17 июня 2011 г. |
Дело N А14-5069/2010 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Скрынникова В.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анзельм К.К.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Алко Резерв": Гундаровой Е.В., представителя по доверенности б/н от 01.05.2011,
от межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.03.2011 по делу N А14-5069/2010 (судья Есакова М.С.) по заявлению межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу к обществу с ограниченной ответственностью "Алко Резерв" (ОГРН 1073668015178, ИНН 3661042407) о привлечении к административной ответственности по статье 6.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу (далее также - МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, Управление) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Алко Резерв" (далее также - ООО "Алко Резерв", Общество) к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.14 КоАП РФ, за реализацию алкогольной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТ.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судом снят арест, наложенный согласно протокола N 2 ареста товаров и иных вещей, на водку "Батальная 1770" (емкость 0,5 л,, дата розлива 11.03.2008, производство ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский") в количестве 4 114 бутылок, адрес ответственного хранения: г.Воронеж, ул.Землячки, д.15.
Не согласившись с принятым судебным актом, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права, а также несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на невозможность принятия в качестве доказательств по делу результатов экспертиз ФГУП "Воронежский ЦСМ", поскольку отбор образцов проводился либо не из спорной партии продукции, либо из числа арестованной продукции. Проанализировав входящую корреспонденцию в период приостановления производства по настоящему делу, Управление указывает на отсутствие официальных писем по уведомлению заявителя о проведении отбора проб для проведения судебной экспертизы. Податель жалобы также полагает, что наличие у Общества документов о соответствии реализуемой алкогольной продукции требованиям государственных стандартов само по себе не освобождает его от ответственности за реализацию продукции, фактически несоответствующей названным требованиям. Кроме того, Управление считает, что более позднее ознакомление эксперта Голуб Т.М. с графой определения: "Представить в распоряжение эксперта следующие материалы", а также с правами и обязанностями и предупреждением об ответственности, не нарушило прав и законных интересов ООО "Алко Резерв".
Возражая против доводов апелляционной жалобы, ООО "Алко Резерв" в поступившем отзыве указывает на несостоятельность проведенной АИЛ ФГУ "Тульский ЦСМ" экспертизы алкогольной продукции. При этом считает, что, поскольку в протоколах испытаний в качестве эксперта была указана Лещинская Е.В., то в определении присутствует подпись ненадлежащего лица - Голуб Т.М. Общество также указывает на составление протокола об административном правонарушении от 05.05.2010 с нарушением срока, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ. Отклоняя доводы апелляционной жалобы, ООО "Алко Резерв" ссылается на нарушение Управлением пункта 3.3 ГОСТ Р 52472-2005 при отборе образцов алкогольной продукции для проведения экспертизы, выразившееся в отборе меньшего количества продукции, чем предусмотрено указанным ГОСТ.
В заседании апелляционного суда 30.05.2011 представитель Общества доводы отзыва поддержал, полагая принятое решение неподлежащим отмене.
Заявитель жалобы явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителя в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав возражения участника процесса, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения N 79 от 17.03.2010 руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, Управлением проведена проверка в отношении ООО "Алко Резерв".
В ходе произведенного 26.03.2010 осмотра складского помещения, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Землячки, д.15, установлено хранение продукции производства ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский" (водка "Батальная 1770", дата розлива 11.03.2008, объем 0,5 литра в количестве 4 114 бутылок), имеющей признаки несоответствия государственным стандартам, выразившиеся в наличии визуально определяемых посторонних включений.
Согласно составленному Протоколу осмотра N 1 от 26.03.2010, произведено изъятие образцов алкогольной продукции - водки в фляжках "Батальная 1770", дата розлива 11.03.2008, объем 0,5 литра в количестве 4-х бутылок. Взятые образцы, пробы упакованы в картонный ящик, заклеены скотчем. Также в протоколе указано, что отобранные образцы опечатаны в установленном порядке и скреплены подписями понятых.
Определением МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО от 26.03.2010 в отношении ООО "Алко Резерв" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.14 КоАП РФ.
