город Ростов-на-Дону |
дело N А53-1237/2011 |
02 августа 2011 г. |
15АП-6674/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Л.А.,
судей Н.Н. Ивановой, С.С. Филимоновой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от открытого акционерного общества "Производственное объединение "Водоканал" - представитель - Боброва Наталья Юрьевна, доверенность от 17.12.2010 г.. N 7/2011,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом (уведомление 34400239459964),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Производственное объединение "Водоканал"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 26.05.2011 по делу N А53-1237/2011,
принятое судьей Ереминым Ф.Ф.
по заявлению открытого акционерного общества "Производственное объединение "Водоканал" ИНН 6167081833 ОГРН 1056167043470
к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Производственное объединение "Водоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене вынесенного управлением постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы тем, что административным органом не установлена вина привлекаемого к ответственности лица. Установленные административным органом обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, не соответствуют действительности. Заявитель указал, что в настоящее время в разработке находится новый проект постоянных зон санитарной охраны. Отвергнут вывод о нарушении обществом п. 3.3.1.2 СанПин 2.1.4.4441-02, не допускающего спуск любых сточных вод и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды. Указано на оборудование водоотводящих лотков, организацию благоустройства территории первого пояса зон санитарной охраны водозаборов. Отвергает вывод управления о замусоренности водопроводной насосной станции N 2, купания граждан и ловли рыбы как следствие бездействия общества. Указывает на отсутствие вины общества в событии правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.05.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждено событие правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также вина общества в его совершении.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Производственное объединение "Водоканал" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление не представило в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, не обеспечило участие представителя в судебном заседании.
В судебном заседании представитель общества ходатайствовал об отмене обжалуемого судебного акта по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ОАО "ПО "Водоканал", арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.11.2010 г. управлением при проведении плановой выездной проверки в отношении общества выявлены нарушения в части использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно -бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 26.11.2010 г. (т. I, л.д. 92), которым установлено, что по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Путевая 10, расположены объекты источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, которые находятся в эксплуатации и пользовании открытого акционерного общества "Производственное объединение "Водоканал" на основании договора аренды.
Постановлением от 06.12.2010 г. прокуратурой Пролетарского района г. Ростова-на-Дону в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 стать 8.42 КоАП РФ. Из указанного постановления следует, что прокуратурой Пролетарского района г. Ростова-на-Дону с привлечением сотрудников Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, а также Управления Росприроднадзора по Ростовской области в июне 2010 года, 25.09.2010 г.., 28.10.2010 г.., 25.11.2010 г. проводились проверки соблюдения открытым акционерным обществом "Производственное объединение "Водоканал" на объектах источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Дело направлено в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области для рассмотрения по существу (т. I, л.д. 190).
Постановлением управления от 19.01.2011 N 128 общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 8.42 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Апелляционной коллегией исследованы материалы дела, заслушан представитель открытого акционерного общества "Производственное объединение "Водоканал". Апелляционная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о правомерности привлечения открытого акционерного общества "Производственное объединение "Водоканал" к административной ответственности по части 2 статьи 8.42 КоАП РФ.
Диспозиция части 2 статьи 8.42 КоАП РФ предусматривает ответственность за использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении установленного законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения порядка использования зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности запрещается или ограничивается в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 1.4 Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения 2.1.4.1110-02" (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, от загрязнения.
Согласно пункту 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима). Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Из пунктов 3.3.1.1 и 3.2.1.1 указанного выше СанПин следует, что территория первого пояса защитной санитарной зоны (ЗСО) должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы.
Согласно п. 3.3.1.2. в первом поясе ЗСО не допускается спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта, а также купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.
Пунктом 2.2 приложения N 1 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлены параметры общей санитарной характеристики бассейна в той его части, которая может влиять на качество воды у водозабора, в числе которых указаны: причины, влияющие или могущие влиять на ухудшение качества воды в водном объекте, способы и места удаления твердых и жидких отходов в районе нахождения источника возможных причин загрязнения источника (судоходство, лесосплав, водопой, зимние свалки на лед, купание, водный спорт).
