18 марта 2011 г. |
Дело N А08-4195/2010-17 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.03.2011.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Протасова А.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Анзельм К.К.,
при участии:
индивидуального предпринимателя Старосельцева Александра Андреевича,
от ООО "Альянс-Сервис": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются,
от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются,
от администрации муниципального образования городского поселения "Город Короча" муниципального района Корочанский район Белгородской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются,
от администрации Корочанского района Белгородской области: представители не явились, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Старосельцева Александра Андреевича на решение Арбитражного суда Белгородской области от 04.10.2010 по делу N А08-4195/2010-17 (судья Мироненко К.В.), по заявлению индивидуального предпринимателя Старосельцева Александра Андреевича (ОГРН 304312026400017) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области о признании незаконными действий и бездействий, третьи лица : ООО "Альянс-Сервис" (ОГРН 1023101332209), администрация Корочанского района Белгородской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области, администрация муниципального образования городского поселения "Город Короча" муниципального района Корочанский район Белгородской области.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Старосельцев Александр Андреевич (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (далее - Управление Росреестра по Белгородской области, Управление) по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, площадью 1078 кв.м., с кадастровым номером 31:09:0904005:9, расположенного по адресу: Белгородская область, Корочанский район, город Короча, улица Дорошенко, 10 и обязании Управления Росреестра по Белгородской области снять земельный участок, площадью 1078 кв.м., c кадастровым номером 31:09:0904005:9, расположенный по адресу: Белгородская область, Корочанский район, город Короча, улица Дорошенко, 10 c государственного кадастрового учета, а также признании незаконным действия Управления Росреестра по Белгородской области по невнесению в 1999 году данных о земельном участке, площадью 358 кв.м., c кадастровым номером 31:09:0904005:8, расположенном по адресу: Белгородская область, Корочанский район, город Короча, ул. Советская, 18 и обязании Управления Росреестра по Белгородской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о границах ранее учтенного земельного участка, площадью 358 кв.м., с кадастровым номером 31:09:0904005:8, расположенного по адресу: Белгородская область, Корочанский район, город Короча, улица Советская, 18, содержащиеся в материалах по изготовлению плана земельного участка под приобретенным Старосельцевым Александром Андреевичем строением и прилегающей территорией, расположенного в Белгородской области г. Короча, улица Советская, 18.
В рассмотрении дела в качестве третьих лиц принимали участие ООО "Альянс-Сервис" (далее - Общество), администрация Корочанского района Белгородской области.
Определениями Арбитражного суда Белгородской области от 04.08.2010 и 17.09.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области, администрация муниципального образования городского поселения "Город Короча" муниципального района Корочанский район Белгородской области.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 04.10.2010 по делу N А08-4195/2010-17 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Старосельцев А.А. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 04.10.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель ссылается на то, что в землеустроительном деле на земельный участок с кадастровым номером 31:09:0904005:0009 отсутствует акт согласования границ земельного участка со Старосельцевым А.А., как со смежным землепользователем, что, по мнению заявителя жалобы, свидетельствует о неправомерном осуществлении кадастрового учета в отношении указанного земельного участка. Кроме того, предприниматель считает, что границы земельного участка были определены в 1999 году и не нуждаются в уточнении.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции предприниматель доводы своей жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представители Управления Росреестра по Белгородской области, ООО "Альянс-Сервис", ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области, администрации муниципального образования городского поселения "Город Короча" муниципального района Корочанский район Белгородской области, администрации Корочанского района Белгородской области в судебное заседание не явились.
От администрации муниципального образования городского поселения "Город Короча" муниципального района Корочанский район Белгородской области, Управления Росреестра по Белгородской области, ООО "Альянс-Сервис" через канцелярию суда поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
В поступившем в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Белгородской области возражает против доводов апелляционной жалобы предпринимателя, просит суд отказать в ее удовлетворении. Полагает, что постановка на кадастровый учет земельного участка Общества произведена в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" по представленным ООО "Альянс-Сервис" документам, в том числе по документам о межевании земельного участка, произведенного в системе координат СК-31, в связи с чем, оснований для приостановления либо отказа в проведении государственного кадастрового учета земельного участка, принадлежащего ООО "Альянс-Сервис", не имелось.