На основании данного определения сотрудниками Управления проведено административное расследование.
Протоколом N 2 от 26.03.2010 на алкогольную продукцию (водка "Батальная", дата розлива 11.03.2008, объем 0,5 литр, производитель ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский", в количестве 4 114 бутылок), наложен арест, продукция передана на ответственное хранение заместителю директора ООО "Алко Резерв" Требунских А.В., адресом ответственного хранения определен: г.Воронеж, ул.Землячки, д.15.
В ходе административного расследования АИЛ ФГУ "Тульский ЦСМ" проведено исследование образцов арестованной продукции на соответствие требованиям ГОСТ Р 51355-99 "Водки и водки особые. Общие технические условия".
Составленным по результатам исследования заключением N 55/9/5-434 от 27.04.2010 установлено, что четыре бутылки водки "Батальная" емкостью 0,5 литр, дата розлива 11.03.2008, были доставлены в испытательную лабораторию в коробке, опечатанной этикеткой инспектора, целостность упаковки не нарушена. Также заключением установлено, что представленные образцы не соответствуют требованиям ГОСТ Р 51355-99 "Водки и водки особые. Общие технические условия" по органолептическим показателям, так как в бутылках присутствуют посторонние включения в виде осадка.
В отношении ООО "Алко Резерв" по месту нахождения организации в присутствии директора Общества 05.05.2010 составлен протокол N 2 об административном правонарушении по статье 6.14 КоАП РФ.
Материалы административного дела с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности направлены Управлением в арбитражный суд Воронежской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в материалах дела не содержится бесспорных доказательств хранения ООО "Алко Резерв" алкогольной продукции, несоответствующей требованиям ГОСТ Р 51355-99, и наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.14 КоАП РФ.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правильными, а решение правомерным исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 6.14 КоАП РФ за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде наложения штрафа в сумме от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.
В силу статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимаются закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" закреплено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора и контроля) при проверке таких продуктов, материалов и изделий. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Пункт 1 статьи 9 названного Закона устанавливает, что требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
Согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 51355-99 "Водки и водки особые. Общие технические условия", принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 22.10.1999 N 416-ст, водки и особые водки должны быть приготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим регламентам, инструкциям на производство водок и особых водок и рецептурам с соблюдением санитарных норм и правил, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с требованиями п.4.2.2 ГОСТ Р 51355-99 по органолептическим показателям водки и особые водки должны по внешнему виду представлять собой прозрачную жидкость без посторонних включений и осадка.
Статьей 26.2 КоАП РФ об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Ввиду противоречивых выводов экспертиз, проведенных АИЛ ФГУ "Тульский ЦСМ" и ФГУ "Воронежский центр стандартизации, метрологии и сертификации" относительно соответствия спорной алкогольной продукции требованиям ГОСТ Р 51355-99, арбитражным судом с согласия лиц, участвующих в деле, была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт пищевой биотехнологии Российской академии сельскохозяйственных наук".
Экспертиза продукции не была проведена по причине необеспечения эксперту возможности отбора образцов предлагаемой для исследования продукции, в связи с чем, производство по настоящему делу было возобновлено.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, согласно протоколу судебного заседания от 11-18 марта 2010 года, участники процесса пояснили, что дополнительными доказательствами по делу не обладают, каких-либо заявлений, ходатайств, в том числе об истребовании дополнительных доказательств не имеют.
С учетом изложенного, арбитражному суд правомерно рассмотрел заявленные требования по имеющимся материалам дела, с учетом имеющихся экспертных заключений.
Как установлено материалами дела, на исследование в АИЛ ФГУ "Тульский ЦСМ" были представлены образцы водки "Батальная 1770" из этилового спирта "Люкс", в количестве 4-х бутылок емкостью 0,5 литр, дата розлива 11.03.2008, производитель ОАО "Ликероводочный завод "Бутурлиновский".
