21 апреля 2011 г. |
Дело N А35-11052/2010 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вашановой Д.Г.,
при участии:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу: Шишкин А.Н., представитель по доверенности, доверенность б/н от 8.04.2011;
от общества с ограниченной ответственностью Ликеро-водочный завод "Курский": Евстегнеев И.А., представитель по доверенности, доверенность N 02/11 от 11.01.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Курской области от 28.12.2010 по делу N А35-11052/2010 (судья Коротких О.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью Ликеро-водочный завод "Курский" (ОГРН 1064632049900, ИНН 4632070754) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (ОГРН 10977406596672) о признании незаконным и отмене постановления 09.09.2010 N 06-13/154/13ю,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Ликеро-водочный завод "Курский" (далее - ООО "ЛВЗ "Курский", общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 09.09.2010 N 06-13/154/13ю по делу об административном правонарушении N 06-13/154, которым ООО "ЛВЗ "Курский" привлечено к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 70000 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Курской области от 28.12.2010 заявленное требование общества удовлетворено, постановление МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО от 09.09.2010 N 06-13/154/13ю признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене принятого решения, ссылается при этом на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и на неправильное применение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель утверждает, что ООО "ЛВЗ "Курский" допущено нарушение порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также журналов подтверждающих фиксацию организацией данных расходов, а именно:
1) общество не производило фиксацию данных в "Отчете об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (по видам продукции)", "Отчете об объемах производства и оборота этилового спирта (по видам продукции)", "Отчете об объемах производства по данным АСИиУ (по видам продукции)" за 2 квартал 2010 года в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее -ЕГАИС);
2) При приемке этилового спирта от ООО "Пищевик", ООО "ЛВЗ "Курский" сообщались недостоверные данные, отраженные в декларации об объемах закупки этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2010 года и системе ЕГАИС;
3) Информация о приобретенной у ООО "Пищевик" алкогольной продукции общим объемом 23,11832 тысяч декалитров содержится в декларации общества об объемах закупки этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2010 года и не содержится в системе ЕГАИС;
4) В ЕГАИС отсутствуют номера и даты лицензий организаций, в адрес которых общество осуществляло поставки произведенной продукции, а также аналогичные данные организаций, у которых осуществлялась закупка этилового спирта.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, ООО "ЛВЗ "Курский" указывает на то, что обществом создавались отчеты для возможности формировать общие сведения об отгрузках и закупках продукции, использования ФСМ за определенный период. Данные отчеты должны формироваться автоматически при внесении информации в базу данных ЕГАИС при каждой отгрузке или получении продукции, при этом общество никак не могло повлиять на работу формирования отчетов.
Судом отклонено ходатайство административного органа об отложении судебного разбирательства на более поздний срок ввиду отсутствия документального подтверждения невозможности явки представителя в судебное заседание.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 14.04.2011.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ЛВЗ "Курский" имеет лицензию Б N 071025 от 19.03.2010 сроком действия до 07.02.2013 на осуществление деятельности по производству, хранению и поставкам произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков, винных напитков).
09.07.2010 ООО "ЛВЗ "Курский" представило в МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО декларацию об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 полугодие 2010 года.
12.08.2010 консультант отдела контроля за легальностью производства алкогольной продукции МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО Калугина Н.В. при анализе деклараций ООО "ЛВЗ "Курский" об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2010 г.. установив, что общество произвело поставку водки и ликероводочных изделий с содержанием этилового спирта свыше 25% ООО "ЭлитМаркет" и ООО "Алкооптторг", не имеющим лицензий, а также нарушило установленный порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их обороте, так как не произвело фиксации данных в единой государственной автоматизированной информационной системе, определением N 06-13/154/6 возбудила в отношении ООО "ЛВЗ "Курский" дело об административном правонарушении по признакам административных правонарушений, предусмотренных пунктом 4 статьи 14.17 и статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
09.09.2010 консультантом отдела контроля за легальностью производства алкогольной продукции МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО Калугиной Н.В. в отношении ООО "ЛВЗ "Курский" в отсутствие законного представителя юридического лица, извещенного телеграммой от 07.09.2010, был составлен протокол N 06-13/154/7ю-2 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 КоАП РФ за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
В протоколе N 06-13/154/7ю-2 об административном правонарушении указаны следующие нарушения, допущенные ООО "ЛВЗ "Курский": проверкой установлено несоответствие данных объемов закупок, отраженных в декларации об объемах закупки этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 7) за 2 квартал 2010 г.. с данными, зафиксированными в ЕГАИС, а именно: согласно данным ООО "ЛВЗ "Курский" за 2 квартал 2010 года у ООО "Пищевик" (ИНН 1506005559) закуплено продукции (код 020) в объеме 192,2148 тысяч декалитров, а по данным, отраженным ООО "ЛВЗ "Курский" в ЕГАИС - 192,987 тысяч декалитров (искажение составило 0,77227 тысяч декалитров); ООО "ЛВЗ "Курский" отразило в Приложении N 7 за 2 квартал 2010 год но не фиксировало в ЕГАИС закупленную у ООО "Пищевик" продукцию общим объемом 23,11832 дал. Проверкой установлены расхождения данных по объему поставленной продукции, отраженной ООО "ЛВЗ "Курский" в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 6) с данными, зафиксированными в ЕГАИС. Искажения составили в общем объеме 2,09352 тысяч декалитров
Кроме того, ООО "ЛВЗ "Курский" не фиксировало данные лицензий в ЕГАИС. Так, в ЕГАИС отсутствуют номера и даты лицензий организаций, в адрес которых Общество осуществляло поставки произведенной продукции, а также аналогичные данные организаций, у которых осуществлялась закупка этилового спирта.
