25 апреля 2011 г. |
Дело N А14-19247-2009 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Скрынникова В.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.
при участии:
от органа Пенсионного фонда: Нетяга О.Г., ведущего специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности N 01-33/6 от 11.01.2011,
от страхователя: Бурыхиной Е.А., юрисконсульта по доверенности N 17-194 от 20.12.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.02.2011 по делу N А14-19247-2009 (судья Федосеева И.В.) по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже к Открытому акционерному обществу "Воронежсинтезкаучук" (ОГРН 1023602096539) о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - УПФР в г. Воронеже, Управление, орган Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества "Воронежский синтетический каучук" (далее - ОАО "Воронежсинтезкаучук", Общество) 5243, 14 руб. финансовых санкции за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 04.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, из содержания которой следует, что решение суда первой инстанции обжалуется в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на правомерность привлечения Общества к ответственности за представление недостоверных сведений в отношении Сенцова А.Н., ссылаясь на то, что в ходе проверки представленных Обществом индивидуальных сведений персонифицированного учета в отношении Сенцова А.Н. не подтвержден факт льготной работы с 01.01.2002 по 31.07.2006, в силу чего представленные Обществом индивидуальные сведения за период с 01.01.2002 по 31.07.2006 в отношении данного физического лица не могут быть признаны достоверными.
Также орган Пенсионного фонда просит учесть, что решением Центрального районного суда г. Воронежа от 31.03.2010, на которое сослался арбитражный суд в решении от 04.02.2011) действия Управления об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Сенцову А.Н. незаконными признаны не были.
Общество в представленном отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным; просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом, представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно статье 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом.
Статьей 19 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования".
Согласно пункту 27 Инструкции каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица.
Сведения о заработной плате (доходе) и начисленных и уплаченных страховых взносах за застрахованных лиц представляются на основании данных бухгалтерского учета.
Сведения о страховом (трудовом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов.
В соответствии с пунктом 35 Инструкции территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями, путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов федерального казначейства.
По требованию территориального органа страхователь представляет дополнительные сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.
Пунктом 36 Инструкции установлено, что страхователь в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные (корректирующую или отменяющую форму).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда, соответственно, не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет.
Согласно пункту 2 статьи 27 Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 537 от 18.07.2002 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" утвержден Список N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Как следует из материалов дела, ОАО "Воронежсинтезкаучук" представлялись индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица на Сенцова Александра Николаевича, за 2002-2006 годы.
В указанных сведениях в разделе "Стаж работы за отчетный период" содержится указание на особые условия труда (код 27-2 10А030-17531) в периоды работы с 01.01.2002 по 31.12.2002, с 01.01.2003 по 31.12.2003, с 01.01.2004 по 31.12.2004, с 01.01.2005 по 31.12.2005, с 01.01.2006 по 31.07.2006.
Таким образом, из представленных Обществом индивидуальных сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица следовало наличие у Сенцова А.Н. льготного стажа работы за указанные в сведениях периоды, дающего ему право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с КПС 2110А030-17531 пункта 3 подраздела "А" раздела Х "Химическое производство" Списка N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991.
Как усматривается из материалов дела, Управлением была проведена документальная проверка достоверности представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений застрахованных лиц, в части специального трудового стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, по результатам которой составлен акт N 33-182 от 03.06.2009.
В указанном акте отражено, что по результатам документальной проверки Управлением не подтвержден стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии с КПС 2110А030-17531 пункта 3 подраздела "А" раздела Х "Химическое производство" Списка N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991, Сенцова А.Н., в том числе в период с 01.01.2002 по 31.07.2006 в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в цехе N 61-33 нейтрализации и очистки промышленных сточных вод ОАО "Воронежсинтезкаучук", поскольку ремонтный персонал, занятый на ремонте и обслуживании оборудования цеха нейтрализации и очистки промышленных сточных вод не предусмотрен позицией 2110А020 пункта 2 и позицией 2110А030-17531 пункта 3 подраздела "А" раздела Х Списка N 2 .
В соответствии с указанным актом, сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представленные Обществом на Сенцова А.Н., в том числе за период с 01.01.2002 по 31.07.2006, признаны Управлением недостоверными.
Актом N 33-219 страхователю было предложено в двухнедельный срок предоставить корректирующие формы индивидуальных сведений на Сенцова А.Н.
