15 июля 2011 г. |
Дело N А72-490/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Финогентовой А.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11.07.2011 в помещении суда апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Горсвет"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.04.2011 по делу N А72-490/2010 (судья Прохоров А.Е.),
принятое по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Горсвет" (ИНН 7326023408, ОГРН 1057326004493), г.Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск,
третьи лица: муниципальное унитарное предприятие "УльГЭС", г.Ульяновск, общество о ограниченной ответственностью "ГорСпортИнформ" (ИНН 5017040836, ОГРН 1025001818060), г.Истра, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами г.Ульяновска (ИНН 7303006082, ОГРН 1027301162822), г.Ульяновск, Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г.Ульяновска, г.Ульяновск,
об оспаривании решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Горсвет" (далее - УМУП "Горсвет", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными решения Управления антимонопольной службы по Ульяновской области (Ульяновское УФАС России, антимонопольный орган) от 30.12.2009 и предписания от 30.12.2009 N 66 (т.1, л.д.2-5).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное унитарное предприятие "УльГЭС", общество с ограниченной ответственностью "ГорСпортИнформ", Комитет по управлению городским имуществом г.Ульяновска, Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г.Ульяновска.
Решением суда Ульяновской области от 05.04.2011 по делу N А72-490/2010 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.4, л.д.88-94).
В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований (т.4, л.д.98-102).
Ульяновское УФАС России апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
ООО "ГорСпортИнформ" апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
От УМУП "Горсвет" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, о чем свидетельствуют почтовые уведомления, имеющиеся в материалах дела, а также размещение информации о времени и месте проведения судебного заседания в сети Интернет на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в Ульяновское УФАС России поступило заявление ООО "ГорСпортИнформ" (вх.N 6847 от 22.09.2009) о нарушении антимонопольного законодательства УМУП "Горсвет".
Из представленной информации следует, что по договору энергоснабжения от 01.12.2008 N 3160, заключенному ОАО "Ульяновскэнерго" с ООО "ГорСпортИнформ", ООО "ГорСпортИнформ" оплачивает ОАО "Ульяновскэнерго" стоимость потребленной электрической энергии, израсходованной для электроснабжения световой рекламы.
Отдельно от данной суммы ООО "ГорСпортИнформ" оплачивало ежемесячную плату по договору на эксплуатацию сетей уличного освещения для электроснабжения световой рекламы от 04.07.2005 N 04/46.
Через электрические сети - сети уличного освещения - УМУП "Горсвет" осуществлялась передача электрической энергии для электроустановок (рекламных конструкций) ООО "ГорСпортИнформ".
Как следует из заявления, 03.08.2009 все энергопринимающие устройства ООО "ГорСпортИнформ" были отключены сотрудниками УМУП "Горсвет".
На основании данного заявления приказом и.о. руководителя управления 05.11.2009 N 248 в отношении УМУП "Горсвет" было возбуждено дело N 5925/04-2009 по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в ущемлении интересов ООО "ГорСпортИнформ", путем необоснованного прекращения 03.08.2009 передачи (перетока) электрической энергии.
Решением УФАС по Ульяновской области от 30.12.2009 по делу N 5925/04-2009 действия УМУП "Горсвет", выразившиеся в нарушении установленными нормативными правовыми актами порядка ценообразования (применение неутвержденного в установленном порядке тарифа на услуги по передаче электрической энергии и платы за технологическое присоединение к электрическим сетям), признаны нарушением п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (п.п.3, 4 Решения) (т.1, л.д.29-45).
Действия УМУП "Горсвет", выразившиеся в необоснованном прекращении 01.08.2009 перетока электрической энергии на энергопринимающие устройства (рекламные конструкции) ООО "ГорСпортИнформ" от ОАО "Ульяновскэнерго" через сети УМУП "Горсвет", признаны нарушением п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (п.5 Решения).
