29 июня 2011 г. |
Дело N А48-439/2011 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.
судей Миронцевой Н.Д.
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Анзельм К.К.,
при участии:
от Управления по тарифам Орловской области: Рыков Ю.Ф. - главный специалист отдела, доверенность N 01-10/82 от 18.01.2010 г.,
от ООО "АВАНТАЖ": представители не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по тарифам Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 06.04.2011 г. по делу N А48-439/2011 по заявлению ООО "АВАНТАЖ" к Управлению по тарифам Орловской области о признании незаконным отказа в возврате денежных средств в сумме 111 000 рублей.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АВАНТАЖ" (далее также
- заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с
заявлением к Управлению по тарифам Орловской области (далее также -
ответчик, Управление) о признании незаконным отказа в возврате денежных
средств в сумме 111 000 руб., изложенного в письме от 26.01.2011 г.. N 01-10/147, и обязании ответчика восстановить нарушенные права заявителя путем перечисления денежных средств в размере 111 000 руб. на расчетный счет ООО "АВАНТАЖ".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 06.04.2011 г. по делу N А48-439/2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление по тарифам Орловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом, заявитель жалобы указывает на то, что поскольку вступивший в силу 29.01.2009 г. ФЗ РФ N 394-ФЗ применяется на всей территории Российской Федерации, то, соответственно, Закон Орловской области N 565-ОЗ с указанной даты не подлежит применению, вне зависимости от того отменен он или нет.
По мнению Управления, обязанность по оплате юридически значимых действий - выдачу лицензии, Обществом не была выполнена в полном объеме, следовательно, правоотношения не закончены, и Общество должно каждый год перечислять по 40 000 рублей. В связи с чем, вывод суда о том, что лицензионный сбор уплачен в период действия Закона Орловской области, основан на неправильном толковании закона.
ООО "Авантаж" не согласно с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным. В своем отзыве на жалобу Общество указывает на то, что, поскольку Обществом представлено заявление на выдачу лицензии 29.02.2008 г., ранее вступления ФЗ РФ N 394-ФЗ в силу, то госпошлину Общество уплачивать не должно. Установленный указанным законом размер госпошлины значительно превышает размер сбора за представление лицензии. Оплата лицензионного сбора произведена обществом 08.02.2011 г. в полном объеме. В связи с чем, Общество полагает , что ошибочно перечислило 111 000 рублей, в связи с чем, они подлежат возврату.
В судебное заседание представитель Общества с ограниченной ответственностью "АВАНТАЖ" не явился, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о месте и времени судебного заседания. В связи с чем, дело рассматривается в отсутствие представителя Общества, в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании от 15 июня 2011 г. объявлялся перерыв до 22 июня 2011 г.
Из материалов следует, что ООО "АВАНТАЖ" имеет лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции от 29.02.2008 г.. серия ОРЛ N 003170 N 27, сроком действия с 29.02.2008 г.. до 01.03.2013г. (л.д.10-11).
За выдачу указанной лицензии Обществом платежными поручениями от 29.02.2008 г.. N 13, от 13.02.2009 г.. N 40, от 05.02.2010 г.. N 26 перечислен лицензионный сбор в сумме 15 000 руб. (л.д.12-14).
Письмом от 07.04.2010 г.. N 01-10/901 Управление по тарифам Орловской области уведомило ООО "АВАНТАЖ" о необходимости в связи с вступлением в силу с 29.01.2010 г.. Федерального закона от 27.12.2009 г.. N 374-ФЗ в срок до 20.04.2010 г.. уплатить государственную пошлину за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции за весь оставшийся срок действия лицензии из расчета 40 000 руб. за каждый год действия лицензии (л.д.15).
Во исполнение указанного требования Общество произвело уплату 111 000 руб. по платежным поручениям от 16.04.2010 г.. N 108, от 23.07.2010 г.. N 142, от 04.08.2010 г.. N 152 (л.д.16-18). В ходе судебного разбирательства установлено, что данные платежи зачтены в доход областного бюджета как госпошлина за совершение действий, связанных с лицензированием; главным администратором доходов областного бюджета по данным платежам является Управление по тарифам Орловской области.