ООО "Альянс-Сервис" представило письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу предпринимателя не подлежащей удовлетворению.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явившихся в судебное заседание.
В судебном заседании 10.03.2011 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16.03.2011.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, оценив все в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела постановлением Главы администрации г.Короча Корочанского района Белгородской области от 29.10.1999 г. N 182 гр.Старосельцеву А.А. предоставлен земельный участок, площадью 358 кв.м, прилегающий к помещению по ул.Советская, 18 в г.Короча, принадлежащего Старосельцеву А.А. на праве личной собственности на основании договора купли-продажи от 28.04.1998 г.
02.11.1999 г. Старосельцеву А.А. выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок, площадью 358 кв.м., расположенный по адресу: Белгородская область, Корочанский район, г.Короча, ул, Cоветская, 18.
Указанному земельному участку присвоен кадастровый номер 31:09:0904005:8, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю от 02.11.1999.
На основании постановления Главы Корочанского района Белгородской области от 25.09.2002 N 608 "О продаже земельных участков ООО "Альянс-сервис" 04.11.2002 между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Корочанского района и ООО "Альянс-сервис" заключен договор купли-продажи земельных участков, в том числе земельного участка площадью 1078 кв .м. c кадастровым номером 31:09:0904005:0009, расположенного под зданием кафе "Белоснежка" по адресу: г.Короча, ул.Дорошенко.
04.11.2002 названный земельный участок передан ООО "Альянс-сервис", о чем составлен акт приема-передачи.
20.11.2002 земельный участок ООО "Альянс-Сервис" с кадастровым номером 31:09:0904005:0009 на основании заявления общества и приложенных к нему документов, поставлен на кадастровый учет.
ИП Старосельцев А.А. полагая, что при постановке на кадастровый учет земельного участка Общества, произошло наложение границ на земельный участок с кадастровым номером 31:09:0904005:8, а также, считая незаконными бездействия органа кадастрового учета по не установлению границ земельного участка заявителя, обратился в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не представил доказательств нарушения своих прав и законных интересов, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 198 АПК РФ оснований для удовлетворения требований ИП Старосельцева А.А.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции исходя из следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из анализа данной нормы права следует, что для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовавшим на дату постановки на кадастровый учет земельных участков Старосельцева А.А. и ООО "Альянс") государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земельных участков , в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона о земельном кадастре сведения о площади, местоположении земельных участков, об их иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра , в том числе на основании проведения землеустроительных работ.
В соответствии с подпунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если: с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей; площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.
Доказательств наличия законных оснований для отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 31:09:0904005:0009 в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действующим на момент рассмотрения заявленных требований) орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости. Земельный участок с кадастровым номером 31:09:0904005:0009 не соответствует требованиям преобразуемого.
Материалами дела подтверждено, что ООО "Альянс-Сервис" в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" соблюден установленный порядок обращения в уполномоченный орган с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: г. Короча, ул. Дорошенко, 10, принадлежащего Обществу, представлены правоустанавливающие документы, в частности: Постановления главы Корочанского района от 25.09.2002 N 608, от 04.11.2002 N 686, план земельного участка, подготовленный ООО "ГермарК" в 2002 году, утвержденный руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Корочанского района от 19.11.2002. (кадастровый номер 31:09:0904005:0009); документы межевания земельного участка.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что кадастровый учет был проведен в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством является обоснованным.
Из имеющегося в материалах дела кадастрового паспорта земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) в отношении земельного участка с кадастровым номером 31:09:0904005:8 усматривается, что указанный кадастровый номер относится к категории ранее учтенных, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (раздел 16 кадастрового паспорта).
То есть, место положение границ земельного участка ИП Старосельцева А.А. не установлено - отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ земельного участка.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание тот факт, что границы земельного участка, принадлежащего ООО "Альянс-Сервис" ранее - в 1995 г. были согласованы со смежными пользователями при выделении участка под строительства кафе "Белоснежка". Исходя из представленных документов, площадь участка не изменилась и составляет 1078 кв.м
Как следует из пояснений ФГУ "Земельная кадастровая палата", согласно приказу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Белгородской области от 22.12.2003 N 82-а "О переходе и введении местных систем координат (СК-31)" во исполнение приказа Росземкадастра от 28.03.2002 N П/256 "О введении местных систем координат" учитывая то, что Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Белгородской области получены от Росземкадастра исходные данные для перехода в местные системы координат (СК-31), на территории Белгородской области была введена система координат СК-31.В данной системе границы земельного участка Старосельцева А.А. не определялись.