Рассмотрев в отсутствие законного представителя юридического лица, извещенного телеграммой от 07.09.2010, протокол об административном правонарушении от 09.09.2010 N 06-13/154/7ю-2, Врио заместителя МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО Васильева И.Ю. вынесла постановление от 09.09.2010 N 06-13/154/13ю о привлечении ООО "ЛВЗ "Курский" к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 70000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании постановления административного органа незаконным и его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения ООО "ЛВЗ "Курский" правонарушения и вина в его совершении административным органом не доказаны, объективная сторона, а, следовательно, и состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.19 КоАП РФ, в действиях ООО "ЛВЗ "Курский" отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В статье 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Для вывода о наличии в деянии состава административного правонарушения необходимо установить совокупность всех составляющих его элементов, в том числе субъективной стороны, характеризуемой виной.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ, статьи 29.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства России от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка", Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
На основании части 1 статьи 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.19 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в непринятии должностным лицом и (или) организацией необходимых мер по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо в совершении действий, направленных на нарушение установленного порядка учета этой продукции.
Материалами дела подтверждаются факты выявленной разницы в размере 0,7722 тысяч декалитров указанные в декларации об объемах закупки этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2010 года и не отраженные в системе ЕГАИС.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что разница в данных декларации и ЕГАИС обусловлена допустимой погрешностью приборов учета используемых ООО "ЛВЗ "Курский".
Соглашаясь с данным выводом суда первой инстанции, апелляционный суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с требованиями Федерального закона 171-ФЗ от 22.11.1995 измерительная система учета объема спирта АЛКО-3-50-РС-2, заводской номер 7070893, выпущенная ОАО "Арзамасский приборостроительный завод", установлена у ООО "ЛВЗ "Курский" для осуществления учета объема спирта и спиртосодержащей продукции, используемой обществом в производстве. Данная измерительная система была допущена в качестве одной из систем, устанавливаемых для контроля за оборотом спирта и спиртосодержащей, алкогольной продукции и соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 28.06.2006 N 396 "О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции".
Паспортом измерительной системы ЛГФИ.407221.036 ПС в п. 1.2.4. предусмотрено, что относительная погрешность системы при измерении суммарного объема, в частности, спирта равна +/- 0,5 % о т объема проходящей через его приборы учета продукции; данный уровень погрешности соответствует требованиям подпункта А пункта 5 постановления N 396.
В силу этого, нормативный уровень погрешности измерительной системы, установленной у ООО "ЛВЗ "Курский", позволяет считать допустимом в данном случае при прохождении через систему объемов продукции в размере 192,21484 тысяч декалитров разницу в диапазоне +/ - 0,9610 тысяч декалитров, что превышает выявленную административным органом цифру искажений в размере 0,77227 тысяч декалитров. Данное положение подтверждается содержанием пункта 2 постановления Правительства РФ N 380 от 19.06.2006 "Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в котором говорится о том, что достоверность учета объема производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определяется с учетом потерь, возникающих при производстве этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в пределах норм естественной убыли, и погрешности измерений, допускаемой автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии каких-либо искажений при отражении оборота продукции обществом.
В оспариваемом постановление также указано на то, что ООО "ЛВЗ "Курский" не зафиксировал в системе ЕГАИС закупленную у ООО "Пищевик" продукцию общим объемом 23,11832 тысяч декалитров по шести товарно-транспортным накладным, при этом информация по данным поставкам содержится в декларации за 2 квартал 2010 г., предоставленной обществом.
Административный орган указал накладные, информация по которым отражена в декларации, но не содержится в ЕГАИС - N N 120 от 26.05.2010 г.., 141 от 25.06.2010 г.., 126 от 08.06.2010 г.., 71 от 21.04.2010 г.., 143 от 27.06.2010 г.., 143 от 28.06.2010 г..
