г. Пермь
15 июля 2011 г. |
Дело N А71-3300/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Варакса Н. В.
судей Ясиковой Е.Ю., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.
при участии:
от заявителя Администрации муниципального образования "Завьяловский район" (ОГРН 1021800640620, ИНН 1808700020): не явились,
от заинтересованного лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800279014, ИНН 1831100790): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Администрации муниципального образования "Завьяловский район"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 18 мая 2011 года по делу N А71-3300/2011,
принятое судьей Глуховым Л.Ю.
по заявлению Администрации муниципального образования "Завьяловский район"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике
о признании незаконным и отмене постановления от 01.04.2011 N 30/68 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
установил:
Администрация муниципального образования "Завьяловский район" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Завьяловского района Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике (далее - административный орган) от 01.04.2011 N 30/68 о назначении административного наказания по ч. 1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.05.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы Администрация ссылается на то, что не является собственником автодороги от трассы г. Сарапул - г. Ижевск до д. Жеребенки, указанная дорога является бесхозяйной, поэтому ответственность за нарушение правил пожарной безопасности не может быть возложена на Администрацию.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в дела, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившей жалобой Шамшуриной И.Г., проживающей по адресу: Завьяловский район, д. Жеребенки, ул. Заречная, 23, административным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, проведена проверка, в ходе которой установлено, что автомобильная дорога протяженностью 2 км от трассы Ижевск-Сарапул до д. Жеребенки не очищена от снега, что препятствует проезду оперативных служб РСЧС.
По данному факту административным органом был составлен протокол об административном правонарушении от 29.03.2011 N 30/68, на основании которого вынесено постановление от 01.04.2011 N 3068 о назначении Администрации административного наказания по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что имелись основания для привлечения Администрации к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
В соответствии с п. 23 Правил пожарной безопасности дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники.
Согласно ст. 37 и ст. 38 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны незамедлительно сообщать в пожарную охрану об изменении состояния дорог и проездов. За нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности они могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Факт нарушения п. 23 Правил пожарной безопасности на автомобильной дороге протяженностью 2 км от трассы Ижевск-Сарапул до д. Жеребенки административным органом установлен, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 29.03.2011 и Администрацией по существу не опровергнут.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Администрация приняла все зависящие от нее меры по соблюдению установленных требований пожарной безопасности и недопущению совершения правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах вывод суда о наличии в действиях Администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, является правильным.
Доводы Администрации о том, что указанная дорога не находится в его собственности, в связи с чем Администрация не может нести ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что спорная дорога находится в границах территории муниципального образования "Завьяловский район".
Постановлением Администрации муниципального образования "Завьяловский район" от 11.01.2011 N 32 автомобильная дорога (Ижевск - Сарапул) - Жеребенки протяженностью 2 км поставлена на временный учет в качестве бесхозяйных объектов.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 7 Устава муниципального образования "Завьяловский район", утвержденного решением Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики от 16.06.2005 N 232 к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что содержание автомобильных дорог на территории Завьяловского района, не имеющих статуса федеральных или республиканских, относится к ведению Администрации муниципального образования "Завьяловский район", поэтому привлечение Администрации к административной ответственности является правомерным.
В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Администрации предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении от 21.03.2011 составлен и постановление о привлечении Администрации к административной ответственности от 01.04.2011 вынесено в отсутствии представителя Администрации, при этом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Администрация извещена надлежащим образом (л.д. 29, 32).
Постановление о привлечении Администрации к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесено с соблюдением установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует размеру санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в редакции, действовавшей на момент совершения (обнаружения) административного правонарушения.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, оснований для признания его малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 мая 2011 года по делу N А71-3300/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Завьяловский район" Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Е.Ю.Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-3300/2011
Истец: Администрация МО "Завьяловский район", Администрация муниципального образования "Завьяловский район"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике
Третье лицо: Отдел надзорной деятельности Завьяловского района ГУ МЧС России по УР
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5759/11