В связи с тем, что по результатам документальной проверки Управлением не подтвержден стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии с КПС 2110А030-17531 пункта 3 подраздела "А" раздела Х "Химическое производство" Списка N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991, Сенцова А.Н. в период с 01.01.2002 по 31.07.2006 в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в цехе N 61-33 нейтрализации и очистки промышленных сточных вод ОАО "Воронежсинтезкаучук", Управлением 14.07.2009 был составлен акт N 29 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Рассмотрев акт N 29 от 14.07.2009, а также акт N 33-182 от 03.06.2009, Управлением вынесено решение N 29 от 10.08.2009 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за представление недостоверных сведений в виде штрафа в сумме 5243, 14 руб.
На основании решения N 29 Управлением в адрес Общества направлено требование N 29 от 10.08.2009 об уплате в срок до 28.08.2009 штрафа в сумме 5243, 14 руб.
В связи с неисполнением в установленный срок требования об уплате штрафных санкций Управление обратилось в суд с заявлением о взыскании с Общества штрафных санкций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания финансовых санкций в сумме 5243, 14 руб., суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 31.03.2010 по иску Сенцова А.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж периоды работы, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 23.09.2009, назначении и выплате досрочную трудовую пенсию по старости с 23.09.2009, исковые требования удовлетворены.
Указанным решением суда периоды работы Сенцова А.Н., в том числе с 01.01.2002 по 31.07.2006 в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в цехе N 61-33 нейтрализации и очистки промышленных сточных вод ОАО "Воронежсинтезкаучук" включены Сенцову А.Н. в специальный стаж.
За Сенцовым А.Н. признано право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 23.09.2009.
Решение вступило в законную силу 14.12.2010.
Руководствуясь вышеизложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о достоверности сведений о льготном стаже Сенцова А.Н. с 01.01.2002 по 31.06.2006, представленных Обществом в Пенсионный фонд с указанием КПС 2110А030-17531 пункта 3 подраздела "А" раздела Х "Химическое производство" Списка N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991.
Следовательно, привлечение Управлением Общества к ответственности в виде финансовых санкций в размере 5243, 14 руб. за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета является неправомерным, в силу чего судом первой инстанции правомерно отказано Управлению в удовлетворении заявленных требований о взыскании и Общества финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (ч.6 ст.215 АПК РФ).
В нарушение положений статьи 215 АПК РФ Управлением не доказан факт представления Обществом недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Сенцова А.Н. с 01.01.2002 по 31.07.2006 и, соответственно, наличие оснований для взыскания финансовых санкций в сумме 5243, 14 руб.
Довод апелляционной жалобы о правомерности привлечения Общества к ответственности за представление недостоверных сведений в отношении Сенцова А.Н., поскольку в ходе проверки представленных индивидуальных сведениях на Сенцова А.Н. Управлением не подтвержден факт льготной работы в периоды с 01.01.2002 по 31.07.2006, отклоняется судом апелляционной инстанции, как противоречащий обстоятельствам дела.
Доказательств недостоверности сведений, представленных Обществом в отношении Сенцова А.Н. в орган Пенсионного фонда, Управлением не представлено.
Судом апелляционной инстанции также учтено, что вменяемое Обществу правонарушение заключалось в представлении недостоверных сведений, но ни в акте N 29 от 14.07.2009, ни в решении N 29 от 10.08.2009 не содержится выводов о неполноте представленных Обществом сведений.
Сам по себе тот факт, что в ходе проверки Управлением не был подтвержден факт льготной работы Сенцова А.Н., не свидетельствует о том, что сведения, представленные Обществом в отношении данного лица, являются недостоверными. Содержание сведений, представленных Обществом в отношении Сенцова А.Н., Управлением не опровергнуто.
Более того, правомерность учета соответствующих периодов работы Сенцова А.Н. по КПС 2110А030-17531 пункта 3 подраздела "А" раздела Х "Химическое производство" Списка N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991 подтверждена вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Воронежа от 31.03.2010.
Довод органа Пенсионного фонда о том, что решением Центрального районного суда г. Воронежа от 31.03.2010 не были признаны незаконными действия Управления об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Сенцову А.Н., не имеет правового значения для рассматриваемого дела, поскольку законность и обоснованность выводов Управления являлась предметом рассмотрения арбитражного суда в рамках настоящего дела.
Таким образом, убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенной значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.02.2011 по делу N А14-19247-2009 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.02.2011 по делу N А14-19247-2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-19247/2009
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Воронеже, УПФ РФ в г. Воронеже
Ответчик: ОАО "Воронежсинтезкаучук"
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1452/11