На основании решения от 30.12.2009 по делу N 5925/04-2009 антимонопольным органом выдано предписание от 30.12.2009 N 66, в соответствии с которым УМУП "Горсвет" предписывалось:
- в срок до 01.02.2010 прекратить нарушение п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном прекращении 01.08.2009 перетока электрической энергии на энергопринимающие устройства (рекламные конструкции) ООО "ГорСпортИнформ" от ОАО "Ульяновскэнерго" через сети УМУП "Горсвет";
- в срок до 01.02.2010 восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства, путем восстановления перетока электрической энергии на энергопринимающие устройства (рекламные конструкции) ООО "ГорСпортИнформ" от ОАО "Ульяновскэнерго" через сети УМУП "Горсвет" (т.1,л.д.46-47).
Не согласившись с указанным решением по делу N 5925/04-2009 и выданным на его основе предписанием от 30.12.2009 N 66, УМУП "Горсвет" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.1, п.2 ч.2 ст.39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган в случае нарушения антимонопольного законодательства в пределах своих полномочий по заявлению юридического или физического лица возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В силу ч.2, 4 ст.41 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение и на его основании выдает нарушителю предписание.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные ст.10 Закона о защите конкуренции.
Согласно ч.1 ст.10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами п.4 ч.1 ст.10 Закона);
- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п.10 ч.1 ст.10 Закона).
Таким образом, для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.
Антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в ходе анализа рынка услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенной сети УМУП "Горсвет" установлено, что товаром на рынке являются услуги по передаче электрической энергии.
В ст.3 Закона об электроэнергетике определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Для оказания услуг допоставке электрической энергии потребителям поставщик располагает необходимыми коммуникациями и оборудованием.
Договор передачи электрической энергии имеет существенную специфику и заключается с потребителями электрической энергии при наличии определенных предпосылок. Они обусловлены, прежде всего, особенностями и физическими свойствами предмета договора - электрической энергией, процесс производства которой жестко связан с потреблением. Электрическую энергию невозможно накапливать в значительных объемах, "складировать", ее выработка практически равна потреблению.
Передавать электрическую энергию от поставщика до потребителя возможно лишь при наличии присоединенной сети. Поставщик объективно заинтересован, чтобы у партнера - потребителя были исправными соответствующее оборудование, сети, приборы, соблюдался заданный режим потребления. В этом заинтересован и сам потребитель, поскольку иначе невозможно удовлетворить его потребности. С учетом этой специфики и интересов сторон договор передачи электрической энергии включает в себя ряд дополнительных условий, как то: обязательность соблюдения установленных режимов потребления и согласованных показателей качества, определение границы балансовой принадлежности присоединенной сети, обеспечение безопасности эксплуатации и исправности находящихся в ведении потребителя сетей, оборудования, приборов учета.
Кроме этого, п.6 Правил недискриминационного доступа установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения данных Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
В случае обращения сетевой организации в регулирующий орган за установлением надлежащего тарифа, такая организация включается в реестр организаций энергетического и коммунального комплексов Ульяновской области (Приказ Министерства экономики Ульяновской области от 24.01.2088 N 06 -1 "Об утверждении Положения о Реестре организаций энергетического и коммунального комплексов Ульяновской области").
Таким образом, осуществление перетока электрической энергии указывает на оказание услуг, носящей естественно-монопольный характер.
Товаром на исследуемом рынке является услуга по передаче (перетоку) электрической энергии. Данный вид товара не имеет товаров-заменителей ввиду своей специфичности, что нашло свое отражение в законодательстве. Согласно Федеральному закону от 17.08.2009 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере естественной монополии, а УМУП "Горсвет" является хозяйствующим субъектом, занятым реализацией товаров в условиях естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии в исследуемом районе (ст.3 ФЗ "О естественных монополиях"). Товары, производимые (и реализуемые) в условиях естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на таком товарном рынке на данные товары в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Продавцом на этом товарном рынке будет выступать сетевая организация - любая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая Продажу потребителям произведенной электрической энергии. Покупателями являются обособленные юридические и физические лица, пользующиеся электрической энергией. В силу значительных материальных затрат (изменение схемы коммуникаций, строительство новых сетей и т.д.) смена продавца невозможна, то есть для каждого покупателя продавцом может выступать только уже существующий продавец.
Согласно информации, полученной антимонопольным органом от ООО "ГорСпортИнформ" и УМУП "Горсвет" в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, на исследуемом товарном рынке действуют следующие продавцы услуги: УМУП "Горсвет", и покупатели: ООО "ГорСпортИнформ", ООО "Сити".
