8 апреля 2011 г. |
Дело N А48-4114/2010 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 апреля 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сычевой Е.И.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Очарование": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Муниципального унитарного предприятия "Управление по ремонту и эксплуатации нежилых помещений": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Администрации города Орла: представитель не явился, извещена надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 20.01.2011 по делу N А48-4114/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Очарование" к Управлению муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Очарование" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла о признании незаконным отказа ответчика, изложенного в письме от 05.07.2010 N 4084 ООО "Очарование" в реализации его права на преимущественную приватизацию нежилого помещения общей площадью 252,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Орел, пл. Мира, д. 3, арендуемого на основании договора аренды N 19709 от 04.12.1995 и признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в несовершении им юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого ООО "Очарование" имущества, а именно: ответчик не направил в адрес заявителя копию решения об условиях приватизации арендуемого имущества, предложение о заключении договора купли-продажи муниципального имущества, являющегося предметом спора, а также проект договора купли-продажи арендуемого имущества (с учетом уточненных требований).
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Муниципального унитарного предприятия "Управление по ремонту и эксплуатации нежилых помещений" и Администрации города Орла.
Решением суда от 20.01.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
При этом заявитель апелляционной жалобы указывает, что Общество с ограниченной ответственностью "Очарование" не имело в своем непрерывном пользовании по договорам аренды испрашиваемое нежилое помещение, на момент подачи заявления о выкупе Общество не соответствовало критерию, указанному в пункте 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и преимущественным правом на выкуп не обладало.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что ООО "Очарование" зарегистрировано в качестве юридического лица 18.03.1993 за основным государственным регистрационным номером 1025700769236, что подтверждается копией свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 от 10.12.02 серия 57 N 000218896 (т. 1 л.д.30).
Общество арендует спорное помещение на основании договоров на аренду нежилого помещения от 04.12.1995 N 19709, от 02.03.2009 N 19029 (т.1 л.д. 12-15, 117-162), договоров аренды от 16.08.2010 NN 035/ар, 036/ар (т. 2 л.д. 4-9, 13-18).
Нежилое шестиэтажное здание (литера А) общей площадью 6212,4 квадратных метра, расположенное по адресу: Орловская область, г. Орел, пл. Мира, д. 3 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "Город Орел", что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 18.08.1999 (т. 2 л.д. 30), а также копиями свидетельств о государственной регистрации права от 11.11.2010 серия 57-АБ N 075091, от 11.11.2010 серия 57-АБ N 075092 (общая площадь помещения скорректирована до 5645,8 кв. м, т. 2 л.д. 33, 34).
18.06.2010 ООО "Очарование" обратилось в Администрацию г. Орла и Управление с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого помещения, в котором просило предоставить Обществу преимущественное право на приобретение спорного помещения с оплатой приобретаемого имущества в рассрочку ежемесячно равными долями сроком на 5 лет (т.1 л.д. 10).
Управление письмом от 05.07.2010 N 4084 отказало в реализации преимущественного права ООО "Очарование" в выкупе спорного помещения в связи с тем, что арендуемое заявителем помещение принадлежит муниципальному унитарному предприятию г. Орла "Управление по эксплуатации нежилых помещений" на праве хозяйственного ведения (т. 1 л.д. 11).
Считая незаконным отказ Управления в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого помещения, изложенный в письме от 05.07.2010 N 4084, а также считая незаконным бездействие ответчика, выразившееся в несовершении юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ не установлено каких-либо ограничений преимущественного права субъекта малого или среднего предпринимательства в зависимости от того, поставлен или не поставлен на кадастровый учет арендуемый этим субъектом объект недвижимости, а доказательств невозможности формирования нежилого помещения площадью 252,1 кв.м., расположенного по адресу: Орловская область, г.Орел, пл.Мира, 3, в качестве обособленного объекта в материалы дела не представлено, кроме того, пришел к выводу о наличии у ООО "Очарование" как субъекта малого предпринимательства, права на приватизацию недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности в соответствии с положениями Федерального Закона от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федерального закона от 22.07.2008 N159-ФЗ.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия), устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее -Федеральный закон N 178-ФЗ) установлено, что приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу части 5 статьи 3 Федерального закона N 178-ФЗ особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ предусмотрена возможность отчуждения из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу Закона, в том числе участие субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества (пункт 1 статьи 1 указанного Закона).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему и арендуемого лицом, отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Федерального закона, в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества.
Согласие собственника арендуемого имущества, которое принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на совершение унитарным предприятием сделки, направленной на возмездное отчуждение такого имущества, дается не ранее чем через тридцать дней после направления указанным собственником уведомления координационным или совещательным органам в области развития малого и среднего предпринимательства (в случае, если такие органы созданы при соответствующих органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления) и арендатору или арендаторам такого имущества.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135.
Перечень условий, при наличии которых арендатор обладает преимущественным правом на приобретение такого имущества, определен в Законе N 159-ФЗ исчерпывающим образом (в частности, не имеет значения наличие или отсутствие в договоре аренды условия о выкупе арендуемого имущества). Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать какие -либо иные ограничения либо дополнительные условия реализации права на приобретение недвижимости.
