г. Чита
18 июля 2011 г. |
Дело N А19-3976/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Доржиева Э.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062) (филиал N 7) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 апреля 2011 года по делу N А19-3976/2011 по заявлению Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 7) к Муниципальному учреждению Балаганская центральная районная больница (ОГРН 1023802299311, ИНН 3822000249) о взыскании 4 157 рублей 45 копеек
(суд первой инстанции: Шульга Н. О.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 7) (далее - ГУ ИРО ФСС России, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Муниципальному учреждению Балаганская центральная районная больница (далее - МУ БЦРБ, больница) о взыскании 4 157 рублей 45 копеек - суммы, выплаченную по необоснованно выданным листкам нетрудоспособности серии ВО N 243329, серии ВП N 3512557 и серии ВО N 2492867.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 апреля 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В частности, Фонд указывает, что в результате проведенной им проверки было выявлено нарушение, выразившиеся в том, что больной был направлен на медико-социальную экспертизу при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе позднее четырех месяцев от даты начала заболевания, что является нарушением пункта 28 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514 (далее - Порядок выдачи листков нетрудоспособности).
Заявитель апелляционной жалобы считает неправомерным применение судом первой инстанции норм Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно статей 15, 1064 и 1068, поскольку правоотношения в области социального страхования регулируются специальным законодательством. Кроме того, ГУ ИРО ФСС России указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что нарушение Порядка выдачи листков нетрудоспособности могли быть выявлены работниками страховщика, поскольку полученная в ходе проверки информация о состоянии здоровья граждан составляет врачебную тайну, при этом выявить факты, свидетельствующие о неблагоприятных прогнозах больного возможно лишь при оформлении с медицинскими документами, подтверждающими его диагноз.
Больницей письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
О времени и месте судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 67200038775214, 67200038775221 и N 67200038775207, а также отчетом о публикации 17 июня 2011 года на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Фондом заявлено ходатайство от 30 июня 2011 года N 05-15/09/4647 о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ГУ ИРО ФСС России проведена проверка больницы по вопросу состояния экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности, в результате которой установлено, что больной Слободчиков Н.А. направлен на медико-социальную экспертизу при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе позднее четырех месяцев от даты начала заболевания, поэтому листки нетрудоспособности серии ВО N 243329, серии ВП N 3512557, выданные с продолжением листка нетрудоспособности серии ВО N 2492867, по которым выплачено пособие по временной нетрудоспособности в сумме 4 157 рублей 45 копеек, выданы с нарушением Порядка выдачи листков нетрудоспособности.
По результатам проверки составлена Справка по проверке состояния экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности от 30 июля 2010 года N 8 (л.д. 8-14).
Полагая, что ему причинен ущерб, ГУ ИРО ФСС России направило МУ БЦРБ претензию от 23 августа 2010 года N 01-09/02-5210 о возмещении понесенного ущерба (л.д. 16-17).
В связи с неудовлетворением претензии Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с больницы указанной суммы.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Фондом требования, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165 "Об основах обязательного социального страхования" ГУ ИРО ФСС России вправе обращаться в арбитражный суд с иском о возмещении вреда, причиненного Фонду социального страхования.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При этом ответственность за причинение вреда наступает при наличии совокупности следующих условий: противоправность поведения причинителя вреда; - наступление вреда; причинно-следственная связь между противоправным поведением и наступившим вредом; вина причинителя вреда.
Статьей 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
По смыслу статьи 13 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" единственным основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В настоящее время действует Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514.
В период возникновения спорных правоотношений и до 1 июля 2011 года применялась форма бланка листка нетрудоспособности, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 16.03.2007 N 172.
Статьей 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона "Об обеспечении пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" предусмотрено, что финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя (за первые два дня временной нетрудоспособности).
Согласно Методическим указаниям о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденным Постановлением ФСС России от 07.04.2008 N 81 (далее - Методические указания), контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
Пункт 60 Методических указаний обязывает перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности обращать внимание на правильность заполнения реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа, который должен иметь разборчивые записи медицинских работников, четкие печати, название или штампы медицинской организации.
При этом пунктом 61 Методических указаний предусмотрено, что при наличии нарушений в оформлении листков нетрудоспособности отделение (филиал отделения) Фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к лечебно-профилактическому учреждению, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.
Таким образом, законодательством предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из анализа указанных норм следует, что отношения по зачету суммы, выплаченной в качестве пособия с нарушением установленных правил, возникают между страховщиком и страхователем, а не между страховщиком и лечебным учреждением, выдавшим листки нетрудоспособности.
Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, определено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Этому корреспондировал и пункт 2.4 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, действовавшей на момент выдачи спорных листков нетрудоспособности, выплаты пособия и проведения проверки.
Суд апелляционной инстанции считает, что предъявленная ко взысканию с МУ БЦРБ сумма - это не противоправное умаление имущества фонда социального страхования, а уплаченное страхователем (ООО "Заславское") своему работнику и принятое к зачету страховое возмещение по временной нетрудоспособности.
Поскольку МУ БЦРБ в рассматриваемом случае не является субъектом обязательного социального страхования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что его действия по выдаче листка нетрудоспособности без учета требований пункта 28 Порядка выдачи листков нетрудоспособности не могут быть поставлены в причинную связь с заявленными ГУ ИРО ФСС России убытками.
Иными словами, убытки Фонда не находятся в причинной связи с действиями работников больницы, несущих за свои действия ответственность не гражданско-правового характера.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что он вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным листкам нетрудоспособности, не может рассматриваться в отрыве от установленных целей обязательного социального страхования.
В частности, судом первой инстанции установлено, что нецелевое расходование средств социального страхования Фондом не доказано, поскольку основания для выдачи спорных листков нетрудоспособности у больницы имелись. Факт посттравматического синдрома обоих нижних конечностей и варикозной экземы у застрахованного лица Фондом не оспаривается.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал Фонду в удовлетворении заявленных исковых требований.
Изложенное согласуется с правовой позицией, выраженной в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2010 года N ВАС-4807/10 и от 11 июня 2010 года N ВАС-6843/10, постановлениях Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 февраля 2010 года по делу N А74-2716/2009, от 1 декабря 2010 года по делу N А19-7028/2010 и от 4 мая 2011 года по делу N А19-14698/2010.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены в полном объеме, но при изложенных выше фактических обстоятельствах, правовом регулировании и сложившейся судебно-арбитражной практике по рассматриваемой категории дел признаны необоснованными, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 апреля 2011 года по делу N А19-3976/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 апреля 2011 года по делу N А19-3976/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Э.П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3976/2011
Истец: Государственное учреждение-Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N7
Ответчик: Балаганская центральная районная больница
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2338/11