19 мая 2011 г. |
Дело N А08-7811/2010-6 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 5 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей: Семенюта Е.А.,
Протасова А.И,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вашановой Д.Г.,
при участии в судебном заседании:
от Департамента агропромышленного комплекса Белгородской области: Жорник Н.В., представитель по доверенности N 6-01/2075 от 16.12.2010;
от ФГУ "Россельхозцентр" по Белгородской области: Степанова Е.В., представитель по доверенности N 1 от 01.06.2010;
от ФГУ "Белгородская межобластная ветеринарная лаборатория": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от прокуратуры Белгородской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 18.02.2011 по делу N А08-7811/2010-6 (судья Белоусова В.И.) по заявлению Департамента агропромышленного комплекса Белгородской области (ОГРН 1023101651264) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области, третьи лица: ФГУ "Россельхозцентр" по Белгородской области, ФГУ "Белгородская межобластная ветеринарная лаборатория" (ОГРН 1023101651814, ИНН 3124016785) о признании незаконным и отмене решения комиссии от 12.10.2010 и предписания комиссии N 151 от 12.10.2010,
УСТАНОВИЛ:
Департамент агропромышленного комплекса Белгородской области (далее - Департамент) обратился в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене решения комиссии от 12.10.2010 и предписания комиссии N 151 от 12.10.2010.
Определением суда от 03.02.2011 к участию в деле привлечена прокуратура Белгородской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ФГУ "Белгородская межобластная ветеринарная лаборатория".
Определением суда от 16.02.2011 требование о признании незаконным предписания комиссии УФАС N 151 от 12.10.2010 выделено в отдельное производство.
Решением суда от 18.02.2011 заявленные требования удовлетворены. Принимая указанное решение, суд исходил из отсутствия каких-либо доказательств, подтверждающих согласованность действий Департамента и ФГУ "Россельхозцентр", которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также учел, что издание Департаментом приказа N 49 от 01.04.2010 существенно не отразилось на деятельности учреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
При этом заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что в соответствии с Уставными положениями, деятельность ФГУ "Россельхозцентр" и его Филиала по исполнению отдельных функций, приносящих доход, является деятельностью хозяйствующего субъекта. Действия филиала ФГУ "Россельхозцентр" о не признании актов апробации, в том числе, и ФГУ "Белгородская межобластная ветеринарная лаборатория", имеющая право по их подготовке, по мнению заявителя жалобы, согласованы с Департаментом. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что издание приказа Департаментом N 49 от 01.04.2010 "О введении семеноводства и апробации посевов сельскохозяйственных культур в 2010 году" и действия филиала ФГУ "Россельхозцентр" по изданию приказа N 10 от 18.06.2009 "О нумерации и учете семенной документации в сельскохозяйственных организациях Белгородской области" расценивается, как согласованные действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к предоставлению преимуществ филиалу "Россельхозцентр" по Белгородской области и ограничению доступа на рынок предоставления услуг по апробации и сертификации семенной продукции ФГУ "Белгородская межобластная ветеринарная лаборатория".
ФГУ "Белгородская межобластная ветеринарная лаборатория", УФАС, и прокуратура Белгородской области, надлежащим образом уведомленные, в судебное заседание представителей не направили. В порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей указанных лиц.
Представитель Департамента возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение законным и обоснованным.
Представитель "Россельхозцентра" поддерживает позицию Департамента, считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Департаментом АПК издан приказ от 02.04.2010 N 49 "О введении семеноводства и апробации посевов сельскохозяйственных культур в 2010 году", которым установлен порядок проведения апробации и оформления актов (пункт 3 приказа).