В качестве территории рынка рассматривается территория в границах присоединенной сети УМУП "Горсвет", на которой потребители получают электрическую энергию. Для каждого покупателя данного товара существуют технологические барьеры, ограничивающие как возможность приобретения товара за границами рынка, так и участие покупателей с других товарных рынков. Передача электрической энергии определена как сфера естественной монополии. Экономически нецелесообразно прокладывать коммуникации от другой знергоснабжающей организации, если рядом уже есть энергоснабжающая организация. Получение электрической энергии может осуществляться только при наличии присоединенной сети. В момент строительства все коммуникации были соединены с электрическими сетями. Кроме этого все коммуникации функционируют с целью получения электрической энергии только через присоединенную сеть, альтернативы выбора не существует.
Суд первой инстанции правомерно согласился с тем, что у покупателя, в принципе, имеется возможность по строительству своей системы электроснабжения однако, такое новое строительство связано со значительным материальными затратами, проектными расходами, согласованием строительства в органах власти. Кроме того, цены на электрическую энергию регулируются государственными органами, что делает новое строительство экономически еще более неэффективным.
Покупателю экономически нецелесообразно покупать товар за пределами рынка, так как он приобретет товар такого же качества, по той же цене, что и на территории рынка, но при этом он дополнительно будет оплачивать строительство новых электросетей и коммуникаций для подвода сетей до себя. Кроме этого, процесс нового строительства будет включать и проектные расходы, а также согласование с различными органами власти нового строительства.
Учитывая, что передача электроэнергии может осуществляться по регулируемым государственными органами ценам, антимонопольным органом сделан обоснованный вывод о том, что появление на исследуемом рынке новых продавцов маловероятно.
Доля УМУП "Горсвет" в границах присоединенной сети УМУП "Горсвет" составляет 100%, то есть вся энергия, которая будет поступать на рынок, будет поступать через сети УМУП "Горсвет".
Коэффициент рыночной концентрации одного хозяйствующего субъекта, действующего на рынке: СК.-1 - 100%.
Исследуемый товарный рынок является высококонцентрированным. На данном рынке существуют барьеры входа на рынок, такие как:
1)экономические ограничения:
а) затраты на строительство сооружений, линий электропередач, установку подстанций, технологическое присоединение к другим сетям, прием и обучение дополнительного персонала;
б) стоимость услуги регулируется государственными органами;
в) для проведения такого типа капитального строительства требуются значительные денежные средства;
2) административные ограничения:
а) в виде получения разрешений и согласований в различных инстанциях на проведение нового строительства;
3) экологические ограничения:
а) строительство любых новых коммуникаций требует решения вопросов, связанных с экологической безопасностью, это в том числе и специальная работа с местным населением.
Данные барьеры снижают вероятность появления на рынке новых хозяйствующих субъектов.
Таким образом, апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции относительно того, что УМУП "Горсвет", как хозяйствующий субъект, оказывает решающее воздействие на сферу обращения товара на исследуемом рынке и занимает доминирующее положение с долей, равной 100%.
УМУП "Горсвет" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и присоединения к электрическим сетям в границах присоединенной сети.
В ст.3 Закона об электроэнергетике определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа установлено, что собственник и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения данных Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
В соответствии с п.3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
УМУП "Горсвет" должно было выполнить действия, установленные для сетевых организаций, и установить в установленном порядке тариф по передаче электрической энергии и плату за технологическое присоединение к электрическим сетям.
На основании ч.2 ст.26 Закона об электроэнергетике, п.10 Правил недискриминационного доступа, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
По смыслу данных норм оказать услугу по технологическому присоединению в силу императивного указания закона обязана только единственная сетевая организация, куда обратилось заинтересованное лицо.
