30 июня 2011 г. |
Дело N А48-4404/2010 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Сергуткиной В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Центрального банка Российской Федерации: Гусева Е.В., консультант 1 категории юридического отдела Главного управления Центрального банка Российской Федерации по орловской области, доверенность N 4 от 17.12.2010;
от государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Чирикова О.Н., начальник отдела правового обеспечения отдела Фонда, доверенность N 06-12/06/6846 от 02.12.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации на решение Арбитражного суда Орловской области от 08.02.2011 по делу N А48-4404/2010, принятое судьей Полиногой Ю.В., по заявлению Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133) к государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительными решения от 31.08.2010 N 315 и требования от 08.11.2010 N 315н/с,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ, Банк) обратился в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) с требованием о признании недействительными решения от 31.08.2010 и требования от 08.11.2010 N 315н/с.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 08.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая указанное решение, суд исходил из того, что обязанность по исчислению страховых взносов не ставится законодателем в зависимость от источников, за счет которых осуществляются выплаты работникам.
Не согласившись с указанным решением, ЦБ РФ обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, считая его незаконным и необоснованным, как принятый при неправильном применении норм материального права, и неправильном истолковании закона, и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы, ссылаясь на положения Федерального закона от 25.11.2008 N 217-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Правил начисления, учета и расходования учетов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, указывает на то, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору. Заявитель апелляционной жалобы считает, что из содержания указанных норм закона следует, что применительно к трудовым отношениям расчетной базой для уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является начисленная страхователем (работодателем) застрахованным работникам заработная плата (оплата труда).
Банк также указывает на то, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отнесения спорных выплат к элементам оплаты труда. Заявитель жалобы полагает, что с данным выводом суда нельзя согласиться, считая, что материальная помощь в связи с временной нетрудоспособностью к заработной плате застрахованных работников отнесена быть не может.
Представитель Банка в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель Фонда возражает против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В 2009 г. Банк выплатил своим работникам материальную помощь в размере 371 850,48 руб., на которую не были начислены страховые взносы. При этом указанная материальная помощь выплачивалась Банком в соответствии с пунктом 5.3 Положения о социальном фонде банка от 05.08.2008 N 319-П.
В соответствии с указанным пунктом положения Банк осуществлял доплату своему работнику в случае его временной нетрудоспособности в размере 50% разницы между его должностным окладом и установленным размером пособия по временной нетрудоспособности.
Фондом проведена выездная проверка по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2009 по 31.12.2009, по результатам которой составлен акт от 27.07.2010 N 315н/с и вынесено решение от 31.08.2010 N 315 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Указанным решением Банку предложено уплатить выявленную недоимку по страховым взносам в сумме 743,70 руб., пени в сумме 853,73 руб. и штраф в сумме 148,74 коп.
На основании вышеуказанного решения Фондом в адрес Банка направлено требование от 08.11.2010 N 315н/с, которым Банку предложено уплатить в срок до 23.11.2010 суммы начисленных решением от 31.08.2010 N 315 взносов, пеней и штрафов.
Не согласившись с указанным решением от 31.08.2010 N 315 и требованием от 08.11.2010 N 315н/с, Банк обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.
В пункте 4 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, также указано, что страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765.
Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В пункте 2 Перечня указано, что страховые взносы не начисляются на государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение, пенсии, доплаты к пенсиям и иные социальные выплаты, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а также бюджетов всех уровней.
В соответствии со статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", установлено, что размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать в 2009 году 18 720 рублей.
Поскольку спорные выплаты превышали установленный максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, то Фонд правомерно начислил на них страховые взносы, пени и штраф.
При этом арбитражный суд обоснованно не принял во внимание доводы Банка о том, что спорные выплаты не связаны с оплатой труда, поскольку указанные выплаты предусмотрены и фактически произведены только работникам Банка, и, следовательно, вытекают из факта исполнения работниками трудовых обязанностей у заявителя.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Трудовым кодексом Российской Федерации установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 Кодекса) и компенсации (главы 24 - 28 Кодекса).
Поскольку выплаты, произведенные Банком своим работникам, не могут быть отнесены к выплатам, предусмотренным главами 24 - 28 Кодекса, они должны быть отнесены к заработной плате.
Обязанность по исчислению страховых взносов не ставится законодателем в зависимость от источников, за счет которых осуществляются выплаты работникам.
Указанная позиция согласуется с выводами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 17950/10 от 10.05.2011.
В связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В рассматриваемом случае заявление Банка связано не с осуществлением им функций государственного органа, а с его деятельностью, как страхователя по обязательному социальному страхованию.
Учитывая изложенное, а также правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010, выраженную в постановлении Президиума Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 5658/10, суд обоснованно взыскал с ЦБ РФ государственную пошлину.
При таких обстоятельствах, указанное решение соответствует нормам закона и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы заявителя, изложенные в суде первой инстанции, выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы.
Поскольку госпошлина, подлежащая уплате заявителем при обращении с апелляционной жалобой, уплачена им не была, она подлежит взысканию в сумме 1000 рублей, в соответствии со статьей 333.21 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 08.02.2011 по делу N А48-4404/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации - без удовлетворения.
Взыскать с Центрального банка России в доход федерального бюджета госпошлину 1 000 рублей за обращение с апелляционной жалобой.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-4404/2010
Истец: Банк России в лице его Главного управления по Орл. обл., Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Центральный банк РФ в лице Главного управления банка РФ по Орловской обл
Ответчик: ГУ Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: Государственное учреждение-Орловское Региональное отделение Фонда Социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1355/11