Приказом Департамента N 85 от 28.05.2010 внесены дополнения в приказ N 49 от 01.04.2010 "О введении семеноводства и апробации посевов сельскохозяйственных культур в 2010 году", в частности пункт 3 приказа дополнен следующим абзацем: для проведения апробации (регистрации) сортовых репродуктивных посевов для внутрихозяйственного семеноводства при необходимости привлекаются агрономы хозяйств, специалисты аккредитованных семенных лабораторий при Белгородской межобластной ветеринарной лаборатории, других организаций, физические лица, имеющие специальное образование, аттестованные органом по сертификации, а также имеющие свидетельства, выданные бывшей Госсеминспекцией России с не истекшим сроком действия.
Руководителем ФГУ "Россельхозцентр" 18.06.2009 издан приказ N 10 "О нумерации и учете семенной документации в сельскохозяйственных организациях Белгородской области", в котором установлен порядок нумерации актов апробации. Так пунктом 5 приказа установлено, что акты апробации пронумерованные не принятым в области порядком считаются фальсифицированными, посевы с такими документами не признаются сортовыми.
Письмом прокуратуры Белгородской области от 14.07.2010 N 7-10-10/1252 в адрес УФАС руководителю Управления сообщено об издании указанных выше приказов, которые по мнению прокуратуры изданы в нарушение положений антимонопольного законодательства. К указанному письму прокуратурой приложены копии приказов для решения антимонопольным органом вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Приказом УФАС по Белгородской области N 294 05.08.2010 возбуждено дело N 281-10-АЗ в отношении Департамента и ФГУ "Россельхозцентр" по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия УФАС по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства 12.10.2010 рассмотрела дело N 281-10-АЗ возбужденного в отношении Департамента по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила признать Департамент нарушившим статью 16 указанного Закона в части принятия и согласования приказов от 01.04.2010 N 49 "О введении семеноводства и апробации посевов сельскохозяйственных культур в 2010 году" и от 18.06.2009 N10 "О нумерации и учете семенной документации в сельскохозяйственных организациях Белгородской области".
Комиссия УФАС 12.10.2010 выдала Департаменту предписание N 151, в котором предписано принять меры по изменению или отмене положений приказа от 01.04.2010 N 49.
Считая оспариваемые решение и предписание УФАС от 12.10.2010 незаконным и подлежащим отмене, Департамент обратился в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав мнение представителей Департамента и ФГУ "Россельхозцентр" по Белгородской области, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В силу пункта 5 статьи 4 указанного закона под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" законодательство Российской Федерации в области семеноводства состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в области семеноводства, могут издавать акты, которые регулируют отношения, возникающие в области семеноводства.
В силу статьи 13 указанного закона государственное управление в области семеноводства на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации непосредственно или, если это предусмотрено соответствующими соглашениями, через территориальные органы специально уполномоченного федерального органа управления сельским хозяйством и территориальные органы специально уполномоченного федерального органа управления лесным хозяйством. В Белгородской области государственное управление в области семеноводства осуществляет Департамент агропромышленного комплекса области.
Статьей 25 указанного закона установлено, что семена, предназначенные для посева (посадки), подлежат проверке на сортовые и посевные качества.
Для определения сортовых и посевных качеств семян применяются единые методы, терминология и нормативные документы в области семеноводства, а также единые образцы технических средств.
В соответствии со статьей 26 Закона порядок проведения апробации посевов сельскохозяйственных растений, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля, а также регистрации посевов сельскохозяйственных растений определяется специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации N 690 от 06.10.1999 "Об утверждении положения о порядке аккредитации апробаторов сортовых посевов сельскохозяйственных растений и положения о порядке аккредитации отборщиков проб из партий семян сельскохозяйственных растений", Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации N 859 от 08.12.1999 "Об утверждении положения о порядке проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений" определено понятие апробации посевов, под которой понимается обследование сортовых посевов в целях определения их сортовой чистоты или сортовой типичности растений, засоренности сортовых посевов, поражения болезнями и повреждения вредителями растений.
Согласно статье 28 Закона партии семян, предназначенных для реализации, должны иметь сертификаты, удостоверяющие сортовые и посевные качества семян.
