25 апреля 2011 г. |
Дело N А14-11772/10/357/23 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Ольшанской Н.А.,
судей - Скрынникова В.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии в судебном заседании:
от органа Пенсионного фонда: Нетяга О.Г., ведущего специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности N 01-33/6 от 11.01.2011,
от страхователя: Кравченко Н.В., юрисконсульта отдела правового обеспечения деятельности банка по доверенности N ДО-3-26/6383 от 20.07.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.01.2011 по делу N А14-11772/10/357/23 (судья Максимович Т.Н.), принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Сбербанк России" (ОГРН 1027700132195) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о признании незаконным требования N 04603440062770 от 11.11.2010,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сбербанк России" (далее - ОАО "Сбербанк России", Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - Управление, орган Пенсионного фонда) о признании незаконным требования N 04603440062770 от 11.11.2010 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.01.2010 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду нарушения и неправильного применения норм материального права, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что представленное страхователем платежное поручение не может служить доказательством уплаты им страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, так как в нем неправильно указан код бюджетной классификации для уплаты страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии. Управление полагает, что страхователем не выполнены условия пункта 1 части 5 статьи 18 Федерального закона N 212 от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в соответствии с которым обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет казначейства (с указание соответствующего КБК) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей органа Пенсионного фонда и страхователя, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сбербанк России" зарегистрирован в органе Пенсионного фонда (регистрационный номер ПФР 046-034-009603) и в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) является плательщиком страховых взносов.
16 августа 2010 года Обществом была произведена уплата страховых взносов в сумме 9 173 806 руб. за 2010 год на накопительную часть пенсии, с неправильным указанием реквизита кода бюджетной классификации (КБК) в платежном поручении N 119374: при указании КБК, соответствующего платежу взносов на страховую часть, в поле "назначение платежа" содержалось указание на уплату взносов на накопительную часть.
Поскольку в платежном поручении ошибочно указан КБК для уплаты страховых взносов на страховую часть пенсии, платеж зачислен Управлением в уплату страховой части и у Общества образовалась недоимка по страховым взносам на накопительную часть пенсии.
20 октября 2010 года ОАО "Сбербанк России" обратилось в Управление с письмом, содержащем просьбу о зачете денежных средств в сумме 9 173 806 руб. с КБК 39210202010061000160 на КБК 39210202020061000160 (л.д. 14).
Управлением 20.10.2010 было принято решение о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов на страховую часть в счет погашения задолженности на накопительную часть.
На недоимку по страховым взносам на накопительную часть пенсии органом Пенсионным фонда начислены пени за период с 17.08.2010 по 20.10.2010 в размере 154 041,50 руб.
Для уплаты пени в добровольном порядке Управление Пенсионного фонда направило Обществу требование от 11.11.2010 N 04603440062770 со сроком исполнения до 02.12.2010.
Удовлетворяя заявленные требования Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ ОАО "Сбербанк России" относится к плательщикам страховых взносов и обязан уплачивать страховые взносы.
Пунктом 1 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В силу части 1 статьи 15 Закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (часть 4 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (часть 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (часть 8 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
В силу статьи 25 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, то есть денежной суммой, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 18 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего КБК) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Согласно пункту 4 части 6 статьи 18 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
В силу пунктов 1, 2 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм для установления факта неисполнения обязанности по уплате страховых взносов следует установить поступили или нет денежные средства на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Соответственно сам факт неправильного указания КБК не может явиться основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной.
Из материалов дела видно, что, несмотря на указание страхователем КБК страховой части пенсии, денежные средства за 2010 год в полном объеме поступили в исчисленной к уплате сумме на счет соответствующего органа Пенсионного фонда, что пенсионным органом не оспаривается.
Учитывая изложенное, орган Пенсионного фонда необоснованно квалифицировал действия страхователя как неисполнение обязанности по уплате страховых взносов по правилам пункта 4 части 6 статьи 18 Закона N 212-ФЗ, поскольку неправильное указание Обществом КБК при уплате страховых взносов не повлекло возникновения задолженности перед бюджетом Пенсионного фонда и неисполнение последним обязанности по уплате страховых взносов.
Так как условием начисления пеней является несвоевременная уплата страховых взносов, с учетом вывода суда о своевременном перечислении Обществом в бюджет пенсионного фонда страховых взносов в сумме 9 173 806 руб., в рассматриваемом случае у Управления не имелось оснований для начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 154 041, 49 руб.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о несоответствии оспариваемого требования N 04603440062770 от 11.11.2010 нормам пенсионного законодательства, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования ОАО "Сбербанк России".
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.01.2011 по делу N А14-11772/10/357/23 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу органа Пенсионного фонда - без удовлетворения.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не разрешается, так как в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.01.2011 по делу N А14-11772/10/357/23 (с учетом определения об исправления опечатки от 26.01.2011) оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-11772/2010
Истец: ОАО "Сбербанк России", Сбербанк России (ОАО)
Ответчик: УПФ РФ в г. Воронеже
Третье лицо: УПФ РФ в г. Воронеже