г. Пермь
13 июля 2011 г. |
Дело N А50-4155/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Комфортсервис" (ИНН 5914018190, ОГРН 1035901476764) - Никулина И.В., доверенность от 25.01.2011, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица ИФНС России по г. Добрянке Пермского края (ОГРН 1045901527022) - Завьялова Е.Б., доверенность от 12.07.2011 N 28, предъявлен паспорт, Никитина Е.М., доверенность от 11.01.2011 N 2, предъявлен паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица ИФНС России по г. Добрянке Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 27 апреля 2011 года
по делу N А50-4155/2011,
принятое судьей Якимовой Н.В.,
по заявлению ООО "Комфортсервис"
к ИФНС России по г. Добрянке Пермского края
о признании недействительными ненормативных актов,
установил:
ООО "Комфортсервис" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по г. Добрянке Пермского края от 26.11.2010 N 945 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 247 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.04.2011 заявленные требования удовлетворены: признано недействительным решение ИФНС России по г. Добрянке Пермского края от 26.11.2010 N 945 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 26.11.2010 N 247 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, как несоответствующие НК РФ.
Не согласившись с вынесенным решением, ИФНС России по г. Добрянке Пермского края обратилась с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела. Заявитель жалобы полагает, что обществом занижена база за 2 квартал 2010 г.., в связи с неверным перерасчетом стоимости отопления жилого фонда за 2009 г.. Продавцу товаров следует внести изменения в книгу продаж в порядке, установленном п.16 правил, а также представить в налоговый орган по месту постановки на учет уточненную налоговую декларацию в порядке ст. 81 НК РФ. Кроме того, налоговый орган считает, что обществом нарушены требования законодательства о досудебном порядке.
ООО "Комфортсервис" представило письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит в удовлетворении жалобы отказать, поскольку решение суда является законным и обоснованным, судом выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по г. Добрянке Пермского края по результатам проведенной камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 2 квартал 2010 г.., представленной ООО "Комфортсервис", составлен акт от 01.11.2010 N 1289 (л.д. 30-32, т.1) и вынесены решения от 26.11.2010 N 945 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 247 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению (л.д. 13-19, т.1).
Названными решениями общество привлечено к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 99 299 руб., предложено уплатить НДС в сумме 496 495 руб., пени в сумме 9683,28 руб., отказано в возмещении НДС в сумме 709 048 руб.
Решением УФНС России по Пермскому краю от 07.02.2011 N 18-23/11 указанные решения ИФНС России по г. Добрянке Пермского края оставлены без изменения (л.д. 56-58, т.1).
Основанием для доначисления НДС и отказа в возмещении НДС в указанных суммах, явились выводы проверяющих о занижении налоговой базы по НДС за 2 квартал 2010 в результате произведенного в 2010 перерасчета стоимости отопления жилого фонда за 2009 г.. по счету-фактуре от 30.04.2010 N 1026 с отрицательными показателями на сумму налога в размере 1 201 572,35 руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что произведенная обществом корректировка платы за отопление не противоречит закону, правомерно отражена в бухгалтерском и налоговом учете во 2 квартале 2010 г..
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 143 НК РФ ООО "Комфортсервис" является плательщиком НДС.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (п.1 ст.39 Кодекса).
Пунктом 2 ст.153 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах.
Налоговая база в силу п.1 ст.154 Кодекса определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно п.1 ст.40 Кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей, то для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
В соответствии с п.4 ст.166 Кодекса сумма НДС подлежит исчислению налогоплательщиком по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп.1 - 3 п.1 ст.146 Кодекса, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Согласно ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В п.1 ст.157 ЖК РФ указано, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Жилищным кодексом РФ установлены императивные правила для определения размера платы за коммунальные услуги по отоплению. В данном случае стороны договора теплоснабжения не вправе установить иной порядок определения количества поставленной тепловой энергии, чем предусмотрено ст. 157 ЖК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, пунктами 19,21,23,25 которых установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, при этом размер платы периодически корректируется исполнителем.
В силу подп."а" п.19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подп.1 п.1 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп.2 п.1 приложения N 2 к Правилам.
