11 июля 2011 г. |
Дело N А08-6550/2010-6 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.07.2011.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Протасова А.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Стрыгиной М.А.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "МРСК Центра": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Росреестра по Белгородской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "МРСК Центра" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.01.2011 по делу N А08-6550/2010-6 (судья Белоусова В.И.), по заявлению ОАО "МРСК Центра" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) к Управлению Росреестра по Белгородской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" о признании незаконным решения N16/10-5136 от 20.08.2010, обязании внести изменения в документы государственного кадастра недвижимости сведений о границе охранной зоны воздушных линий электропередачи 10 кВ на основании карты (плана) по учетному делу N3116/102/10-1240,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "МРСК Центра" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Росреестра по Белгородской области (далее - Управление) о признании незаконным решения от 20.08.2010 года N 16/10-5136 об отказе в осуществлении внесения в документы государственного кадастра недвижимости сведений о границах охранной зоны на объекты электросетевого назначения и обязании внести изменения в документы государственного кадастра недвижимости сведений о границе охранной зоны воздушных линий электропередач и 10 кВ на основании карты (плана) от 22.06.2010.
Определением суда от 03.12.2010 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГУ "Земельная кадастровая палата" (орган, в настоящее время уполномоченный осуществлять кадастровый учет).
20.12.2010 заявитель уточнил заявленные требования и просил суд обязать ФГУ "Земельная Кадастровая Палата" внести в документы государственного кадастра недвижимости по учетному делу N 3116/102/10- 1240 сведения о границе охранной зоны воздушных линий электропередачи 10 кВ на основании карты (плана) от 22.06.2010.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 20.01.2011 ОАО "МРСК Центра" отказано в удовлетворении требований к Управлению Росреестра по Белгородской области о признании незаконным решения от 20.08.2010 N 16/10-5136, а также отказано в удовлетворении требований к ФГУ "Земельная Кадастровая Палата" по Белгородской области об обязании внести в документы государственного кадастра недвижимости сведений о границах охранной зоны на объекты электросетевого назначения.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "МРСК Центра" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.01.2011.
Заявитель жалобы полагает, что представленные ОАО "МРСК Центра" для кадастрового учета документы - заявление и карта (план) по форме и содержанию соответствовали всем необходимым требованиям и позволяли осуществить государственный кадастровый учет.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В материалах дела имеется заявление ФГУ "Земельная кадастровая палата" о рассмотрении дела в отсутствие представителей учреждения.
В порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ОАО "МРСК Центра", Управления Росреестра по Белгородской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства.
В материалы дела от ОАО "МРСК Центра" поступило ходатайство, в котором Общество отказывается от исковых требований к ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области о внесении в документы государственного кадастра недвижимости сведений о границе охранной зоны воздушных линий электропередачи 10 кВ на основании карты (плана) по учетному делу N 3116/102/10-1240 и просит производство по делу в части указанных исковых требований прекратить. Последствия прекращения производства по делу, предусмотренные частью 3 статьи 151 АПК РФ Обществу известны и понятны.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Поскольку отказ истца от части исковых требований не противоречит закону, не нарушает прав других лиц, подписан представителем ОАО "МРСК Центра" Лапиной В.Г., наделенным правом полного или частичного отказа от исковых требований (доверенность N Д-БЛ/20/27 от 20.06.2011), он подлежит принятию апелляционным судом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
В связи с чем, производство по делу в части требований к ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области о внесении в документы государственного кадастра недвижимости сведений о границе охранной зоны воздушных линий электропередачи 10 кВ на основании карты (плана) по учетному делу N 3116/102/10-1240 подлежит прекращению.
Принимая во внимание прекращение судом производства по делу в связи с частичным отказом Общества от заявленных требований, рассмотрению подлежит требование ОАО "МРСК Центра" к Управлению Росреестра по Белгородской области о признании недействительными требования Белгородской таможни N 2 от 08.01.2009 об уплате таможенных платежей в сумме 4 057 500 руб. и решения N 1 от 17.02.2009 о взыскании денежных средств в сумме 4 057 500 руб. в бесспорном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом представленных доказательств, апелляционная инстанция установила следующее.
12.08.2010 ОАО "МРСК Центра" обратилось в Управление Росреестра по Белгородской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
Решением N 16/10-5136 от 20.08.2010 Обществу отказано в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости по основанию несоответствия заявления по форме и содержанию требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также не представлением необходимых в силу действующего законодательства документов.
Подавая заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости 20.08.2010 заявитель, по мнению органа кадастрового учета (в рассматриваемый период - Управление Росреестра по Белгородской области) в нарушение пункта 7 представил карту (план) объекта землеустройства только на бумажном носителе. В связи с чем, Управлением было рекомендовано устранить допущенные нарушения.
Полагая решение N 16/10-5136 от 20.08.2010 об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы собственника воздушных линий электропередач, ОАО "МРСК Центра" обратилось в Арбитражный суд области с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции счел доказанным обоснованность и правомерность решения Управления Росреестра по Белгородской области от 20.08.2010.
Апелляционная коллегия не может согласиться с данным выводом суда области исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых сведений осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Указанная форма утверждена Приказом от 20 февраля 2008 года N 34 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества".
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" в процессе информационного взаимодействия документы представляются в электронном виде (в виде электронных образцов документов или электронных выписок) с использованием сетей связи общего пользования. При отсутствии таких сетей связи документы могут представляться на электронных носителях.
