г. Саратов |
Дело N А57-2799/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Сарсельводстрой" - Вакин Валерий Сергеевич доверенность N 15/2010 от 18.10.2010 года действительна по 18.10.2011 г. ( паспорт серия 6303 N 013000 выдан ОВД Кировского района г. Саратова 29.05.2002 года);
Финансового управления Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области - Рыжкова Романа Ивановича, доверенность N 1-06/145 от 30.05.2011 года выдана сроком на один год (удостоверение N 455),
без участия в судебном заседании представителей:
Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (почтовые уведомления N 91670- 91672 приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сарсельводстрой", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 мая 2011 года по делу
N А57-2799/2011 (судья Е.В. Пузина)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сарсельводстрой", г. Саратов,
заинтересованные лица: Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, администрация Саратовского муниципального района Саратовской области,
о признании незаконными бездействий и обязании приостановить операции на счетах,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Сарсельводстрой" (далее - ООО "Сарсельводстрой", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, выразившегося в не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, строительства и связи администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению: исполнительного листа серии АС N 001903783, выданного 29 июня 2010 года Арбитражным судом Саратовской области по делу N А57-2683/2010, исполнительного листа серии АС N 001903783, выданного 29 июня 2010 года Арбитражным судом Саратовской области по делу N А57-2684/2010; об обязании Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, строительства и связи администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений за исключением операций по исполнению исполнительного листа серия АС N 001903783, выданного 07 июля 2010 года Арбитражным судом Саратовской области по делу N А57-2683/2010,- исполнительного листа серии АС N 001903783, выданного 29 июня 2010 года Арбитражным судом Саратовской области по делу N А57-2684/2010.
ООО "Сарсельводстрой" заявило о том, что при изготовлении текста искового заявления им допущена ошибка в номере исполнительного документа. Заявитель просил считать номер исполнительного листа, выданного 07 июля 2010 года, 001903767 (т.1 л.д.102).
Судом рассмотрены заявленные требования с учётом исправления допущенной опечатки.
Решением суда первой инстанции от 11 мая 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Сарсельводстрой" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель считает, что суд первой инстанции при вынесении решения неправильно истолковал норму пункта 7 статьи 242.5. Бюджетного кодекса Российской Федерации. По мнению "Сарсельводстрой", факт неисполнения должником в течении трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в оттоком полагает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители поддержали позиции по делу.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 24 мая 2010 года Арбитражным судом Саратовской области принято решение по делу N А57-2684/2010, в соответствии с которым с Саратовского муниципального района Саратовской области в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Саратовского муниципального района Саратовской области за счет средств казны Саратовского муниципального района Саратовской области в пользу ООО "Сарсельводстрой" взыскана задолженность за выполнение работ в сумме 226 000 руб., неустойка в сумме 22 827,91 руб., судебные расходы в сумме 24 976,56 руб. (т.1 л.д.15-21).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 31.05.2010 по делу N А57-2683/10 с Саратовского муниципального района Саратовской области в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Саратовского муниципального района Саратовской области за счет средств казны Саратовского муниципального района Саратовской области в пользу ООО "Сарсельводстрой" взыскана задолженность за выполнение работ в сумме 638 651 руб., неустойка - в сумме 70 44,38 руб., судебные расходы в сумме 27 191,91 руб. (т.1 л.д.8-14).
29 июня 2010 года Арбитражным судом Саратовской области выдан исполнительный лист АС N 001903767 (т.1 л.д.70-71).
07 июля 2010 года Арбитражным судом Саратовской области выдан исполнительный лист АС N 001903783 (т.1 л.д.72-73).
16 ноября 2010 года перечисленные исполнительные листы поступили в Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района, что подтверждено материалами дела (т.1 л.д.103-104).
Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района письмом от 28.02.2011 N 1-06/53 сообщило ООО "Сарсельводстрой" о том, что задолженность образовалась в связи с недостаточностью финансирования и что задолженность будет погашена при поступлении денежных средств по соответствующему коду бюджетной классификации. В письме указано, что бюджет Саратовского муниципального района на 2011 год утвержден с дефицитом и изначально предусматривает расходы на решение первостепенных задач, направленных на поддержание жизнеспособности муниципального района. При поступлении сверхплановых доходов задолженность будет погашена (т.1 л.д.7).
