09 сентября 2009 г. |
дело N А08-2410/2009-19 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена "03" сентября 2009 г..
Постановление в полном объеме изготовлено "09" сентября 2009 г..
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей: Мокроусовой Л.М.,
Суховой И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мещеряковой В.С.,
при участии:
от ОАО "Белгородский земельный фонд" - Чухлебов В.М., представитель, паспорт серии 20 04 N 126549, выдан Острогожским РОВД Воронежской области 05.12.2003 г..;
от Белгородской области в лице Правительства Белгородской области - Иванова Н.И,, начальник юридического отдела, доверенность N 07/03 от 11.01.2009 г.., удостоверение N 0025, выдано 30.09.2004 г..;
от ООО "АВАНГАРД-АГРО-Белгород" - представитель не явился, извещен надлежаще;
от ЗАО "Краснояружская зерновая компания" - представитель не явился, извещен надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Белгород", г.Белгород, на решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2009 г.. по делу N А08-2410/2009-19 (судья Топоркова А.В.) по иску Общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Белгород" к Открытому акционерному обществу "Белгородский земельный фонд", Закрытому акционерному обществу "Краснояружская зерновая компания", при участии третьего лица - Белгородской области в лице Правительства Белгородской области, о признании торгов недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Белгород" (далее - ООО "АВАНГАРД-АГРО-Белгород", истец) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к Открытому акционерному обществу "Белгородский земельный фонд" (далее - ОАО "Белгородский земельный фонд", ответчик-1) и Закрытому акционерному обществу "Краснояружская зерновая компания" (далее - ЗАО "Краснояружская зерновая компания", ответчик-2) о признании торгов от 03.03.2009 г.. по предоставлению права на заключение договора аренды земельных участков для сельскохозяйственного производства с кадастровыми номерами: 31:19: 000000:0169 площадью 420,6498 га; 31:19: 000000:0171 площадью 411,2301 га; 31:19: 000000:0167 площадью 419,8599 га, и их результатов недействительными. Также истец просил признать недействительным договор аренды, заключенный по результатам торгов ответчиком-1 и ответчиком-2, обязать ответчика-1 устранить допущенные нарушения и провести повторные торги по предоставлению права на заключение договора аренды указанных земельных участков.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2009 г.. в иске отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить его требования.
При этом заявитель жалобы ссылается на неправильное применение и нарушение судом норм материального права.
В судебное заседание апелляционного суда представители заявителя жалобы и ЗАО "Краснояружская зерновая компания" не явились. Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Представители ОАО "Белгородский земельный фонд" и Белгородской области в лице Правительства Белгородской области возражали на доводы жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
По ходатайству ОАО "Белгородский земельный фонд" к материалам дела приобщен отзыв данного лица на апелляционную жалобу.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, и присутствовавших в судебном заседании, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 31.01.2009 г.. в газете "Вперед" ответчиком - ОАО "Белгородский земельный фонд" было опубликовано извещение о проведении 3 марта 2009 года в 11 часов торгов по предоставлению права на заключение договора аренды следующих земельных участков: 31:19: 000000:0169 площадью 420,6498 га, 31:19: 000000:0171 площадью 411,2301 га, 31:19: 000000:0167 площадью 419,8599 га, расположенных в границах АОЗТ "Рассвет" Новооскольского района Белгородской области.
Согласно извещению размер арендной платы в год составляет 625 869 руб. 90 коп. с последующими изменениями в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области N 36-пп от 10.02.2006 г.., а победителем конкурса признается участник, предложивший лучшие условия использования земельного участка и набравший наибольшее количество баллов за следующие условия конкурса:
1. пятипольный (плодосменный) севооборот: соя, озимая пшеница, сахарная свекла ( не менее 10% арендной площади), в том числе 5-7% засеваемой площади подсолнечнике, ячмень, кукуруза на зерно;
2. наличие сельскохозяйственной техники, оборудования и автотранспорта в собственности участника, зарегистрированной на территории Белгородской области, на праве аренды, по иным основаниям;
3. наличие прямых договоров на поставку органических удобрений, обеспечивающих внесение не менее 8 тонн на 1 га арендуемой площади;
4. занятость жителей, проживающих на территории сельского поселения, в границах которого расположен земельный участок, в организации- участнике;
5. наличие прибыли от производственной деятельности;
6. отсутствие задолженности перед бюджетами и внебюджетными фондами;
7. оказание социальной поддержки гражданам, продавшим свои земельные паи в собственность Белгородской области.
Срок подачи заявок установлен до 27.02.2009 г..
До истечения указанного срока заявки на участие в конкурсе были поданы двумя претендентами - истцом и ЗАО "Краснояружская зерновая компания".
Победителем конкурса на право заключения договоров аренды земельных участков для сельскохозяйственного производства было признано ЗАО "Краснояружская зерновая компания", как набравшее наибольшее количество баллов.
По результатам конкурса между ОАО "Белгородский земельный фонд" и ЗАО "Краснояружская зерновая компания" заключен договор аренды указанных земельных участков N 161/1 от 05.03.2009 г..
Истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, обосновывая их тем, что извещение о проведении торгов не содержит сведения о начальном размере арендной платы и шаге аукциона, арендная плата за земельные участки не предполагалась к изменению в ходе конкурса и была определена заранее, определение победителя торгов производилось не по результатам предложений претендентов по размеру арендной платы, а по результатам выполнения установленных ответчиком условий конкурса, предложения по размеру арендной платы ответчиком не рассматривалось. Кроме того, в нарушение статьи 17 ФЗ РФ от 26.07.2006 г.. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" конкурсные условия и балльная оценка были разработаны с целью изначально поставить участников торгов в неравное положение и исключить возможность победы на торгах других претендентов.