При этом, апелляционный суд учитывает, что в заключении от 27.04.2010 N 55/9/5-434 отсутствует указание на наличие подписей понятых на опечатанных образцах продукции, как это указано в Протоколе N 1 осмотра от 26.03.2010, составленном Управлением.
Оценив заключение эксперта АИЛ ФГУ "Тульский ЦСМ" в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что данная экспертиза была проведена с нарушением установленного порядка проведения экспертиз и лабораторных испытаний.
Статья 26.5 КоАП РФ закрепляет, что должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 статьи 27.10 КоАП РФ изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется в присутствии двух понятых.
Помимо статей 26.5 и 27.10 КоАП РФ, устанавливающих общие положения о взятии проб и образцов и составлении соответствующего протокола, в настоящее время порядок проведения экспертиз и лабораторных испытаний, методы отбора проб регламентируются Порядком организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 г.. N 224, и соответствующими государственными стандартами, в том числе ГОСТ Р 52472-2005 "Водки и водки особые. Правила приемки и методы анализа".
Как следует из пункта 1 ГОСТ Р 52472-2005 "Водки и водки особые. Правила приемки и методы анализа", его действие распространяется на водки и особые водки и устанавливает правила приемки, методы отбора проб и методы анализа.
Так, согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 52472-2005, отбор единиц продукции (бутылок) проводится методом случайного отбора по таблице, указанной в ГОСТ. При объеме партии водки от 1201 до 10 000 бутылок (в данном случае количество партии составляет 4 114 бутылок) объем выборки составляет 32 бутылки, при этом приемочное число - 3, браковочное - 4.
Кроме того, согласно п. 3.5 ГОСТ Р 52472-2005 при получении неудовлетворительных результатов хотя бы по одному органолептическому, физико-химическому показателю или полноте налива проводят повторные анализы по удвоенной пробе от той же партии водки, что межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу выполнено не было.
Анализируя изложенное, экспертиза, проведенная по инициативе межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу на основе отобранных 4-х бутылок образцов водки "Батальная 1770" из партии в количестве 4 114 бутылок, проведена с нарушением установленного Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденных Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 и соответствующих государственных стандартов, в том числе ГОСТ Р 52472-2005 "Водки и водки особые. Правила приемки и методы анализа".
Согласно статье 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
По смыслу названных статей, апелляционный суд не может расценить заключение от 27.04.2010 N 55/9/5-434 АИЛ ФГУ "Тульский ЦСМ" в качестве допустимого и надлежащего доказательства совершения ООО "Алко Резерв" вменяемого ему административного правонарушения.
Протокол испытаний N 219 от 06.04.2010 ФГУ "Воронежский центр стандартизации, метрологии и сертификации" также не свидетельствует о совершении Обществом правонарушения, предусмотренного статьей 6.14 КоАП РФ.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно учтено наличие в материалах дела справки к товарно-транспортной накладной (разделы А и Б), сертификата соответствия спорной продукции, удостоверения о качестве N 116 от 13.03.2008 (том 1, листы дела 61-63), как доказательств принятия Обществом мер для соблюдения законодательства об обороте алкогольной продукции.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Для привлечения к административной ответственности административным органом в материалы дела должны быть представлены доказательства наличия всех элементов состава административного правонарушения (субъекта, объекта, объективной стороны, субъективной стороны).
Объективная сторона вменяемого правонарушения выражается в действиях - производстве или обороте (в том числе - хранении) алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих установленным требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
Поскольку административным органом не доказан, и материалами дела не подтверждается факт несоответствия требованиям государственных стандартов алкогольной продукции, хранение которой осуществляло Общество, арбитражный суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях ООО "Алко Резерв" не содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.14 КоАП РФ, отказав при этом в удовлетворении заявленных требований.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Доводы Управления отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные, поскольку сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.03.2011 по делу N А14-5069/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
В.А. Сергуткина |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-5069/2010
Истец: МРУ Росалкогольрегулирование по Центральному Федеральному округу, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО
Ответчик: ООО "Алко Резерв"
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2356/11