"11" июля 2011 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" июля 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Дунаевой Л.А., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,
при участии:
от заявителя (ОАО "Красноярский машиностроительный завод" ОГРН 1082468060553/ИНН 2462206345): Федоровой Ю.В., представителя по доверенности от 01.02.2010 N 10;
от ответчика (государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации ОГРН 1022402652469/ИНН 2466039624): Бондаренко И.М., представителя по доверенностям от 21.12.2010 N 108 (после перерыва), Четверикова П.В., представителя по доверенности от 27.12.2010 N 120 (до перерыва);
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Красноярский машиностроительный завод"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "31" марта 2011 года по делу N А33-932/2011, принятое судьей Лапиной М.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Красноярский машиностроительный завод" (далее - общество, страхователь, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, фонд) о признании частично недействительным решения от 15.12.2010 N 157 с/с.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31 марта 2011 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на то, что законодательство не предусматривает возможности нахождения бланков листков нетрудоспособности и их выдачи гражданам лечебными учреждениями в отсутствие у них лицензии на услуги по экспертизе временной нетрудоспособности; наличие у работника листка нетрудоспособности не обязывает страхователя - работодателя осуществлять проверку наличия лицензии у медицинского учреждения по каждому листку нетрудоспособности, выдавшего его.
По мнению заявителя, ответственность за получение, хранение и распределение бланков, а также за учет и отчетность по ним несут руководители и главные бухгалтеры региональных отделений фонда социального страхования, медицинских организаций; работодатель несет ответственность только за правильность начисления пособий, а не за отсутствие у медицинских учреждений лицензий на услуги по экспертизе временной нетрудоспособности.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20 июня 2011 года объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 27 июня 2011 года. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Фондом в отношении общества проведена выездная документальная проверка по вопросу расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога, по итогам которой ответчиком составлен акт от 12.11.2010 N 139 с/с. Обществом на акт проверки от 12.11.2010 N 139 с/с представлены в фонд возражения.
Рассмотрев 03.12.2010 материалы проведенной проверки с участием представителей страхователя, ответчик вынес решение от 15.12.2010 N 157 с/с "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования", в соответствии с которым обществу отказано в принятии к зачету расходов, произведенных заявителем на выплату пособия по временной нетрудоспособности в сумме 451 557 рублей 89 копеек.
Фонд исходил из того, что основанием выплаты указанного вида пособий явились листки нетрудоспособности, оформленные с нарушением пункта 2 "Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности", утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 01.08.2007 N 514, поскольку листки нетрудоспособности были выданы медицинскими учреждениями, не имеющими лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности.
Страхователь, посчитав решение фонда от 15.12.2010 N 157 с/с в части непринятия к зачету произведенных расходов в размере 451 557 рублей 89 копеек незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с требованием о признании названного ненормативного правового акта в указанной части недействительным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что фонд доказал законность и обоснованность вынесенного им решения от 15.12.2010 N 157 с/с.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ к видам страхового обеспечения относится пособие по временной нетрудоспособности. Пунктом 1 статьи 22 названного Федерального закона установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление страхового случая, которое документально подтверждено.
В силу пункта 1 Порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденного приказом от 01.08.2007 N 514 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) установлено, что по общему правилу финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона N 255-ФЗ право на пособие по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении случаев, указанных в части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ, в том числе при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 2.4 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2004, расходы по обязательному социальному страхованию осуществляются страхователями-работодателями через бухгалтерии. В связи с этим ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет страхователь.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности утвержден приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514, согласно пункту 2 которого, листок нетрудоспособности выдают лечащие врачи медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.
Из содержания пункта 2 статьи 7, пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также пункта 10 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, следует, что лицо, получившее лицензию на осуществление медицинской деятельности вправе оказывать лишь тот перечень медицинских услуг, который отражен в приложении к выданной лицензии. При этом лицензируемый вид деятельности, в частности, медицинская деятельность, подлежит осуществлению по адресам, указанным в полученной лицензии.