Согласно Общим правилам внесения сведений в формы ГРЗ КР (Приказ Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра") внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществляется только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью.
Земельный участок с кадастровым номером 31:09:0904005:8 был внесен в базу данных программного комплекса единого государственного реестра земель как ранее учтенный на основании инвентаризационной описи N 09/04-05 от 20.10.2002, переданной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Корочанского района.
Документы межевания земельного участка с кадастровым номером 31:09:0904005:8, принадлежащего на праве собственности Старосельцеву А.А., в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области не представлялись, с заявлением о проведении кадастрового учета изменений, путем уточнения местоположения границ ранее учтенного земельного участка Старосельцев А.А. не обращался.
Как верно указал суд первой инстанции, документом, индивидуализирующим земельный участок, согласно статье 16 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" является кадастровая карта (план), на которой в графическом и текстовых форматах воспроизводится сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
Согласно части 5 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана, составляемого в результате выполнения кадастровых работ.
При этом отсутствие графической части кадастрового плана территории (описание границ) не позволяет определить его на местности, уточнение местоположения границ ранее учтенного земельного участка в силу части 14 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является правом, а не обязанностью органа кадастрового учета. Данный вывод суда соответствует материалам дела.
Из материалов дела и представленных ИП Старосельцевым А.А. документов, не усматривается, что границы земельного участка, принадлежащего предпринимателю были определены на местности после вступления в силу ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Судом установлено и ИП Старосельцевым А.А. не оспаривается, что с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (уточнение местоположения и описания границ земельного участка) и межевым планом (по уточнению сведений государственного кадастра недвижимости о местоположении границ) предприниматель не обращался.
По мнению суда апелляционной инстанции, изложенные обстоятельства, не позволяют установить факт наложения границ земельного участка с кадастровым номером 31:09:0904005:8, принадлежащего предпринимателю на границы участка с кадастровым номером 31:09:0904005:0009, собственником которого является ООО "Альянс-Сервис".
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать, что действиями по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, принадлежащего ООО "Альянс-Сервис" нарушены права и законные интересы предпринимателя Старосельцева А.А., как собственника земельного участка с кадастровым номером 31:09:0904005:8.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Довод заявителя жалобы о том, что судом не выяснены причины внесения сведений о его земельном участке на основании инвентаризационной описи, в не на основании представленных в 1999 году документов отклоняется как несостояельный, поскольку доказательств того, что в указанный период Старосельцев А.А. обращался с надлежащими документами в орган кадастрового учета.
Из представленных кадастровых дел не усматривается наличие в данном органе всех необходимых для этого документов.
ИП Старосельцев А.А. не согласен с выводом суда о том, что предприниматель не обращался в органы кадастрового учета, однако доказательств обратному не представляет.
Ссылка на наличие судебного спора по заявлению ООО "Альянс-Сервис" об устранении препятствий в пользовании земельным участком в части освобождения спорной территории наложения не может подтверждать правомерность правовой позиции заявителя, поскольку факт наложения может быть выявлен при постановке участка на кадастровый учет с определением его границ на местности, чего заявителем сделано не было. В связи с чем вывод о наложении границ спорных земельных участков является преждевременным.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, заявленные ИП Старосельцевым А.ПА. в суде первой инстанции. Соглашаясь с правомерностью обжалуемого судебного акта, апелляционная инстанция не усматривает оснований для переоценки содержащихся в нем выводов.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, обжалуемое решение Арбитражного суда Белгородской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины с учетом результата рассмотрения апелляционной жалобы за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на заявителя.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 04.10.2010 по делу N А08-4195/2010-17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-4195/2010
Истец: Старосельцев Александр Андреевич
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области
Третье лицо: Администрация Корочанского района Белгородской области, Администрация МО городского поселения "Город Короча" муниципального района Корочанский район Белгородской области, Администрация муниципального образования городского поселения "Город Короча", ООО "Альянс-сервис", ФГУ "Земельная кадастровая палата по Белгородской области"