14 июля 2011 г. |
Дело N А55-27201/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Селиверстовой Н.А.,
судей Карпова В.В., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буртасовой О.И.,
с участием: от истца Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области"- представитель Малкина И.Н., доверенность от 10.11.2010 г.,
от ответчика Департамента управления имуществом городского округа Самара - представитель не явился, извещен,
от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Производственный жилищно-ремонтный трест Куйбышевский", г. Самара, - представитель не явился, извещен,
закрытого акционерного общества "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" (ОГРН 1026300892925), г. Самара, - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 июля 2011 г. в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области" на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 мая 2011 года принятое по делу NА55-27201/2010 (судья Разумов Ю.М.) по иску Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области" (ОГРН 1026300897567), г. Самара, к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (ОГРН 1026300959871), г. Самара, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Производственный жилищно-ремонтный трест Куйбышевский" (ОГРН 1076317006260), г. Самара, закрытого акционерного общества "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" (ОГРН 1026300892925), г. Самара, о взыскании 252170 руб. 16 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение "Исправительная колония N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области" (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - ответчик), о взыскании 252 170 руб. 16 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию и горячую воду в январе - мае 2009 г.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2011 г.. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ПЖРТ Куйбышевского района. Определением того же суда от 31.03.2011 г.. к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено ЗАО "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 мая 2011 года в удовлетворении иска отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что поскольку дом N 2 по ул.Войкова в г.Самаре имеет статус жилого дома и был заселен на момент оказания истцом услуг по теплоснабжению в спорный период, а теплоэнергия истцом поставлялась и поставляется фактически жильцам данного дома, то на них и лежит обязанность по оплате поставленной им теплоэнергии в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на нарушение норм материального права и неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным, и настаивал на отмене обжалуемого решения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, рассмотрев представленные документы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными обстоятельствами по делу, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Самарской области от 18 мая 2011 года принятое по делу N А55-27201/2010 подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области N 123-р от 02.04.2007 года "Об исключении общежития, находящегося в федеральной собственности и закрепленного па праве оперативного управления за ГУВД Самарской области, из специализированного жилищного фонда и безвозмездной передаче в муниципальную собственность г.о. Самара" право оперативного управления ГУВД Самарской области на относящийся к федеральной собственности дом N 2 по ул. Войкова г. Самары прекращено.
Вышеназванный жилой дом передан в муниципальную собственность городского округа Самара, что подтверждается актом приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за ГУВД Самарской области, в муниципальную собственность г.о. Самара от 29 мая 2007 года и приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара от 08.06.2007 года N 877 "О включении в реестр муниципального имущества г.о. Самара жилого дома, расположенного по адресу: г. Самара. Куйбышевский район, ул. Войкова, 2".
Указывая на то, что в период с января по май 2009 года по адресу дома: г. Самара, ул. Войкова, д. 2, производилась поставка тепловой энергии и ГВС, всего на сумму 252 170,16 руб., тогда как представленные услуги надлежащим образом не оплачены, истец обратился с настоящим требованием в суд.
В соответствии с положениями статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Количество потребленной в спорный период тепловой энергии и ГВС в связи с отсутствием приборов учета определено истцом расчетным путем и ответчиком не оспаривается.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиям закона.
Поскольку в соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, а неисполнение ответчиком обязательств подтверждается материалами дела, требование о взыскании долга в сумме 252 170 рубля 16 копеек, арбитражный апелляционный суд считает заявленные требования обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции исходил из наличия соответствующих обязательств у жильцов дома, в порядке, установленном частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд находит данный довод несостоятельным, в силу следующего.
Согласно статьям 125, 126 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ обязанность по организации энергоснабжения в границах муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления.
Статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Самарская городская Дума постановлением от 30.05.2002 N 154 утвердила Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара", в соответствии с пунктом 1.2 которого Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 2.2 данного Положения объектами муниципальной собственности городского округа Самара являются муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Устава городского округа Самара (далее - Устав) Департамент обладает правами юридического лица и действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно статье 45 Устава от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Полномочия Департамента по решению вопросов местного значения определяются статьей 47 вышеуказанного Устава, Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
Материалами дела установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что жилой дом N 2 по ул. Войкова г. Самары находится в реестре муниципального имущества городского округа Самара и входит в состав имущества муниципальной казны.
Доказательств того, что в спорный период ответчик передал находящийся в казне муниципального образования указанный объект на обслуживание специально созданной организации, в деле нет, поэтому в силу закона (статей 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации) является абонентом и на нем лежит обязанность по оплате тепловой энергии и ГВС, принятых от истца.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно иску, требование предъявлено к Департаменту управления имуществом городского округа Самара.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Согласно статьям 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено возмещение за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования, от имени которых выступают соответствующие финансовые органы, если эта обязанность в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации на возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, арбитражный апелляционный суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании задолженности с муниципального образования город Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара, являющегося уполномоченным органом местного самоуправления по управлению имуществом города Самары, за счет казны муниципального образования.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 мая 2011 года принятое по делу N А55-27201/2010 отменить. Принять новый судебный акт.
Исковые требования Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области" удовлетворить.
Взыскать с Департамента управления имуществом городского округа Самара за счет казны городского округа Самара в пользу Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области" задолженность в размере 252170 руб. 16 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.А. Селиверстова |
Судьи |
В.В. Карпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27201/2010
Истец: Федеральная служба исполнения наказаний Главное управление по Самарской области Федеральное бюджетное учреждение исправительная колония N5
Ответчик: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Третье лицо: ЗАО "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания", ПЖРТ Куйбышевского района
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7234/11