состоит в реестре муниципального имущества городского округа Самара с 04 октября 2001 г. за N 011481 на основании постановления главы города Самары от 04 октября 2001 г. N 1319 (л.д. 13-14).
Согласно постановлению главы города Самары от 04 октября 2001 г. N 1319 "О принятии в муниципальную собственность г. Самары общежитий от открытого акционерного общества "Самарская подшипниковая корпорация "Шар" на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 18 декабря 1997 г. по делу N А55-220/97-6, на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 15 мая 2001 г. по делу N А55-85/98-10Б, в муниципальную собственность города Самары приняты общежития, передаваемые ОАО "СПК "Шар" согласно приложению, в том числе жилой дом 29 по пр. Масленникова (л.д. 14-15).
Из кадастрового паспорта помещения по состоянию на 25 августа 2010 г., представленного на государственную регистрацию, следует, что нежилое помещение (н1), площадью 430, 10 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Октябрьский район, проспект Масленникова, дом 29 (1 этаж: комн. N N 2, 46-52) расположено в многоквартирном доме (л.д. 16).
В силу п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с приложением N 3 постановления N 3020-1 объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения; объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов; другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
Спорный объект недвижимости включен в реестр муниципальной собственности как построенный за счет 5- и 7- процентных отчислений от капитальных вложений, выделяемых на жилищное строительство.
Спорное помещение представляет собой встроенное в первый этаж нежилое помещение жилого дома. Данное обстоятельство подтверждается письмом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 27 октября 2010 г. (л.д. 48).
В силу п. 6 постановления Совмина РСФСР от 01 сентября 1960 г. N 1345 облисполкомы, министерства и ведомства РСФСР обязаны были расходовать на строительство встроенных нежилых помещений, размещаемых как в первых этажах жилых домов, так и в отдельно стоящих зданиях, 5 процентов капитальных вложений, выделяемых им на жилищное строительство. Согласно постановлению Совмина РСФСР от 26 сентября 1988 г. N 404 с 1989 г. разрешено расходовать на эти цели до 7 процентов.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 июля 1995 г. N 38-3827-94 данное обстоятельство не нуждается в доказывании, поскольку в тот период такой общий порядок финансирования строительства объектов социально-культурного и бытового назначения был установлен совместными постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР.
Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению N 3020-1.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 5 Информационного письма от 11 июня 1997 г. N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что совокупностью доказательств подтверждается, что право муниципальной собственности на спорный объект является ранее возникшим в силу положений закона, а именно постановления N 3020-1.
Как было указано выше, на основании п. 1 ст. 6 Закона о госрегистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В силу п. 2 ст. 6 Закона о госрегистрации государственная регистрация права на недвижимое имущество, возникшего до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, требуется в случае необходимости совершения какой-либо сделки.
Из вышеизложенного следует, что право муниципальной собственности на нежилое помещение являлось ранее возникшим в силу прямого указания закона, в связи с чем правовая экспертиза представленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объектов недвижимости по правоустанавливающим документам. При этом совокупность данных документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на который было заявлено на государственную регистрацию.
Как было указано выше, согласно постановлению главы города Самары от 04 октября 2001 г. N 1319 "О принятии в муниципальную собственность г. Самары общежитий от открытого акционерного общества "Самарская подшипниковая корпорация "Шар" на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 18 декабря 1997 г. по делу N А55-220/97-6, на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 15 мая 2001 г. по делу N А55-85/98-10Б, передало Комитету по управлению имуществом г. Самары (в настоящее время - Департамент управления имуществом городского округа Самара) здание общежития по адресу: г. Самара, пр. Масленникова, 29 (л.д. 14-15).
30 декабря 2005 г. между Комитетом по управлению имуществом от имени муниципального образования городского округа Самара и муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий города Самары заключен договор N 000308х о порядке использования движимого и недвижимого муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в том числе спорного объекта недвижимости (л.д. 69-73).
Судом также установлено, что данный объект недвижимого имущества не состоит в реестрах федерального имущества и имущества Самарской области (л.д. 63-64, 66-67).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиям ст.ст. 17, 18 Закона о госрегистрации, что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права собственности.
Таким образом, оспариваемые действия по отказу в государственной регистрации права муниципальной собственности не соответствуют требованиям ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушают права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию и распоряжению объектом недвижимого имущества, в связи с чем требования заявителя обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 мая 2011 г. по делу N А55-2346/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2346/2011
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий города Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области, Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий города Самара, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области