Посчитав впоследствии, что у него отсутствовала обязанность по уплате государственной пошлины в размере, установленном подп.94 п.1 ст.333.33 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.12.2009 г.. N 374-ФЗ, ООО "АВАНТАЖ" 28.12.2010 г.. обратилось в Управление по тарифам Орловской области с заявлением о возврате излишне уплаченной госпошлины в сумме 111 000 руб. (л.д.20-21).
Управление по тарифам Орловской области письмом от 26.01.2011 г.. N 01-10/147 отказало заявителю в возврате денежных средств в сумме
111 000 руб., указав, что они не являются излишне уплаченными, и их возврат повлечет приостановление действия лицензии и обращение лицензирующего органа в суд с заявлением о ее аннулировании (л.д.22-23).
Не согласившись с указанным отказом, ООО "АВАНТАЖ" обратилось за судебной защитой.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия законных оснований для перечисления Обществом указанной суммы.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, заслушав представителя Управления по тарифам Орловской области оценив в совокупности все представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 11, пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту также - Закон от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ) поставка и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются организациями только при наличии соответствующих лицензий.
В силу пункта 2 статьи 18 вышеуказанного Закона розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию. Лицензии выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений Закона.
В соответствии с подп.18 п.1 ст.11 Закона Орловской области от 26.12.2005 г.. N 564-ОЗ (в редакции, действовавшей на дату выдачи ООО "АВАНТАЖ" лицензии) одним из лицензионных требований, предъявляемых к розничной продаже алкогольной продукции, и условий действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции являлось представление в лицензирующий орган документов, подтверждающих уплату сборов за выдачу лицензий (лицензионных сборов), в соответствии со сроками, установленными законом Орловской области.
В силу подп.4 п.1 ст.19 Федерального закона от 22.11.1995 г.. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", подп.4 п.1 ст.12 Закона Орловской области от 26.12.2005 г.. N 564-ОЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Орловской области" (в редакции, действовавшей на дату выдачи лицензии ООО "АВАНТАЖ") документом, обязательным для представления в лицензирующий орган для получения лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, наряду с прочими, поименованными в п.1 ст.19 Федерального закона от 22.11.1995 г.. N 171-ФЗ, п.1 ст.12 Закона Орловской области от 26.12.2005 г.. N 564-ОЗ являлся документ,
подтверждающий уплату сбора за выдачу лицензии в соответствии с законом Орловской области.
В период выдачи ООО "АВАНТАЖ" лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции от 29.02.2008 г.. серия ОРЛ N 003170 N 27 отношения, касающиеся порядка взимания и размеров сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции регулировались Законом Орловской области от 26.12.2005 г.. N 565-ОЗ "О сборах за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции".
Законом Орловской области от 05.12.2008 г.. N 842-ОЗ "О внесении изменений в законодательные акты Орловской области" в Закон Орловской области от 26.12.2005 г.. N 565-ОЗ "О сборах за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции" были внесены изменения, в том числе в части размеров, сроков и порядка уплаты лицензионных сборов.
При этом ст.3 Закона Орловской области от 05.12.2008 г.. N 842-ОЗ предусматривала, что лицензиаты, получившие лицензии до его вступления в силу, уплачивают лицензионные сборы в порядке, действовавшем на дату выдачи лицензии, и в размерах, установленных Законом Орловской области от 05.12.2008 г.. N 842-ОЗ.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что в соответствии с п.2 ст.3, подп.2 п.2 ст.4 Закона Орловской области от 26.12.2005 г.. N 565-ОЗ (в редакции Закона Орловской области от 05.12.2008 г.. N 842-ОЗ) уплате ООО "АВАНТАЖ" подлежал сбор в размере 3 000 руб. за год в сроки: 1) за первый год действия (продления действия) лицензии - не позднее 30 календарных дней со дня принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии, продлении срока ее действия или переоформлении лицензии; 2) за каждый последующий год действия (продления действия) лицензии - не позднее даты начала очередного года действия лицензии.