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Приведенные условия являются основанием для выкупа арендатором арендуемого помещения вне зависимости от включения соответствующего объекта в План приватизации.
Постановлением Администрации г. Орла "Об утверждении Положения о комиссии по отчуждению из муниципальной собственности г. Орла недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" от 25.02.2009 N 535 утверждено Положение "О владении, пользовании и распоряжении (управлении) муниципальным имуществом г. Орла" и состав соответствующей комиссии.
В соответствии с названным Положением, утвержденным решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.1997 N 09/123-ГС вопросы приватизации арендуемых заявителем помещения входят в компетенцию Администрации г. Орла.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.10.2009 N 53/873- ГС принято " Положение об отчуждении недвижимого имущества муниципального образования "Город Орел", арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства", в котором определен порядок отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Положение).
Пунктами 2,3 названного выше Положения предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением являющихся кредитными и страховыми организациями (кроме потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами, участниками соглашений о разделе продукции, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, являющихся нерезидентами Российской Федерации (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации), а также субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого недвижимого имущества муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком.
При этом преимущественное право может быть предоставлено при условии:
1. арендуемое муниципальное имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 N 159-ФЗ (05.08.2008) в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2. у арендатора отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества - в случае приватизации имущества по инициативе продавца, на день подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества - в случае продажи имущества по инициативе арендатора;
3. площадь арендуемых помещений не превышает 2000 квадратных метров;
4. арендуемое имущество не включено в утвержденный Орловским городским Советом народных депутатов перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Продавцом муниципального имущества, не переданного в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям, выступает Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла.
Согласно части 2 статье 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в заявлении о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого помещения ООО "Очарование" указало на соблюдение Обществом условий, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ для предоставления права на приватизацию, подробно расписало критерии отнесения Общества к субъектам малого предпринимательства.
К заявлению ООО "Очарование" приложены документы, подтверждающие правомерность указанных выводов заявителя: выписка из ЕГРЮЛ от 20.01.2010, учредительный договор ООО "Очарование" в редакции 2008 подтверждают, что Общество состоит из 44 учредителей (участников). Сведениями о среднесписочной численности работников, представленными заявителем в МРИ ФНС России N 2 по Орловской области 20.01.2010, подтверждается то, что средняя численность работников ООО "Очарование" по состоянию на 01.01.2010 составила 49 человек (предельное значение для малых предприятий - до 100 человек включительно). Отчетом о прибылях и убытках за 2009, представленным в МРИ ФНС России N 2 по Орловской области подтверждается то, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) ООО "Очарование" за год составила 9410000 руб. (предельное значение для малых предприятий - 400 млн. рублей).
В соответствии с Законом Орловской области "О реализации положений статей 3 и 5 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 18.12.2008 N 852-ОЗ были установлены следующие основные критерии используемые при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого ими имущества:
- площадь арендуемых помещений не должна превышать 2000 квадратных метров;
- срок рассрочки оплаты не может быть более пяти лет.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Очарование" арендует спорное нежилое помещение непрерывно с 10.11.1995 (начало срока действия договора аренды от 04.12.1995 N 19709) по настоящее время, в течение более двух лет до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N159-ФЗ, что подтверждается имеющимися в материалах дела договорами аренды спорного помещения.
Судом первой инстанции установлено, что задолженности по арендной плате, размер которой установлен имеющимися в материалах дела договорами аренды спорного помещения у заявителя нет.
Из материалов дела следует, что заявитель продолжает фактически пользоваться спорным нежилым помещением с согласия собственника, уплачивая арендную плату. Спорное имущество не включено в список, утвержденный в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального Закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
Площадь арендуемого помещения составляет 252,1 кв. м. и не превышает предельный размер, установленный Постановлением Правительства РФ от 18.12.2008 N 961 "О предельных значениях и сроке рассрочки оплаты находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества, применяемых при реализации ими преимущественного права на приобретение такого имущества", а также законом Орловской области от 18.12.2008 N 852-ОЗ.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии у ООО "Очарование" как субъекта малого предпринимательства, права на приватизацию недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности в соответствии с положениями Федерального Закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ и Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и считает необходимым удовлетворить требования ООО "Очарование".
Согласно части 2 статье 9 Федерального закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства с 1 января 2009 по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Как правильно установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.06.2010 ООО "Очарование" обратилось в Администрацию г. Орла и Управление муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого помещения (приватизации).