Представление документов на бумажных носителях допускается до установления Министерством экономического развития Российской Федерации требований к формату этих документов в электронном виде.
Требования к формату таких документов установлены Минэкономразвития РФ Приказом от 20 октября 2010 г. N 503 "Об установлении требований к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости (зарегистрировано в Минюсте РФ 23.11.2010 г. N 19029).
В пункте 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" установлено, что карта (план) объекта землеустройства оформляется на бумажном носителе и (или) электронном носителе, исключающем возможность повторной записи информации, в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью исполнителя. Подлинность электронной цифровой подписи подтверждается в установленном Федеральным законом порядке.
Карта (план) объекта землеустройства, предназначенная для внесения сведений об объекте землеустройства в государственный кадастр недвижимости, оформляется в виде электронного документа.
В случае, если карта (план) объекта землеустройства оформлена в виде электронного документа на электронном носителе, ее передача в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также в орган кадастрового учета с целью внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте землеустройства оформляется сопроводительным письмом, в котором указываются характеристики соответствующего электронного носителя и параметры электронного документа.
То есть оформление карты (плана) в виде электронного документа предусмотрено как один из возможных вариантов.
Статьей 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" определен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.
В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1)вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2)кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3)описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4)описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
5)кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
6)площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии со статьей 14 Закона "О государственном кадастре недвижимости" общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам (далее также в настоящей статье - запросы о предоставлении сведений) любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
1) копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
2) кадастровой выписки об объекте недвижимости;
3) кадастрового паспорта объекта недвижимости;
4) кадастрового плана территории;
5) в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Кадастровая выписка об объекте недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости. Если в соответствии с кадастровыми сведениями объект недвижимости, сведения о котором запрашиваются, прекратил существование, любая кадастровая выписка о таком объекте наряду с запрашиваемыми сведениями должна содержать кадастровые сведения о прекращении существования такого объекта.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Кадастровый план территории представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.
Орган кадастрового учета имеет право по запросу любого лица предоставлять полученную на основе общедоступных кадастровых сведений обобщенную информацию, в том числе аналитическую информацию. Такая информация может размещаться в сети "Интернет" на официальном сайте органа кадастрового учета и официальном сайте органа нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Состав, виды такой информации, сроки ее предоставления, порядок ее размещения в сети "Интернет" на указанных официальных сайтах устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений устанавливает порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в том числе:
1) формы документов, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, запросов о предоставлении сведений, а также требования к составу сведений таких документов и запросов;
2) перечень документов, прилагаемых к запросу о предоставлении сведений, и способы их представления в орган кадастрового учета;
3) требования к формату документов, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, запросов о предоставлении сведений, если такие документы и запросы направляются в электронной форме;
4) порядок направления документов, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, запросов о предоставлении сведений, решений об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, уведомлений об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи;
5) порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости;
6) сроки предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в зависимости от способов их предоставления и с учетом максимального срока предоставления таких сведений, установленного настоящим Федеральным законом.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает необоснованной ссылку суда первой инстанции на положения, касающиеся информационного взаимодействия о предоставлении карты (плана) как на бумажном носителе так и в электронном виде, применительно к заявителям, обратившимся с заявлением о постановке объекта на кадастровый учет.
По мнению суда апелляционной инстанции из пункта 7 Постановления Правительства РФ от 30.07.2009 года N 621, также не следует, что предоставление карты (плана) на электронном носителе обязательно.
Заявитель вправе представить либо документ на бумажном носителе, либо в электронном виде (при условии, что он исключает возможность повторной записи информации, в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью исполните ля, удостоверенной в установленном порядке), либо и на бумажном и на электронном носителе, либо и на бумажном носителе и в электронном виде.
Таким образом, отказ по этим основаниям не соответствует закону и нарушает права заявителя на своевременное внесение сведений в Государственный кадастр и осуществление контроля за соблюдением ограничений в охранных зонах линий электропередач.
При вышеизложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, расходы , понесенные заявителем , подлежат отнесению на ответчика - Управление Росреестра по Белгородской области в сумме 3000 рублей.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей по платежному поручению N 001726 от 14.02.2011 года подлежит возврату открытому акционерному обществу "МРСК Центра".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.01.2011 года по делу N А08-6550/2010-6 отменить.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по Белгородской области от 20.08.2010 года N 16/10-5136 об отказе в осуществлении внесения в документы государственного кадастра недвижимости сведений о границах охранной зоны на объекты электросетевого назначения.
Принять отказ открытого акционерного общества "МРСК Центра" от заявленных требований к ФГУ "Земельная кадастровая палата" о внесении в документы государственного кадастра недвижимости сведений о границе охранной зоны воздушных линий электропередачи 10 кВ на основании карты (плана) по учетному делу N 3116/102/101240.
В части требований открытого акционерного общества "МРСК Центра" к ФГУ "Земельная кадастровая палата" о внесении в документы государственного кадастра недвижимости сведений о границе охранной зоны воздушных линий электропередачи 10 кВ на основании карты (плана) по учетному делу N 3116/102/101240 производство по делу N А08-6550/2010-6 прекратить.
Выдать открытому акционерному обществу "МРСК Центра" справку на возврат излишне уплаченной госпошлины в сумме 1000 рублей по платежному поручению N 001727 от 14.02.2011.
Взыскать с Управления Росреестра по Белгородской области в пользу открытого акционерного общества "МРСК Центра" в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-6550/2010
Истец: ОАО "МРСК Центра"
Третье лицо: Управление Росреестра по Белгородской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области