Таким образом, антимонопольным органом в ходе исследования рынка услуг установлено, что УМУП "Горсвет" занимает доминирующее положение на рынке по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к своим электрическим сетям.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также в рамках рассмотрения настоящего спора установлено, что до 2005 года МУП "УльГЭС" подключило к своим электрическим сетям следующие энергопринимающие устройства (рекламные конструкции) ООО "ГорСпортИнформ": ул.Советская, 11, Драмтеатр, ул.Минаева, 7, "Дом чая", ул.Минаева, напротив УлГУ - 1 ул.Минаева, напротив УлГУ - 2, ул.Урицкого, напротив автостоянки ул.Урицкого, мост через р.Свияга ул.Кролюницкого, 2, кольцо Наримановапр-т Нариманова, въезд в город, ул.12 сентября, Куйбышева сквер, ул.Кирова, 20, Южный рынок, ул. Локомотивная, 27, автобусная остановка "Переезд", ул. Локомотивная, 70, тр. остановка "Школа", ул. Локомотивная, 167, пересечение с ул. Инзенская, пр-т. Гая 58, ДК Железнодорожник, ул. Локомотивная, 96, площадь ж/д вокзала (левый), ул. Локомотивная, 96, площадь ж/д вокзала (правый), ул. Локомотивная, 96, ж/д вокзал (левый), ул. Локомотивная, 96, ж/д вокзал (правый), ул. Камышинская, перед путепроводом, ул. Камышинская, 21, автобусная остановка "Универсам", ул. Промышленная, перекресток с ул. Шолмова, ул. Рябикова, 21а, трамв. ост. Промышленная, пр-т 50 Лет ВЛКСМ, 6, центральная аллея, ул. Октябрьская, 27, автоб. остановка "УРЛЗ", ул. Октябрьская (автовокзал), ул. Октябрьская, 32, кафе "Домино", ул. Октябрьская, 67, кольцо Пушкарева, ул. Пушкарева, 31, перед мостом ч-з р. Свиягу, Московское шоссе,77, трам. остановка "Автовокзал", Московское шоссе, 76, химчистка Новость, Московское шоссе, 21, Засвияжское РУВД, Московское шоссе, 84, хлебозавод N 2, Московское шоссе, вещевой рынок, Московские шоссе, выезд из города, Димитровградское шоссе (Майская Гора), ул. Димитрова - ул. Гоголя, 34, напротив бассейна, ул. Димитрова - ул. Тельмана, 30,напротив рынка.
Начиная с 2005 года по настоящее время УМУП "Горсвет" подключило к своим электрическим сетям следующие энергоприниматощие устройства (рекламные конструкции) ООО "ГорСпортИнформ": ул.Урицкого, 94, Склады Военторга, ул.Варейкиса-перекресток, ул.Хрустальная, ул.Шолмова, д. 23 - перекресток с ул.Камышинская, ул.Рябикова, АЗС "Юкос", ул. Рябикова, 27а, перекресток с ул. Кузоватовская, ул.Полбина, 22, ул.Пушкарева, д.70, скорая помощь, Московское шоссе, 16, пр-т Созидателей, авторынок, пр-т Созидателей, напротив м-на "Эскор", пр-т Туполева, 6, магазин "Чарка", пр-т Ленинского Комсомола, 17, Магазин N 17, пр-т Ульяновский, 4, перекресток с ул.40 Лет Победы, Туполева, 1, Заволжская налоговая, ул.Деева - ул.Солнечная.
В 2005 году электрические сети, с подключенными энергопринимающими устройствами ООО "ГорСпортИнформ" переданы в УМУП "Горсвет" на праве хозяйственного ведения.
С момента создания в 2005 году по январь 2008 года электрические сети уличного освещения находились в УМУП "Горсвет" на праве хозяйственного ведения. С января 2008 года по март 2009 года электрические сети уличного освещения находились в УМУП "Горсвет" на праве безвозмездного пользования. С марта 2009 года электрические сети уличного освещения переданы УМУП "Горсвет" на праве хозяйственного ведения.
Стоимость потребленной электрической энергии, израсходованной для электроснабжения световой рекламы ООО "ГорСпортИнформ" оплачивает ОАО "Ульяновскэнерго" по договору энергоснабжения от 01.12.2008 N 3160, заключенному ОАО "Ульяновскэнерго" с ООО "ГорСпортИнформ".
Как следует из материалов дела между УМУП "Горсвет" и ООО "ГорСпортИнформ" был заключен договор на эксплуатацию сетей уличного освещения для электроснабжения световой рекламы от 04.07.2005 N 04/46. Согласно указанного договора заявитель принял на себя обязательство подключить световые рекламные конструкции ООО "ГорСпортИнформ" к сетям уличного освещения по указанным адресам (п.п.1.1, 2.1 Договора). Плата за эксплуатацию сетей уличного освещения для электроснабжения объектов ООО "ГорСпортИнформ" установлена в п.3.2 Договора соглашением сторон вне рамок государственного регулирования.
