01 июля 2011 г. |
Дело N А14-1616/2011 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 01.07.2011 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Протасова А.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Анзельм К.К.,
при участии:
от Административной комиссии при управе Советского района городского округа горд Воронеж: Шуликова Т.Г., ведущего специалиста, доверенность N 216 от 18.04.2011,
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "СтройТехника": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Административной комиссии при управе Советского района городского округа город Воронеж на решение Арбитражного Воронежской области от 03.05.2011 по делу N А14-1616/2011 (судья Данилов Г.Ю.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "СтройТехника" (ОГРН 1073667031360, ИНН 3662124331) к Административной комиссии при управе Советского района городского округа город Воронеж (ИНН 3666084175) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 33 Закона Воронежской области от 31.12.2003 г.. N74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "СтройТехника" (далее - ООО УК "СтройТехника", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области суд с заявлением к управе Советского района городского округа город Воронеж о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при управе Советского района городского округа город Воронеж по делу N 22/2011 от 09.02.2011 о привлечении ООО УК "СтройТехника" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 33 Закона Воронежской области от 31.12.2003 г.. N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" и применении в отношении ООО УК "СтройТехника" административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Определением арбитражного суда от 31.03.2011 произведена замена ненадлежащего ответчика - управы Советского района городского округа город Воронеж надлежащим - Административной комиссией при управе Советского района городского округа город Воронеж (далее - административная комиссия, административный орган).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 03.05.2011, принятым по настоящему спору, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене принятого решения в части вывода суда о неправомочности административной комиссии выносить постановления по делу об административном правонарушении (с учетом поступившего 06.06.2011 уточнения). Заявитель жалобы указывает, что выводы суда о процессуальных нарушениях, допущенных комиссией при принятии постановления о привлечении к административной ответственности, заявителем не оспариваются.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, указывая, что законами субъектов органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4-6 статьи 1.3.1 КоАП РФ, с передачей необходимых для их осуществления материальных и процессуальных средств. Законом Воронежской области от 29.12.2009 N 190-ОЗ органы местного самоуправления наделены полномочиями по созданию и организации деятельности административных комиссий. В связи с чем, по мнению административного органа, вывод суда о том, что субъект Российской Федерации не может по своему усмотрению наделять органы местного самоуправления полномочиями по созданию административных комиссий, основывается на неправильном применении норм права.
Имея в виду, что от лица, привлекаемого к административной ответственности, не поступило возражений относительно пересмотра решения только в обжалуемой части, апелляционный суд, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ, пересматривает обжалуемый судебный акт только в обжалуемой административным органом части.
ООО УК "СтройТехника" доводы апелляционной жалобы не оспорило, отзыв суду не направило, явку своих представителей в заседание апелляционного суда 27.06.2011 не обеспечило.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения указанного лица участвующего в деле о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 27.06.2011 по 30.06.2011.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, оценив все в совокупности, апелляционная инстанция полагает доводы жалобы обоснованными, а мотивировочную часть решения суда первой инстанции подлежащей изменению.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что Администрация городского округа г. Воронеж, основываясь на КоАП РФ, Законах Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области", от 29.12.2009 N 190-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Воронежской области отдельными государственными полномочиями по созданию и организации деятельности административных комиссий", постановлением от 27.04.2010 N 283 создала при управах районов городского округа г. Воронеж в том числе при управе Советского района, административные комиссии, утвердила их составы.
Прокуратурой Советского района г. Воронежа по обращению управы Советского района городского округа г. Воронеж проведена проверка соблюдения требований благоустройства г. Воронежа по адресам: пр.Патриотов, дома 50 "а", 50 "б ", ул. Перхоровича, дома 10, 12.
В ходе проверки установлено непроведение уборки дворовых территорий в период обильного снегопада, неосуществление посыпки песком дворовых территорий и тротуаров, что является нарушением Правил благоустройства территорий городского округа г. Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 N 190-II.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения 28.01.2011 заместителем прокурора Советского района постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, подпадающем под действия статьи 33 Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области".
Указанное постановление с материалами проверки было направлено на рассмотрение в административную комиссию Советского района городского округа г. Воронеж.
09.02.2011 административная комиссия, рассмотрев материалы проверки, вынесла в отношении ООО УК "СтройТехника" постановление по делу N 22/2011, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 33 Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО УК "СтройТехника" обратилось за судебной защитой с рассмотренным требованием.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом не представлено в суд относимых и допустимых доказательств, однозначно подтверждающих факт совершения заявителем на момент проведения проверки вменяемого ему административного правонарушения, а также пришел к выводу о неправомочности административной комиссии, созданной при управе Советского района г. Воронежа, принимать постановления о привлечении к административной ответственности, ввиду ее создания неправомочным органом.
Апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о неправомочности административной комиссии, созданной при управе Советского района, исходя из следующего.
Статьей 1.1 КоАП РФ определено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КОАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ, к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов РФ об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, в соответствии с часть 2 статьи 22.1 КоАП РФ; создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ; регулирование законами субъектов РФ иных вопросов в соответствии с КоАП РФ.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законными субъектов РФ.
По смыслу пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссии, а также создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ (подпункт 24.1); установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (подпункт 39).
На основании пункта 6 этой же статьи, законами субъекта РФ в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, указанных в пункте 2 указанной статьи (за исключением подпунктов 1,2,4,6,13,22,23,32-36,38-40,42,43,48,52,58 и пункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 поименованной статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Таким образом, с момента внесения Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ изменений в подпункт 24.1 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" законодателем были разделены полномочия органов государственной власти субъектов РФ на полномочия по установлению административной ответственности (подпункт 39) и полномочия по созданию административных комиссий (подпункт 24.1).
Статьей 21 Устава Воронежской области, принятого Воронежской областной Думой 25.05.2006, в редакции закона Воронежской области от 03.04.2008 N 20-ОЗ, закреплено, что к полномочиям органов государственной власти Воронежской области по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств областного бюджета (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса, в том числе, создания административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной в Воронежской области (подпункт 27).
Пунктом 2 указанной нормы установлено, что законами Воронежской области в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями Воронежской области по решению вопросов, указанных в части 1, за исключением пунктов 1,2,4,7,14,24,25,35-39,41-43,45,47,52,57,63,71 данной статьи (в части, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств областного бюджета), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов (в редакции закона Воронежской области от 03.04.2008 N 20-ОЗ).
К полномочиям органов государственной власти Воронежской области в сфере местного самоуправления относится наделение органов местного самоуправления законом Воронежской области отдельными государственными полномочиями, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией (пункт 9 статьи 56 Устава).
Корреспондирует указанной норме статья 16 Устава городского округа г. Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-1, в редакции решения Воронежской городской Думы от 28.06.2007 N 128-II, согласно которой, полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами Воронежской области, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления городского округа.
Нормативным актом, наделяющим органы местного самоуправления полномочиями по созданию административных комиссий является Закон Воронежской области от 24.12.2009 N 190-ОЗ, в силу статьи 1 которого, государственными полномочиями, наделяются органы местного самоуправления, согласно приложению 1 к данному Закону Воронежской области.
Органы местного самоуправления на подведомственной территории осуществляют переданные им государственные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством путем:
1) создания и организации деятельности административных комиссий в муниципальных районах и городских округах Воронежской области;
2) определения и утверждения персонального состава создаваемых административных комиссий;
3) финансового и материально-технического обеспечения деятельности создаваемых административных комиссий (в редакции 2009 года).
Статьей 4 данного Закона, закрепляющей права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий, установлено право органов местного самоуправления принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий.
На основании и во исполнение Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", Устава городского округа г. Воронеж, Закона Воронежской области от 24.12.2009 N 190-ОЗ, администрация городского округа г. Воронеж приняла постановление N 283 от 27.04.2010 "Об административных комиссиях при управах районов городского округа г. Воронеж", постановив создать административные комиссии, утвердила их состав, возложила контроль за исполнением данного постановления на Департамент общественной безопасности администрации городского округа г. Воронеж.
Таким образом, порядок создания административной комиссии при управе Советского района г. Воронежа не нарушает положения Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
Применение судом первой инстанции к правоотношениям по созданию административных комиссий пункта 39 названного Закона, регламентирующего правоотношения по установлению административной ответственности, является неправомерным.
Неправильное применение судом области норм материального права привело к неправильному выводу о неправомерности административной комиссии выносить постановление по делу об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах, решение суда следует изменить, исключив из мотивировочной части вывод о неправомочности административной комиссии выносить постановление по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269, частями 1,2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.05.2011 по делу N А14-1616/2011 в обжалуемой части изменить, апелляционную жалобу Административной комиссии при управе Советского района городского округа горд Воронеж удовлетворить.
Исключить из мотивировочной части решения Арбитражного суда Воронежской области от 03.05.2011 по делу N А14-1616/2011 вывод суда о неправомочности Административной комиссии при управе Советского района городского округа горд Воронеж выносить постановление по делу об административном правонарушении.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Сергуткина |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-1616/2011
Истец: ООО УК "СтройТехника"
Ответчик: Управа Советского района городского округа г. Воронежа
Третье лицо: Административная комиссия при управе Советского р-на городского округа г. Воронеж
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2665/11