28 июля 2011 г. |
Дело N А14-1361/2011 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от ИП Коломиной Ольги Васильевны: Коломиной О.В.,
от Административной комиссии администрации Кантемировского муниципального района: Гайворонского С.А., представителя по доверенности от 01.06.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Административной комиссии администрации Кантемировского муниципального района на решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.05.2011 по делу N А14-1361/2011 (судья Шишкина В.М.) по заявлению индивидуального предпринимателя Коломиной О.В. об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Коломина Ольга Васильевна (ИНН: 361203080698, ОГРНИП: 306362710700053) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии администрации Кантемировского муниципального района N 45 о назначении административного наказания от 21.12.2010, с учетом уточнения требований применительно к статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 04.05.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Административная комиссия администрации Кантемировского муниципального района обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что создание и деятельность административных комиссий основана на полномочиях, предусмотренных пп. 24.1 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, которые могут быть переданы органам местного самоуправления законом субъекта РФ.
В судебном заседании 15 июля 2011 года объявлялся перерыв до 22 июля 2011 года (16.07.2011 и 17.07.2011 - выходные дни).
Как видно из материалов дела, Администрация Кантемировского муниципального района Воронежской области во исполнение Закона Воронежской области от 29.12.2009 N 190-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Воронежской области отдельными государственными полномочиями по созданию и организации деятельности административных комиссий", постановлением N 312 от 01.04.2010 создала административную комиссию администрации Кантемировского муниципального района и утвердила ее состав.
11.12.2010 в связи с обращением в адрес административной комиссии главы Кантемировского городского поселения (исх. N 2789 от 07.12.2010), ответственным секретарем административной комиссии была проведена проверка ИП Коломиной О.В., в результате которой выявлено, что заявителем осуществляется предпринимательская деятельность - торговля без договора о предоставлении торгового места, чем нарушен пункт 11 Постановления администрации Воронежской области от 18.04.2007 N 337 "Об утверждении порядка заключения договоров о предоставлении торговых мест и требований к торговым местам на розничных рынках Воронежской области", составлен акт об обнаружении правонарушения.
11.12.2010 составлен протокол N 1/2010 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 25 Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области".
21.12.2010 административной комиссией администрации Кантемировского муниципального района вынесено постановление N 45 о назначении административного наказания, в соответствии с которым ИП Коломина О.В. привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 25 Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" (далее - Закон N 74-ОЗ) в виде административного штрафа в размере 2 500 руб.
Считая данное постановление незаконным, Индивидуальный предприниматель Коломина Ольга Васильевна обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении было вынесено неправомочным на то органом - Административной комиссией Кантемировского муниципального района.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции полагает решение подлежащим отмене, исходя из следующего.
Пунктом 11 Постановления Администрации Воронежской области от 18.04.2007 N 337 "Об утверждении Порядка заключения договоров о предоставлении торговых мест и требований к торговым местам на розничных рынках Воронежской области" (вместе с "Требованиями к торговым местам на рынках Воронежской области ") (далее - Постановление N 337), торговое место предоставляется юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срок действия разрешений на право организации рынка, выданных уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области.
Отсутствие соответствующего договора ИП Коломиной О.В. не отрицается.
Статьей 1.1 КоАП РФ определено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ, к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов РФ об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, в соответствии с часть 2 статьи 22.1 КоАП РФ; создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ; регулирование законами субъектов РФ иных вопросов в соответствии с КоАП РФ.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законными субъектов РФ.
По смыслу пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссии, а также создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ (подпункт 24.1); установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (подпункт 39).
На основании пункта 6 этой же статьи, законами субъекта РФ в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, указанных в пункте 2 указанной статьи (за исключением подпунктов 1,2,4,6,13,22,23,32-36,38-40,42,43,48,52,58 и пункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 поименованной статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Таким образом, с момента внесения Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ изменений в подпункт 24.1 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" законодателем были разделены полномочия органов государственной власти субъектов РФ на полномочия по установлению административной ответственности (подпункт 39) и полномочия по созданию административных комиссий (подпункт 24.1).
Статьей 21 Устава Воронежской области, принятого Воронежской областной Думой 25.05.2006, в редакции закона Воронежской области от 03.04.2008 N 20-ОЗ, закреплено, что к полномочиям органов государственной власти Воронежской области по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств областного бюджета (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса, в том числе, создания административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной в Воронежской области (подпункт 27).
Пунктом 2 указанной нормы установлено, что законами Воронежской области в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями Воронежской области по решению вопросов, указанных в части 1, за исключением пунктов 1,2,4,7,14,24,25,35-39,41- 43,45,47,52,57,63,71 данной статьи (в части, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств областного бюджета), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов (в редакции закона Воронежской области от 03.04.2008 N 20-ОЗ).
К полномочиям органов государственной власти Воронежской области в сфере местного самоуправления относится наделение органов местного самоуправления законом Воронежской области отдельными государственными полномочиями, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией (пункт 9 статьи 56 Устава).
Нормативным актом, наделяющим органы местного самоуправления полномочиями по созданию административных комиссий является Закон Воронежской области от 24.12.2009 N 190-ОЗ, в силу статьи 1 которого, государственными полномочиями, наделяются органы местного самоуправления, согласно приложению 1 к данному Закону Воронежской области.
Органы местного самоуправления на подведомственной территории осуществляют переданные им государственные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством путем:
1) создания и организации деятельности административных комиссий в муниципальных районах и городских округах Воронежской области;
2) определения и утверждения персонального состава создаваемых административных комиссий;
3) финансового и материально-технического обеспечения деятельности создаваемых административных комиссий (в редакции 2009 года).
Статьей 4 данного Закона, закрепляющей права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий, установлено право органов местного самоуправления принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий.
На основании и во исполнение Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", Закона Воронежской области от 24.12.2009 N 190-ОЗ, администрация Кантемировского муниципального района Воронежской области приняла постановление N 312 от 01.04.2010 "Об административной комиссии Кантемировского муниципального района", постановив создать административную комиссию, утвердила их состав, возложила контроль за исполнением данного постановления на Администрацию Кантемировского муниципального района Воронежской области.
Таким образом, порядок создания административной комиссии Кантемировского муниципального района не нарушает положения Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
Принимая во внимание вышеизложенное, а так же то, что представленными доказательствами подтвержден факт совершения ИП Коломиной О.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.25 Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области", оснований для признания незаконным и отмены постановления административной комиссией администрации Кантемировского муниципального района от 21.12.2010 N 45 не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, как вынесенное по неполно выясненным обстоятельствам.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.2 ст.269, ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.05.2011 по делу N А14-1361/2011 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В удовлетворении требований ИП Коломиной О.В. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в порядке ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-1361/2011
Истец: Коломина О В, Коломина О. В.
Ответчик: Административная комиссия Администрации Кантемировскаго МР Воронежской обл.
Третье лицо: Административная комиссия администрации Кантемировского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2997/11