ООО "ГорСпортИнформ" оплачивало ежемесячную плату по договору на эксплуатацию сетей уличного освещения для электроснабжения световой рекламы от 04.07.2005 N 04/46, формировавшейся на основе калькуляции к договору на эксплуатацию сетей уличного освещения для электроснабжения световой рекламы от 04.07.2005 N 04/46, рассчитанную в 2006 году и введенную в действие с 01.01.2007 (в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями. УМУП "Горсвет" утвердил в Городском комитете по регулированию цен и тарифов г.Ульяновска тарифы на услуги, которые проводятся при обслуживании 1 км. воздушной линии наружного освещения в расчете на месяц для световой рекламы).
Из имеющихся в материалах дела копий счетов от 31.01.2008 N 28, от 29.08.2008 N 257, от 31.03.2008 N 419, от 30.04.2008 N 582, от 31.07.2008 N 945, от 31.08.2008 N 1233, от 30.09.2008 N 1267, от 31.10.2008 N 1437, от 30.11.2008 N 1643, от 31.12.2008 N 1815( т.1,л.д.119-128) следует факт выставления УМУП "Горсвет" к ООО "ГорСпортИнформ" к оплате денежных средств за эксплуатацию сетей уличного освещения по договору на эксплуатацию сетей уличного освещения для электроснабжения световой рекламы от 04.07.2005 N 04/46 за 54 установки.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что по мере поступления заявок ООО "ГорСпортИнформ" УМУП "Горсвет" выдавались технические условия для осуществления технологического присоединения рекламных конструкций ООО "ГорСпортИнформ" к сетям УМУП "Горсвет". После осуществления технологического присоединения, к договору на эксплуатацию сетей уличного освещения для электроснабжения световой рекламы от 04.07.2005 N 04/46 оформлялись дополнительные соглашения с указанием адресов электроустановок и разрешения на технологическое присоединение к электрическим сетям УМУП "Горсвет". Последние разрешения были выданы на подключение рекламных конструкций: ул.Деева, ул.Солнечная, ул.Урицкого, 94, оплата по ним произведена в ноябре 2008 года из расчета 2.824,12 руб. за одно подключение по выставленным счетам от 13.11.2008 N 1570 и от 14.11.2008 N 1571.
Начиная с марта 2009 года, ООО "ГорСпортИнформ" прекратило оплачивать услуги по договору от 04.07.2005 N 04/46.
01.08.2009 все энергопринимающие устройства ООО "ГорСпортИнформ" были отключены сотрудниками УМУП "Горсвет" в связи с расторжением договора уличного освещения для электроснабжения световой рекламы от 04.07.2005. При этом материалами дела установлено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии и плата за технологическое присоединение к электрическим сетям в 2008-2009 гг. для УМУП "Горсвет" в установленном порядке уполномоченным органом не утверждались.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ " О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии являются регулируемым видом деятельности естественных монополий.
Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которым установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют следующие полномочия:
устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям;
устанавливают плату за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы для территориальных сетевых организаций.
Пунктом 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правил технологического присоединения), определено, что "размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов" (в редакции Правил технологического присоединения на 21.01.2009 - дата выписки счета на оплату от 21.01.2009 N 48).
Согласно ч.4 ст.26 Закона об электроэнергетике "владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к своим сетям иного владельца объекта электроэнергетики (иного потребителя) при условии соблюдения выданных ранее технических условий. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства и иным потребителем заключается договор технологического присоединения, плата по такому договору устанавливается в соответствии с правилами и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, и деятельность по оказанию услуг по технологическому присоединению и услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для сетевых организаций".