Судебная коллегия Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда полагает, что отказ в удовлетворении исковых требований является законным, обоснованным и не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд области правомерно исходил из следующего.
Согласно п.п.1, 3 статьи 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного Кодекса РФ, согласно которой предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
В соответствии с подпунктом "б" п.2 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 г.. N 808 организатором торгов по продаже находящихся в муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договора аренды таких земельных участков выступает орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на представление соответствующих земельных участков, или специализированная организация, действующая на основании договора с ними.
Пунктом 5 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 808 от 11.11.2002 г.. установлено, что при продаже находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков функции организатора торгов определяются соответственно полномочным органом государственной власти субъекта Российской федерации или органом местного самоуправления.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Белгородской области от 10.02.2006 г.. N 36-пп "О порядке управления и распоряжения земельными участками и долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Белгородской области" уполномоченной организацией по управлению и распоряжению земельными участками и долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящимися в государственной собственности Белгородской области является ОАО "Белгородский земельный фонд".
Таким образом, ОАО "Белгородский земельный фонд" определяя форму проведения торгов, и их условия действовал в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Пунктом 4 статьи 447 Гражданского Кодекса РФ предусмотрено, что торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
Согласно пункту 2 Правил торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом аукцион может быть открытым или закрытым по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы. Торги проводятся в форме конкурса в случае необходимости установления собственником земельного участка условий (обязанностей) по использованию земельного участка.
В данном случае торги проводились в форме конкурса, поэтому установление ОАО "Белгородский земельный фонд" условий по использованию земельного участка, перечисленных в извещении является правомерным.
В связи с этим доводы истца о том, что извещение о проведении торгов не содержит сведения о начальном размере арендной платы и шаге аукциона правомерно признаны судом несостоятельными, т.к. в данном случае аукцион не проводился.
Правилами статьи 447 Гражданского Кодекса РФ установлено, что выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Поскольку ЗАО "Краснояружская зерновая компания" предложило лучшие, чем истец условия, оно правомерно было признано победителем торгов.
В силу статьи 449 Гражданского Кодекса РФ условием для признания торгов недействительными является нарушение правил проведения торгов, установленных законом.
Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утверждены Постановлением Правительства РФ N 808 от 11.11.2002 г..
Поскольку условия проведения торгов, установленные данным Постановлением, организатором торгов - ОАО "Белгородский земельный фонд" были полностью соблюдены, суд обоснованно не усмотрел оснований для признания торгов недействительными, и, в связи с этим, также отказал в удовлетворении требования о признании недействительным договора аренды, заключенного по результатам торгов.
Судебная коллегия апелляционного суда соглашается с выводами арбитражного суда по настоящему делу и не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Оспаривая принятое по делу решения, заявитель апелляционной жалобы настаивает на допущенных при проведении торгов нарушениях, направленных на то, чтобы создать неравное положение лиц, в нем участвующих.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского Кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Согласно пункту 4 статьи 38 Земельного Кодекса РФ порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством РФ в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 447 и пунктом 1 статьи 448 Гражданского Кодекса РФ торги проводятся в форме аукционов и конкурсов. При этом выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Тем самым закон проводит разграничение между двумя формами торгов в зависимости от того, кто должен считаться их победителем.
Суд области учел, что в спорном случае торги проводились в форме конкурса, что предопределило содержание извещения о проведении торгов, исключив необходимость публиковать сведения, требующиеся для аукциона, однако не являющихся значимыми при проведении конкурса, в частности указывать начальную цену предмета торгов и шаг аукциона.
Ссылка истца на нарушение пункта 24 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 11.11.2002 г.. N 808, правомерно отклонена судом, поскольку из обстоятельств дела следует, что истцом не предлагался размер арендной платы больший, чем тот, который был указан в извещении о проведении торгов.
При таких условиях судом области сделан правильный вывод о соответствии конкурса требованиям закона. Апелляционный суд также не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Довод заявителя апелляционной жалобы о создании победителю торгов преимущественных условий участия в них, недопустимых нормами законодательства о защите конкуренции, не обоснован надлежащими доказательствам, свидетельствующими об отсутствии состязательности при проведении торгов.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что обжалуемый судебный акт является обоснованным, соответствует требованиям статей 129, 132 АПК РФ, оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, а решение суда следует оставить без изменения.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче жалобы, относится на заявителя. Поскольку при подаче жалобы ООО "АВАНГАРД-АГРО-Белгород" по платежному поручению N 174 от 20.07.2009 г.. излишне уплатило государственную пошлину в размере 2 000 рублей, они подлежат возврату ему из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2009 г.. по делу N А08-2410/2009-19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Белгород", г.Белгород, - без удовлетворения.
Выдать Обществу с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Белгород", г.Белгород, справку на возврат из федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченных им по платежному поручению N 174 от 20.07.2009 г..
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И. Поротиков |
Судьи |
Л.М. Мокроусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-2410/2009
Истец: ООО "АВАНГАРД-АГРО-БЕЛГОРОД
Ответчик: ЗАО "Краснояружская зерновая компания", ОАО "Белгородский земельный фонд"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, Белгородская область в лице Правительства Белгородской области
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4906/09