Исходя из толкования вышеприведенных положений приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности", Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что правом на выдачу листков нетрудоспособности наделены медицинские организации, оказывающие перечень конкретных медицинских услуг, указанных в приложении к полученной лицензии на осуществление медицинской деятельности, по отраженным в данной лицензии адресам. При отсутствии у медицинского учреждения в целом лицензии на осуществление медицинской деятельности, либо при оказании медицинских услуг, не указанных в приложении к выданной лицензии, либо при оказании соответствующих услуг не по тем адресам, которые отражены в имеющейся лицензии, у фонда отсутствуют основания для принятия к зачету расходов, произведенных страхователем на выплату пособия по временной нетрудоспособности, осуществленную на основании больничных листков, выданных с нарушением порядка, установленного действующим законодательством.
Причиной отказа в принятии к зачету произведенных страхователем расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 451 557 рублей 89 копеек, осуществленную на основании листков нетрудоспособности, перечисленных на страницах 5 и 6 решения суда, явилась выдача листков нетрудоспособности МУЗ "Городская больница N 5", МУЗ "Березовская ЦРБ", МУЗ "Сухобузимская ЦРБ", МУЗ "Уярская ЦРБ" по адресам, не указанным в приложении к имеющимся у данных организаций лицензиям, а именно:
г. Красноярск, ул. Глинки, д. 23 (поликлиника N 3), пер. Ярцевский, д. 3 (инфекционное отделение), ул. 26 Бакинских комиссаров, д. 4 (поликлиника N 2), ул. Тамбовская, д. 3 (поликлиника N 1) (МУЗ "Городская больница N 5", имеющего лицензию N ЛО-24-01-000078);
по адресам местонахождения Вознесенского ФАП (фельдшерско-акушерский пункт) и Зыковской амбулатории (МУЗ "Березовская ЦРБ", имеющего лицензии N 24-01000389 и N ЛО-24-01-000416);
по адресу местонахождения Кононовского отделения ОВП (общей врачебной практики) (МУЗ "Сухобузимская ЦРБ", имеющего лицензию N ЛО-24-01-000580);
по адресу местонахождения Рощинской амбулатории (МУЗ "Уярская ЦРБ", имеющего лицензию N 24-01-000459);
по адресу местонахождения Новоникольского ФАП (фельдшерско-акушерского пункта) (МУЗ "Манская ЦРБ", имеющего лицензию N ЛО-24-01000190).
Принятие страхователем к оплате данных листков нетрудоспособности, оформленных медицинскими учреждениями по адресам, не указанным в полученных ими лицензиях, апелляционный суд считает правильным вывод суда о том, что листки нетрудоспособности, явившиеся основаниями для выплаты обществом своим работникам пособий по временной нетрудоспособности в размере 451 557 рублей 89 копеек, выданы с нарушением условий лицензии, согласно которым проведение экспертизы временной нетрудоспособности и выдача листков временной нетрудоспособности осуществляются медицинскими учреждениями лишь по тем адресам, которые отражены в имеющихся у данных организаций лицензиях.
Ссылка заявителя на пункты 16 и 17 Инструкции о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения, утвержденной приказом Фонда социального страхования РФ N 18, Минздрава РФ N 29 от 29.01.2004, не может быть принята во внимание, так как указанные пункты Инструкции регулируют правоотношения по распределению фондом листков временной нетрудоспособности медицинским организациям, учету и хранению листков временной нетрудоспособности этими организациями и не применимы к соблюдению условий лицензирования медицинской деятельности по экспертизе временной нетрудоспособности, порядку выдачи медицинскими организациями листков временной нетрудоспособности.
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о соответствии вынесенного фондом решения от 15.12.2010 N 157 с/с действующему в сфере обязательного социального страхования законодательству, поэтому отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 рублей за рассмотрение дела в апелляционной инстанции относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 марта 2011 года по делу N А33-932/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-932/2011
Истец: ОАО "Красноярский машиностроительный завод"
Ответчик: ГУ - КРО Фонда социального страхования РФ, КРО Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2131/11