В данном случае УМУП "Горсвет" уже осуществило технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "ГорСпортИнформ" к своим электрическим сетям. УМУП "Горсвет" применяло неутвержденную в установленном порядке плату за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Таким образом, УМУП "Горсвет" после технологического присоединения к своих сетям энергопринимающих устройств иных лиц при желании возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению объектов к своих сетям должно было выполнить действия, установленные для сетевых организаций, и установить в надлежащем порядке тариф по передаче электрической энергии и плату за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Утверждение в Городском комитете по регулированию цен и тарифов г.Ульяновска тарифов на услуги, которые проводятся при обслуживании 1 км. воздушной линии наружного освещения, не является основанием для неустановления тарифа по передаче электрической энергии и платы за технологическое присоединение к электрическим сетям регулирующим органом, которым является Министерство экономики Ульяновской области.
На основании п.48 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 31.07.2002 N 49-э/8 расчет платы за услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются содержание в соответствии с техническими требованиями к устройствам электроустановок и эксплуатации электростанций и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.
Таким образом затраты на техническое обслуживание и содержание линий электропередачи в исправном состоянии, иного оборудования, предназначенного для осуществления передачи электрической энергии, должны учитываться при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Действующее законодательство не содержит запретов для организаций, чьи объекты электросетевого хозяйства не входят в единую национальную электрическую сеть, осуществлять технологическое присоединение и передачу электрической энергии.
Из п.6 Правил недискриминационного доступа, также следует, что в рассматриваемой ситуации через объекты УМУП "Горсвет" осуществлялся переток (передача) электрической энергии для объектов ООО "ГорСпортИнформ". Начиная с 01.08.2009 переток был прекращен путем отключения, произведенного работниками УМУП "Горсвет" в связи с расторжением УМУП "Горсвет" договора на эксплуатацию сетей уличного освещения для электроснабжения цветовой рекламы от 04.07.2005 N 04/46.
При этом точкой присоединения по договору будет являться точка присоединения энергопринимающего устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Действующим в сфере электроэнергетики законодательством предусмотрено разделение лиц, владеющих объектами электросетевого хозяйства, на сетевые организации и несетевые организации (п.3 Правил ФРРЭЭ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530). При этом, под сетевыми организациями понимаются "организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть" (п.2 Правил недискриминационного доступа). Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (п.4 Правил недискриминационного доступа). Владельцы, объектов электросетевого хозяйства, не оказывающие услуги по передаче электрической энергии относятся к несетевым организациям (п.5 Правил недискриминационного доступа, п.2. ст.26 ФЗ "Об электроэнергетике").
Соответственно объекты электросетевого хозяйства разделяются на национальную (общероссийскую электрическую сеть, понятие которой дано в гл.3 ФЗ "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ, территориальную распределительную сеть (п.6 Правил недискриминационного доступа) и на объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии. При этом под объектами электросетевого хозяйства понимаются - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (ст. З ФЗ "Об электроэнергетике").
Как следует из материалов дела УМУП "Горсвет" владеет на праве хозяйственного ведения электрическими сетями наружного освещения, не имеет установленного тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии, и не обладает статусом сетевой организации, и не вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии посредством заключения соответствующего договора с взиманием платы за оказываемые услуги, то есть относится к владельцам объектов электросетевого хозяйства, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии.
В то же время, как лицо, владеющее объектами электросетевого хозяйства и не оказывающее услуги по передаче электрической энергии УМУП "Горсвет" не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для потребителей, энергопринимающие устройства которых имеют опосредованное присоединение через эти объекты к сетям сетевой организации, и требовать за переток через свои сети оплату (п.6 Правил недискриминационного доступа).
Вопросы регулирования доступа к электрическим сетям и к услугам по передаче электрической энергии отражены прежде всего в ст.29 ФЗ "Об электроэнергетике", которой предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к своим сетям иного владельца объекта электроэнергетики (иного потребителя) при условии соблюдения выданных ранее технических условий. В этом случае между указанными владельцем энергопринимающего устройства и иным потребителем заключается договор технологического присоединения, плата по такому договору устанавливается в соответствии с правилами и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, и деятельность по оказанию услуг по технологическому присоединению и услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для сетевых организаций.