Из материалов дела видно, что общество привлечено к административной ответственности за использование первого и второго пояса ЗСО, в частности, в связи с необеспечением режима охраны и содержания защитной санитарной зоны.
Согласно п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (далее - СанПин 2.1.7.1322-03) при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.).
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
В пределах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод при этом целью мероприятий является максимальное снижение микробного и химического загрязнения воды источников водоснабжения, позволяющее при современной технологии обработки обеспечивать получение воды питьевого качества.
Также на основании п. 3.2.1.1, 3.3.1.1. СанПин 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной, на указанной территории предусматривается проведение ряда специальных мероприятий.
Как установил суд первой инстанции, и указанный вывод подтвержден материалами дела, проверкой, проведенной в июне 2010 года, установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства на территории водопроводной насосной станции N 1 и N 3 отвод ливневых вод осуществляется по бетонному лотку, выпуск которого расположен в пределах первого пояса ЗСО.
Материалами дела подтверждено, что на территории водопроводной насосной станции N 2 отвод дренажных и ливневых вод в июне 2010 года осуществлялся по стальной трубе, на берег в 3000 мм. 4000 мм. от уреза воды, при этом данная труба расположена в месте берега, которое расположено напротив водозабора в ЗСО первого пояса.
Территория первого пояса ЗСО водопроводной насосной станции N 2 по прилегающему к водозабору берегу от 92000 мм. до 98000 мм. от точки берега, расположенной напротив водозабора вдоль линии уреза воды вверх по течению реки Дон замусорена твердыми бытовыми отходами в виде: пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов, и другим мусором; в данной местности осуществляется купание граждан и ловля рыбы на маломерных судах.
На территории водопроводной насосной станции N 3 имеются залежи ржавых металлических труб которые, исходя из их состояния, находятся на данном месте значительное количество времени, что подтверждает отсутствие их какой-либо утилизации из ЗСО первого пояса.
Указанные факты установлены проверкой и не опровергаются обществом.
В ходе проверки также установлено, что в имеющемся ограждении территорий ЗСО имеются пробоины в секциях, в некоторых местах секции забора отсутствуют в связи с чем допускается свободное посещение и купание граждан в пределах ЗСО, в том числе первого пояса, что противоречит требованиям СанПиН 2.1.4 1110-02.
Общество полагает, что не может нести ответственность за противоправные действия посторонних лиц, незаконно проникающих на территорию первого пояса ЗСО.
Указанный довод правомерно отклонен судом первой инстанции, указавшим, что именно на открытом акционерном обществе "Производственное объединение "Водоканал" лежит обязанность по содержанию территории первого пояса ЗСО в предписанном нормативными актами состоянии.
Вина общества в совершении вменяемого правонарушения подтверждается следующими обстоятельствами.
Как следует из материалов дела, 25.09.2010 г. в ходе проверки устранения ранее выявленных нарушений на вышеуказанных объектах источников питьевого водоснабжения прокуратурой района было установлено, что из ранее выявленных нарушений работниками общества было лишь остановлено поступление вод на берег в радиусе 3000 мм. 4000 мм. от уреза воды и точки берега, расположенной напротив водозабора ЗСО первого пояса водопроводной насосной станции N 2, однако какая-либо заглушка трубы установлена не была.
Частично и полностью разрушены секции ограждения первого и второго пояса ЗСО водопроводной насосной станции N 2, на территории первого пояса ЗСО водопроводной насосной станции N 2 свободно перемещаются и ловят рыбу посторонние граждане, которые не имеют отношения к источникам питьевого водоснабжения, на месте, где ранее были обнаружены скопления твердых бытовых отходов, а именно: на протяжении от 92000 мм. до 98000 мм. от точки берега, расположенной напротив водозабора вдоль линии уреза воды вверх по течению реки Дон их стало значительно больше, что свидетельствует не только о невыполнении работ по уборке и очистке территории первого пояса ЗСО, но и о новом появлении твердых бытовых отходов в связи с разрушенным ограждением и свободным посещением граждан этой территории.