По заявкам производителей семян данные сертификаты выдаются и на партии семян, предназначенных для собственных нужд их производителей.
Выдача сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян, осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями.
Порядок проведения сертификации семян определяется специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.
Данный порядок регулируется Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации N 859 от 08.12.1999 "Об утверждении положения о порядке проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений".
Как установлено в статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Таким образом, Федеральным законом от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве", приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации N 859 от 08.12.1999 "Об утверждении положения о порядке проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений" закреплено, что апробацию посевов проводят госсеминспекции с привлечением оригинаторов сорта, ученых и специалистов научно -исследовательских и учебных заведений.
В силу указанных нормативных актов выдачу сертификатов осуществляет государственная семенная инспекция.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации N 566-р от 05.05.2007, приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N 288 от 29.05.2007 "О реорганизации ФГУ Федеральных государственных территориальных станций защиты растений, государственных семенных инспекций и образовании ФГУ "Россельхозцентр" семенные инспекции реорганизованы в ФГУ "Россельхозцентр" в форме слияния с ФГУ Федеральных государственных территориальных станций защиты растений.
При этом, ФГУ "Россельхозцентр" находится в ведении Минсельхоза России.
Так, согласно приказам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: N 219 от 10.06.2009 "Об утверждении перечня целевых показателей эффективности работы федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минсельхозу России" и N 387 от 01.11.2010 "Об утверждении перечня целевых показателей эффективности работы федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минсельхозу России" только ФГУ Россельхозцентр" перед Министерством сельского хозяйства Российской Федерации отчитывается по следующим целевым показателям эффективности работы: определение посевных качеств семян; определение сортовых качеств семян (апробация посевов и регистрация посевов); выдача сертификатов в установленной сфере деятельности; определение качеств зерна и продуктов его переработки; фитосанитарный мониторинг состояния территории Российской Федерации; подготовка информации, включая долгосрочные и краткосрочные прогнозы о мониторинге движения семян, пестицидов, фитосанитарного состояния на территории Российской Федерации и объемов работ по защите растений и др.
ФГУ "Белгородская межобластная ветеринарная лаборатория" по данным показателям перед Министерством сельского хозяйства Российской Федерации не отчитывается, поскольку Правительством Российской Федерации не наделено полномочиями в этой сфере деятельности.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 982 от 01.12.2009 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствие которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" семена не относятся к продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании" предусмотрена система добровольной сертификации, которая может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.
Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации.
Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.
Пунктом 3 статьи 21 указанного закона установлено, что система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
В материалах дела имеется письмо Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 130-42/2857 от 08.09.2010, согласно которому "Россельхозцентр" зарегистрировал систему добровольной сертификации семян N РОСС RU.В613.04ШПРОО от 22.12.2009.
В том же письме Управление сообщает, что аккредитации других организаций в качестве органов по сертификации не предусмотрено.
На основании изложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Департамент, издавая приказ N 49 от 01.04.2010 фактически осуществлял государственное управление в области семеноводства, а также мероприятия по созданию семеноводства в Белгородской области.
При этом, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие согласованность действий Департамента и ФГУ "Россельхознадзор", которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Кроме того, ФГУ "Белгородская межобластная ветеринарная лаборатория" в ходатайстве от 07.02.2011 N б/н указало, что издание Департаментом приказа N 49 от 01.04.2010 существенно не отразилось на деятельности учреждения.
При таких обстоятельствах решение УФАС и выданное на основании него предписание не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
В связи с чем, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы, выражают лишь несогласие с выводами суда, но не опровергают их, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с этим апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 18.02.2011 по делу N А08-7811/2010-6 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-7811/2010
Истец: Департамент Агропромышленного комплекса Белгородской области
Ответчик: УФАС по Белгородской области
Третье лицо: ФГУ "Белгородская межобластная ветиринарная лаборатория", Филиал ФГУ "Россельхозцентр" по Белгородской области, Прокуратура Белгородской области