Заявитель, полагая, что бездействия Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, выразившегося в не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, строительства и связи администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению: исполнительного листа серии АС N 001903783, выданного 07 июля 2010 года Арбитражным судом Саратовской области по делу N А57-2683/2010, исполнительного листа серии АС N 001903767, выданного 29 июня 2010 года Арбитражным судом Саратовской области по делу N А57-2684/2010, не соответствуют нормам права и нарушают его права и законные интересы, оспорил бездействия в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу, что удовлетворение заявленных требований повлечет нарушение календарной очередности исполнения судебных актов, и как следствие нарушение прав и законных интересов взыскателей по иным исполнителем листам, по которым до настоящего момента исполнение в полном объёме не произведено.
Выслушав представителей, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на неё, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения, по следующим основаниям.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций установлено, что Финансовым управлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области незаконное бездействие не допущено. В связи с этим и предложенный заявителем способ восстановления его прав не подлежит применению.
По мнению Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области механизм исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации находится в прямой зависимости от фактического наличия бюджетных средств на едином счете местного бюджета и достаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
С этим согласиться нельзя.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Однако исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По смыслу пунктов 5 - 7 статьи 242.5. Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
Согласно пункту 6 статьи 242.5. Бюджетного кодекса Российской Федерации, при неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (пункт 7 статьи 242.5. Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции учел, что Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.
Приостановление операций по расходованию средств в отношении должника не направлено на привлечение последнего в качестве получателя бюджетных средств к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства. Такое приостановление является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику, не перечислившему в установленный законом трехмесячный срок взыскателю то, что ему причитается.
Следовательно, в данных отношениях финансовый орган выступает именно в качестве специального органа местного самоуправления обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства. В этой сфере действия органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, предопределены отношениями, связывающими взыскателя и должника, а не взаимоотношениями должника с третьими лицами. Обязанность по исполнению судебного акта лежит на должнике.
При неисполнении судебного решения в отведенный срок орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта.
При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном пунктами 6 - 7 статьи 242.5. Бюджетного кодекса Российской Федерации, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с муниципальным образованием.
Апелляционная коллегия принимает во внимание то, что приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является прямо предусмотренной законом обязанностью органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, является прямо предусмотренной законом обязанностью указанного органа.
Приостановление вводится им независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования исходя из круга оснований, перечисленных в статье 242.5. Бюджетного кодекса Российской Федерации и при отсутствии обстоятельств, исключающих применение данной ограничительной меры, исчерпывающий перечень которых содержится в пункте 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, несостоятельным является вывод суда первой инстанции о том, что именно недостаток бюджетного финансирования и принятие Финансовым управлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области мер для увеличения бюджетных ассигнований на данную статью расходов (обращение к главе администрации Саратовского муниципального района) свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия со стороны органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Поскольку должник в установленный законом трехмесячный срок не исполнил исполнительный документ, и при этом отсутствовали обстоятельства, перечисленные в пункте 7 статьи 242.5. Бюджетного кодекса Российской Федерации, Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области обязано было применить к нему временную ограничительную меру в виде приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах (если отсутствуют другие исполнительные листы на исполнении).
Однако, суд исследовал и установил иные обстоятельства, которые позволили принять законное и обоснованное решение. Арбитражный суд Саратовской области правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований на том основании, что на исполнении в Управлении находятся ранее предъявленные исполнительные листы от 13.07.2009 серии С N 193381, от 05.08.2009 серии С N 194642, от 22.01.2010 серии АС N 000716692, от 22.01.2010 серии АС N 000716691, от 30.10.2009 серии АС N 000700547, от 05.04.2010 серии АС N 000723274, от 15.07.2010 серии АС N 001905105, от 20.01.2010 серии АС N 000712935 (т.1 л.д.119-126).
Приостановление операций на лицевых счетах Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, строительства и связи администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, за исключением операций по исполнению исполнительных листов от 29.05.2010 АС N 001903783 и от 07 июля 2010 года АС N 001903767, противоречит положениям статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, приведет к нарушению прав и законных интересов других взыскателей, в связи с чем, именно по этому основанию в неприостановлении Финансовым управлением операций по расчетным счетам, противоречащем по сути статье 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не усматривается противоправного бездействия.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 мая 2011 года по делу N А57-2799/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-2799/2011
Истец: ООО "Сарсельводстрой"
Ответчик: Фин.управление Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области
Третье лицо: Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, Управление ЖКХ