Как установлено материалами дела, 28.10.2010 прокуратурой Пролетарского района г. Ростова-на-Дону с привлечением специалистов управления, а также Управления Росприроднадзора по Ростовской области и открытого акционерного общества "Производственное объединение "Водоканал" был осуществлен выезд на территорию источников питьевого водоснабжения водопроводной насосной станции N 1, 2, 3.
В ходе проверки установлено, что на территории водопроводной насосной станции N 1, 2, 3 в месте, где ранее были обнаружены фрагменты ржавых металлических труб, они отсутствуют, вместе с тем, на противоположной стороне водоприемного ковша (восточная сторона) обнаружен ржавый металлический водопонтон. В этом же месте обнаружена фреза земснаряда (ржавая).
На территории водопроводной насосной станции N 2 на момент проверки обнаружена удочка в 1 метре (1000 мм.) от ограждения на территории ЗСО.
Территория первого пояса ЗСО ограждена железобетонным забором до уреза воды, однако на момент проверки последняя секция данного забора по урезу воды сломана и полностью лежит на земле. Отмечено нарушение п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4 1110-02.
Также на момент проверки на берегу примерно в 1 метре (1000 мм.) до и после ограждения обнаружено скопление твердых бытовых отходов (пластиковых бутылок, пакетов и др.).
В нарушение требований п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", а также требований СанПиН 2.1.4.110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" в пределах 100-метровой зоны (100000 мм.) от линии уреза воды у ограждения площадки 1-го подъема водопроводной насосной станции N 2 на момент проверки расположены мешки с различными твердыми бытовыми отходами на почве.
На берегу вблизи уреза воды водопроводной насосной станции N 2 обнаружен фрагмент бетонной трубы.
Как указано в актах проверки и не опровергнуто обществом, все указанные отходы хранятся на неасфальтированном покрытии, насыпью, а также не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, укрытие брезентом и оборудования навесом не имеется, по периметру площадка не обвалована, ливнестоков с автономными очистными сооружениями также не имеется.
В ходе проведенной проверки 25.11.2010 на территории водопроводной насосной станции N 1, 2, 3 установлено, что на водопроводной насосной станции N 1, 3 имеется водозабор прямоугольного вида шириной 41200 мм., длиной 70371 мм, которой расположен вплотную к берегу реки Дон при этом вниз по течению реки ограждение установлено на расстоянии более 100000 мм., в сторону пр. 40-летия Победы ограждение на расстоянии 100000 мм., однако в сторону водопроводной насосной станции N 2 ограждение размещено на расстоянии 58369 мм.
На территории ЗСО первого пояса водопроводной насосной станции N 1, 3 имеется строительный мусор возле ограждения на расстоянии 19554 мм. от уреза ковша водозабора в глубь территории в сторону пр. 40-летия Победы.
Вниз по течению реки на территории ЗСО первого пояса водопроводной насосной станции N 1, 3 на расстоянии 47807 мм. от уреза ковша обнаружено демонтированная отработанная (ржавая) железная конструкция, в том же направлении на расстоянии 94443 мм. расположен отрезок железной трубы. Вышеуказанные элементы железа размещены на почве земли.
В ходе осмотра территории ЗСО первого пояса водопроводной насосной станции N 2 установлено, что на берегу вниз по течению реки на расстоянии 12000 мм. от точки берега, расположенной напротив водозабора расположены демонтированные элементы бетонных конструкций не имеющие функционального назначения (кусок бетонной трубы), который находился и был обнаружен в данном месте и при проведении проверки от 28.10.2010 года.