Подключение рекламных установок ООО "ГорСпортИнформ" к электрическим сетям осуществлялось на основании:
- разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемых Муниципальным образованием "Город Ульяновск" в соответствии с ФЗ "О рекламе", которыми в частности предусмотрено наличие световой подсветки;
- договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключаемым, с Комитетом по управлению городским имуществом мэрии г.Ульяновска;
- технических условий на технологическое присоединение, разрешений на технологическое присоединение, актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, выдаваемых УМУП "Горсвет" (ранее МУП "УльГЭС") как владельцем объектов электросетевого хозяйства к сетям которого происходит технологическое присоединение;
- разрешений на допуск в эксплуатацию электроустановок, выдаваемых органами Ростехнадзора.
Подключение рекламных конструкций к электрическим сетям городского уличного освещения не привело к отчуждению имущества унитарного предприятия, не лишило его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия, не возложило дополнительные обязанности по круглосуточной непрерывной подаче электрической энергии, то есть не нарушило требований специальной правосубъектности муниципального унитарного предприятия.
В соответствии со ст.539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. После заключения договора энергоснабжения перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются только в случаях, установленных действующим законодательством или договором энергоснабжения.
Ст.38 ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрен запрет на ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства. Порядок и основания ограничения режима потребления электрической энергии предусмотрены п.п.2 и 3 ст.546 Кодекса и в раз.ХШ Правил розничных рынков. В частности, гарантирующий поставщик имеет право ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии при установлении факта ненадлежащего присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей. Никаких документов, свидетельствующих о ненадлежащего присоединении энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или выявлении неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя которые бы могли служить основанием для отсоединения энергопринимающих устройств ООО "ГорСпортИнформ" от электрической сети истцом не представлено.
Рекомендации отключить от сетей уличного освещения всех потребителей, не предусмотренных проектом, направленное Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора в адрес УМУП "Горсвет" (письмо исх.N 15-19/2971 от 07.10.2009) нарушают все вышеперечисленные нормы права, так как так же не содержат фактов, свидетельствующих о ненадлежащем присоединении, устройствами объектов электроэнергетики или выявлении неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) ООО "ГорСпортИнформ".
Исходя из вышеизложенного апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку УМУП "Горсвет" не является сетевой организацией, но имеет на балансе объекты электросетевого хозяйства, к которым согласилось присоединить энергопринимающие устройства других лиц, то оно обязано выполнить действия, предусмотренные для сетевых организаций, то есть утвердить в установленном порядке плату за технологическое присоединение к электросетям.
Кроме того даже при отсутствии статуса сетевой организации и установленного тарифа истец не вправе препятствовать перетоку электрической энергии для ООО "ГорСпортИнформ" через свои сети. Доводы заявителя о том, что УМУП "Горсвет" не располагает объектами электросетевого хозяйства и, следовательно, не могло нарушить законодательство, не основан на фактических обстоятельствах. Объектами электросетевого хозяйства согласно ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. УМУП "Горсвет" имеет на праве хозяйственного ведения сети уличного освещения, по которым в силу заключенного договора фактически осуществлялась передача (переток) электроэнергии в энергопринимающим устройствам ООО "ГорСпортИнформ".
При изложенных обстоятельствах суд считает, что антимонопольным органом в оспариваемом решении сделан правомерный и обоснованный вывод о нарушении указанными выше действиями заявителя, занимающего доминирующее положение на рынке рассмотренных услуг, требований п.п.4,10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем оснований для признания незаконным и отмены решения Управления антимонопольной службы по Ульяновской области от 30.12.2009 по делу N5925/04-2009, а также выданного для его исполнения предписания N66 от 30.12.2009 суд не усматривает.
Доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы были предметом исследования в суде первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов в апелляционной жалобе не приведено.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 05.04.2011 года является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно п.15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции от 11.05.2010) при обжаловании в апелляционном порядке судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц составляет 1000 руб.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции возвращает УМУП "Горсвет" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 28.04.2011 N 389 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.04.2011 по делу N А72-490/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Горсвет" - без удовлетворения.
Возвратить Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Горсвет" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 28.04.2011 N 389 государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И.Захарова |
Судьи |
И.С.Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-490/2010
Истец: УМУП "Горсвет"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, УФАС по Ульяновской области
Третье лицо: Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии города Ульяновска, Комитет дорожного хозяйства,благоустройства и транспорта мерии г. Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска, КУГИ Мерии г. Ульяновска, МУП "УльГЭС", ООО "Горспортинформ"
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5817/11