Данных по получению продукции по накладным N 143 от 27.06.2010 г.. и N 143 от 28.06.2010 г.. ООО "ЛВЗ "Курский" не предоставил. Общество мотивировало это тем, что по таким отгрузочным документам продукция не закупалась, ни в декларации, ни в ЕГАИС таких накладных не содержится.
Что касается ТТН N N 120, 141, 126, 71, то данные накладные были отражены как в декларации (приложение N 7) за 2 квартал 2010 г.., так и в ЕГАИС. При внесении данных накладных в декларацию вследствие технической ошибки, оказались неверно указаны даты товарно-транспортных накладных, что было позднее отмечено ООО "ЛВЗ "Курский" и в адрес Административного органа были направлены уточненные данные.
Кроме того, впоследствии в адрес ООО "ЛВЗ "Курский" на запрос последнего поступило сообщение от Федерального государственного унитарного предприятия "ЦентрИнформ" от 09.12.2010 N Р48-85, в котором указано, что в отношении расхождений, выявленных между данными, введенными в ПС ЕГАИС, и данными отчета "Отчета об объемах производства по данным АСИиУ (по видам продукции)", а также "Отчета об использовании выданных ФСМ" сделан запрос разработчику системы. Разработчиком дан ответ, что данная проблема известна и будет решена в будущих версиях.
Порядок фиксации сведений о хранении алкогольной продукции в ЕГАИС установлен Законом N 171-ФЗ, Правилами ЕГАИС, а также Требованиями к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 873.
К документам, разрешающим и сопровождающим оборот алкогольной продукции согласно пункту 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ и подпункту "ч" Правил ЕГАИС, относятся: товарно-транспортная накладная и справка прилагаемая к товарно-транспортной накладной.
При указанных обстоятельствах и с учетом приведенных норм, отсутствие в системе ЕГАИС административного органа информации о товарно-транспортных накладных, указанных в декларациях, носит технический характер и не влияет на определение итогового объема этилового спирта, произведенной алкогольной продукции, поставленной за указанный период.
Кроме того, в оспариваемом постановлении отражено, что ООО "ЛВЗ "Курский" не произвел фиксации реквизитов лицензий, а именно номеров и дат лицензий организаций, в адрес, который общество осуществлял отгрузку произведенной продукции. При этом административный орган не указывает конкретные операции с оборотом алкогольной продукции, по которым были допущены нарушения законодательства.
В соответствии с постановлением Правительства от 25.08.2006 N 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", а также приказа ФНС РФ от 05.11.2008 N ММ-3-6/574@ "О внедрении в промышленную эксплуатацию программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не внесение каких-либо обязательных данных в заявку на фиксацию через ЕГАИС операции, связанной с оборотом спирта или алкогольной продукции, приведет к тому, что уполномоченный орган, в данном случае - Административный орган, не зафиксирует данную заявку, в связи, с чем операция с продукцией не будет отражена в системе ЕГАИС.
При этом, все данные по контрагентам, которые имеют лицензии на оборот спиртосодержащей продукции, в том числе и те, в адрес которых осуществлялись отгрузки ООО "ЛВЗ "Курский", содержатся в едином справочнике ЕГАИС и автоматически формируются при создании заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Единый справочник ЕГАИС, пополняемый специальной технической службой Административного органа или специализированной организацией, осуществляющей техническую поддержку системы, содержит сведения о статусе лицензий субъектов, осуществляющих деятельность по обороту спирта и должны поддерживаться в актуальном состоянии поскольку Административный орган является государственном органом, в чьи полномочия входит ведение соответствующих реестров о выданных лицензиях.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 522 от 25.08.2006 обязанность по ведению ЕГАИС возложена на Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка. Программные средства ЕГАИС устанавливаемые в технические средства единой информационной системы, которые используют Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и таможенные органы для фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и обеспечения функционирования единой информационной системы, создаются в соответствии с техническими заданиями, утверждаемыми Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Достоверных, относимых и допустимых доказательств о том, что ООО "ЛВЗ "Курский" не производил фиксацию реквизитов лицензий организаций в адрес, который осуществлял отгрузку произведенной продукции, Росалкогольрегулированием не представлено.
Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Вместе с тем, административным органом в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказан факт совершения обществом правонарушения в виде умышленного невнесения данных в систему ЕГАИС, как и не опровергнуты доводы общества об имевшихся случаях технической ошибки системы ЕГАИС.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С учетом, установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции правомерно отказал в привлечении ООО "ЛВЗ "Курский" к административной ответственности.
Суд области полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а только выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального законодательства, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 28.12.2010 по делу N А35-11052/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-11052/2010
Истец: ООО "Ликеро-водочный завод "Курский"
Ответчик: МУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка Межрегиональное управление по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
Третье лицо: ФС ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1329/11