На берегу вниз по течению ограждения ЗСО первого пояса водопроводной насосной станции N 2 не имеется, на расстоянии 121600 мм. от точки берега, расположенной напротив водозабора, а также на расстоянии 1000 мм. от уреза воды, открытым способом на берегу расположен песок в большом количестве.
Актом проверки отмечено, что на берегу реки Дон вверх по течению реки на расстоянии от 136000 мм. от точки берега, расположенной напротив водозабора до 200000 мм. от точки берега, расположенной напротив водозабора территория замусорена твердыми бытовыми отходами (пластиковые пакеты, бутылки и др.), а также строительным мусором.
Также от уреза воды в 136000 мм. от точки берега, расположенной напротив водозабора на протяжении 62056 мм. в сторону железнодорожных путей территория также замусорена различными твердыми бытовыми отходами.
Со стороны пр. 40-летия Победы в указанной местности имеется дренажная система, проходящая под железнодорожными путями по которой в реку Дон на расстоянии 136000 мм. от точки берега, расположенной напротив водозабора поступает водосток.
Также в данный водосток в месте железнодорожных путей параллельно железнодорожным путям впадает дополнительный водосток, который не относится к первому.
От уреза воды на расстоянии 136000 мм. от точки берега, расположенной напротив водозабора в месте, где ранее ограждение было частично обрушено оно восстановлено до уреза воды, однако элементы предыдущего железобетонного ограждения (плита) также находятся на берегу реки на расстоянии около 2000 мм. от уреза воды и в 136000 мм. От точки берега, расположенной напротив водозабора вверх по течению реки Дон и по настоящий момент не утилизированы.
В нарушение п. 3.2.1.1. 3.3.3.5 СанПин 2.1.4.110-02 в ходе проверок, проведенных в июне 2010 года, 25.09.2010, а также 25.11.2010 установлено, что по пути следования к источникам питьевого водоснабжения от пр. 40-летия Победы до ул. Путевая, в том числе, на пересечениях дорог, пешеходных троп и пр. не имеется каких-либо обозначений или столбов со специальными знаками с информацией о ЗСО, в том числе, второго пояса.
В нарушение пунктов 3.2.1.1, 3.3.1.1 СанПин 2.1.4.110-02 территория ЗСО первого пояса водопроводной насосной станции N 1, 3 ограждена на расстоянии 58369 мм. вверх по течению (в сторону водопроводной насосной станции N 2) и только указанная территория находится под охраной. Оставшаяся территория ЗСО первого пояса водопроводной насосной станции N 1, 3 вверх по течению реки Дон огорожена, но не охраняется, ворота на въезде находятся в открытом состоянии, замка на момент проверок не имелось, также внутри указанной огороженной территории имеются следы большегрузного автомобиля.
Таким образом, материалами дела подтверждены факты нарушения п.п. 3.3.1.1, п. З.2.1.1., п. 3.3.1.2., п. 2.2 и других требований СанПиН 2.1.4 1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения"; п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", а также Водного кодекса Российской Федерации и федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Довод общества об отсутствии его вины в допущенных нарушениях правомерно опровергнут судом первой инстанции.
В соответствии с п. 1.15 СанПиН 2.1.4 1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса ЗСО органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
Как отмечалось ранее, общество является арендатором объектов инженерной инфраструктуры (договор аренды от 11.08.2005 N 69 заключен с Департаментом имущественно - земельных отношений г. Ростова-на-Дону).
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что обществом были нарушены требования федерального законодательства, в том числе санитарного, допускается засорение территории, на которой расположены источники водоснабжения, водного объекта в месте первого пояса ЗСО, а также непосредственно водозабора, повлекшие нарушение прав и свобод граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
Со ссылкой на статью 2.1 КоАП РФ судом первой инстанции правильно указано, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.05.2011 по делу N А53-1237/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Л.А. Захарова |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-1237/2011
Истец: ОАО "Производственное объединение "Водоканал", ОАО ПО "Водоканал"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РО
Третье лицо: ГП "Роспотребнадзор" по РО
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6674/11