Впоследствии ст.2 Федерального закона от 27.12.2009 г.. N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" были внесены изменения в гл.25.3 НК РФ, согласно которым устанавливалась уплата государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в размере 40 000 руб. за каждый год срока действия лицензии вместо ранее взимавшегося сбора. Указанные изменения вступили в силу с 29.01.2010 г.. (п.1 ст.28 Федерального закона от 27.12.2009 г.. N 374-ФЗ).
Федеральным законом от 27.12.2009 г.. N 374-ФЗ и Федеральным законом от 05.04.2010 г.. N 41-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" также были внесены изменения в ст.19 Федерального закона от 22.11.1995 г.. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", предусматривающие, в частности, что за выдачу лицензий на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, продление срока действия таких лицензий и их переоформление уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подп.4 п.1, п.18 ст.19 Федерального закона от 22.11.1995 г.. N 171-ФЗ).
В письме N 03-05-05-03/51 от 30.11.2010 г. Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства Финансов Российской Федерации разъяснено, что действие указанного выше Федерального Закона N 374-ФЗ распространяется на организации, представившие в лицензирующий орган заявление о выдаче указанной лицензии, начиная с 29 января 2010 г.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции серия ОРЛ N 003170 N 27 со сроком действия с 29.02.2008 г. по 01.03.2013 г. была предоставлено ООО "АВАНТАЖ" 29.02.2008 г., т.е. до вступления в силу ФЗ РФ от 27.12.2009 г.. N374-ФЗ.
Оплата лицензионного сбора была произведена Обществом в полном объеме 08.02.2011 г.
Согласно п.2 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п.7 ст.3 НК РФ).
В вязи с чем, апелляционная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в отношении ООО "АВАНТАЖ" не подлежат применению положения Федерального закона от 27.12.2009 г.. N 374-ФЗ, предусматривающие уплату государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, так как лицензия была получена Обществом до вступления в силу соответствующих положений данного нормативного акта, то есть до 29.01.2010 г..
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент уплаты сбора Обществом, не действовал Закон Орловской области от 26.12.2005 г.. N 565-ОЗ "О сборах за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции" судом отклоняется , поскольку материалами дела подтверждено, что последний платеж в сумме 9 000 руб. в счет уплаты лицензионного сбора в размере 15 000 руб. перечислен заявителем 05.02.2010 г.., т.е., до вступления 04.04.2010 г.. в силу Закона Орловской области от 01.04.2010 г.. N 1047-ОЗ "О признании утратившими силу Закона Орловской области "О сборах за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции" .
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону иному нормативному правовому акту и нарушают их права законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным действий, бездействия заинтересованных лиц в силу вышеуказанной нормы права, необходимо наличие таких условий, как несоответствие (противоречие) действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушения этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционная инстанция приходит к выводу, что Арбитражный суд Орловской области обоснованно указал, что в отношении ООО "АВАНТАЖ" не подлежат применению положения ФЗ РФ N 374-ФЗ, предусматривающие уплату госпошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, так как лицензия получена обществом до вступления в силу указанного закона..
Материалами дела подтверждено, что Общество в полном объеме выполнило свою обязанность по внесению лицензионного сбора, поэтому денежные средства, перечисленные Обществом в соответствие с требованиями Управления по тарифам Орловской области N 01-10/901 от 07.04.2010 г. подлежат возврату.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными действия Управления по тарифам Орловской области, выразившиеся в отказе письмом от 26.01.2011 г.. N 01-10/147 в возврате излишне уплаченной госпошлины по заявлению ООО "АВАНТАЖ" от 27.12.2010 г.., обязав устранить допущенные нарушения прав и законных
интересов заявителя путем перечисления в десятидневный срок с момента
вступления настоящего судебного акта в законную силу 111 000 руб. на
расчетный счет ООО "АВАНТАЖ".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права. В связи с этим, решение Арбитражного суда Орловской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, частью 1 статьи 269 и статьей 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 06.04.2011 г. по делу N А48-439/2011 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
В.А. Сергуткина |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-439/2011
Истец: ООО "АВАНТАЖ"
Ответчик: Управление по тарифам Орловской области
Третье лицо: Управление по тарифам Орловской области