Как было установлено и подтверждается материалами дела (письмом Управления от 05.07.2010 N 4084) единственным основанием для оставления заявления ООО "Очарование" без удовлетворения послужил факт передачи данного помещения в хозяйственное ведение МУП г. Орла "Управление по эксплуатации нежилых помещений", которое, по мнению, ответчика обладает полномочиями по рассмотрению заявления Общества о предоставлении права на приватизацию спорного помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Право муниципальной собственности муниципального образования "Город Орел" на нежилое 6-ти этажное здание, расположенное по адресу: г.Орел, площадь Мира, 3, подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права собственности (свидетельство от 18.08.1999 серия ОР N 008128)
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Устава города Орла от 22.06.2005 N 72/753-ГС и статьей 125 Гражданского кодекса РФ Администрация г. Орла вправе принимать решение о закреплении муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия.
Согласно Постановлению Главы муниципального образования г.Орел от 26.05.2008 N 1610 нежилые муниципальные помещения площадью 5648,7 кв.м., расположенные по адресу: г.Орел, пл. Мира,3 (дом Быта) переданы в хозяйственное ведение МУП г. Орла "Управление по ремонту и эксплуатации нежилых помещений" по акту приема-передачи и закрепления муниципального имущества в хозяйственное ведение от 03.06.2008 (т. 2 л.д. 31, 32).
Согласно п. 2.2. указанного постановления МУП г. Орла "Управление по ремонту и эксплуатации нежилых помещений" обязано было осуществить государственную регистрацию права хозяйственного ведения на имущество, указанное в пункте 1 постановления и представить копию свидетельства в Управление муниципального имущества и землепользования Администрации г.Орла.
В силу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно статьям 2 и 11 Федерального закона от 14.11.2002. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества. Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, возникает с момента передачи такого имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника. Как предусмотрено пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В силу статьи 4 этого же Федерального закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса РФ. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Решение собственника о передаче недвижимого имущества в хозяйственное ведение МУП г. Орла "Управление по эксплуатации нежилых помещений" принято 26.05.2008, то есть после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает государственную регистрацию права хозяйственного ведения на недвижимые вещи в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Судом первой инстанции было установлено и подтверждено материалами дела, что на момент рассмотрения дела за МУП г. Орла "Управление по эксплуатации нежилых помещений" отсутствовала государственная регистрация права хозяйственного ведения на объект недвижимости, расположенный по адресу: г.Орел, пл. Мира,3.
Апелляционная коллегия, полагает достаточно обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии у ООО "Очарование" права по предоставлению в собственность (приватизацию) спорного помещения, находящегося в муниципальной собственности Администрации г.Орла.
Все приводимые в апелляционной жалобе доводы получили со стороны суда первой инстанции надлежащую правовую оценку. Апелляционная коллегия не усматривает оснований для их переоценки.
Иных обстоятельств, препятствующих реализации Обществом преимущественного права на приобретение в собственность спорного нежилого помещения судом не установлено.
В пункте 8 указанного письма Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что по смыслу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ объектом договора купли-продажи может быть только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу статьи 130 Гражданского Кодекса РФ, в отношении которого должен быть осуществлен государственный кадастровый учет по правилам Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В связи с этим реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения (например, торгового места) не допускается.
Статьей 554 Гражданского Кодекса РФ предусмотрено требование к предмету договора продажи недвижимости, в соответствии с которым в этом договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
По смыслу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, то есть уникальные характеристики объекта недвижимости, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В силу части 5 указанной статьи кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Поскольку в соответствии с данной нормой кадастровый учет не может быть осуществлен в отношении части здания или части помещения, не сформированных в качестве обособленных объектов, то эти части объектов недвижимого имущества не могут являться предметом договора купли-продажи. При этом законом прямо предусмотрена возможность формирования в качестве объекта кадастрового учета помещения, которое, в свою очередь, всегда будет являться частью здания.
С учетом того, что Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ не установлено каких-либо ограничений преимущественного права субъекта малого или среднего предпринимательства в зависимости от того, поставлен или не поставлен на кадастровый учет арендуемый этим субъектом объект недвижимости, а доказательств невозможности формирования нежилого помещения площадью 252,1 кв.м., расположенного по адресу: Орловская область, г.Орел, пл.Мира, 3, в качестве обособленного объекта в материалы дела не представлено, арбитражный суд приходит к выводу о неправильном толковании ответчиком и 3-ми лицами смысла разъяснений, данных Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Суд первой инстанции правомерно установил, что выводы Управления и 3-х лиц о том, что реализация права на приобретение недвижимого имущества и последующее заключение договора купли-продажи в отношении части здания не допускается, со ссылкой на Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.09 N 134, не являются верными.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении ФАС ЦО от 15.11.2010 по делу N А48-3223/2009 (т.1 л.д.128-130).
На основании вышеизложенного, как было установлено судом первой инстанции, довод Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла о том, что отказ не нарушил прав и законных интересов заявителя, поскольку ООО "Очарование" не является правообладателем преимущественного права на приобретение имущества, не является обоснованным.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.71 АПК РФ, что отказ Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла, изложенный письме от 05.07.2010 N 4084, в реализации ООО "Очарование" права на преимущественную приватизацию нежилого помещения общей площадью 252,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Орел, пл. Мира, д. 3, арендуемого на основании договора аренды N 19709 от 04.12.1995, является незаконным.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 20.01.2011 по делу N А48-4114/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.