Тарифы на отопление с учетом нормативов потребления утверждены Решением Думы Добрянского городского поселения от 26.12.2006 N 269.
Из материалов дела судом первой инстанции установлено и налоговым органом не оспаривается, что между ОАО "Первая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" и ООО "Комфортсервис" 07.11.2008 заключен договор на поставку тепловой энергии в горячей воде (л.д.84-97, т.3).
Поставка ресурсов в адрес общества осуществлялась по счетам-фактурам и с оформлением соответствующих актов. Оказывая услуги населению по теплоснабжению, ООО "Комфортсервис" оформляло счета-фактуры, акты с расчетами количества воды (л.д.71-152, т.1, л.д.1-153, т.2, л.д.1-34, т.3).
При этом, расходы от приобретения тепловой энергии и доходы в виде платы от собственников обществом были отражены в соответствии с требованиями НК РФ, исходя из нормативов потребления тепловой энергии, на основании данных регистров бухгалтерского учета и иных документально подтвержденных данных.
В апреле 2010 г.. в соответствии с условиями договоров и нормами, установленными п.1 ст.ст.544,548 ГК РФ, Правилами N 307, налогоплательщиком на основании данных сводной ведомости начислений и поступлений по услугам, составленной МУП "ДМРКЦ" проведена корректировка платы за тепловую энергию за 2009 г..
Пунктом 27 Правил величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с пп."а" п.19 Правил учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
Из данной нормы следует, что величина, полученная в результате корректировки, проведенной в апреле 2010 г.., должна быть учтена (компенсирована гражданам) в мае 2010 г.. и не может быть включена в налоговые периоды 2009 г.., в связи с чем судом апелляционной инстанции не могут быть приняты ссылки налогового органа на то, что реализация проведена в 2009 г..
Доказательств иного налоговым органом не доказано.
При этом, заявителем был оформлен счет-фактура N 1026 от 30.04.2010 г.. на сумму корректировки - 7 876 974,04 руб., включая НДС - 1 201 572,35 руб., показатели в счете-фактуре отражены со знаком "минус" (л.д.70, т.1), данная операция отражена в книге продаж во 2 квартале 2010 г.. (л.д.63-71, т.1).
В связи с чем, 19.07.2010 г.. налогоплательщиком в адрес инспекции была представлена налоговая декларация за указанный период, согласно которой сумма НДС в размере 709 048 руб. подлежит возмещению из бюджета (л.д.44-48, т.3).
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы налогового органа о том, что отражение в счетах-фактурах отрицательных показателей нормами налогового законодательства не предусмотрено, а также необходимость внесения изменений в книгу продаж путем оформления дополнительного листа за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений, поскольку действующее налоговое законодательство не регулирует порядок оформления в учете операций по корректировке платы за отопление. Прямого запрета на совершение действий по оформлению "минусовых" счетов-фактур, а также оформление счета-фактуры с отрицательными показателями в связи с изменением в отношениях с потребителями электрической энергии по расчетам, действующее законодательство не определяет.
Поскольку положения п.п.2,16 и 17 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 г.. N 914, позволяют налогоплательщику в случае выставления отрицательного счета-фактуры учитывать изменения в период оформления такого счета-фактуры, т.к. регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство, у общества отсутствовала обязанность вносить изменения в книгу продаж.
При таких обстоятельствах, общество, проведя хозяйственную операцию по корректировке платы за отопление в апреле 2010 г.., правомерно отразило ее в бухгалтерском и налоговом учете во 2 квартале 2010 г..
Доказательств обратного налоговым органом не доказано.
В свою очередь общество доказало обстоятельства, на которые оно ссылалось в подтверждение своих требований.
Следовательно, отказ в предоставлении вычета и, соответственно, доначисление НДС по данному основанию произведены налоговым органом неправомерно.
Ссылки инспекции на несоблюдение обществом досудебного порядка судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку оспариваемые решения обжалованы в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган в полном объеме, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о соблюдении досудебного порядка оспаривания решения.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, жалоба налогового органа - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27.04.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Добрянке Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4155/2011
Истец: ООО "Комфортсервис"
Ответчик: ИФНС России по г. Добрянке Пермского края, ИФНС России по г. Добрянке ПК