г. Челябинск
19 июля 2011 г. |
N 18АП-6012/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ершовой С.Д.,
судей Бабкиной С.А., Столяренко Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Таран С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.04.2011 по делу N А07-21864/2010 (судья Салиева Л.В.).
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 25 по Республике Башкортостан (далее - Инспекция, регистрирующий орган, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с требованием о признании действий ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Лэйсян" (далее - общество "Лэйсян") Галимова Ирека Ишбулдовича, выразившихся в неудовлетворении требований Инспекции, неправомерными; обязании ликвидатора удовлетворить требования Инспекции в сумме 389 651 руб. 46 коп. за счет имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов (с учетом принятого судом уточнения заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д.22-23 т.2).
Определением арбитражного суда от 14.02.2011 (л.д.27-28 т.2) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "Лэйсян".
Решением арбитражного суда от 25.04.2011 в удовлетворении иска отказано (л.д. 53-59 т.2).
Не согласившись с указанным судебным актом, Инспекция обратилась в арбитражный суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда от 25.04.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель указывает, что ликвидатор общества "Лэйсян" на каждом этапе ликвидации располагал сведениями о наличии задолженности по обязательным платежам, однако, игнорировал требования Инспекции о погашении задолженности. Суд первой инстанции не учел, что Инспекция в установленный гражданским законодательством срок неоднократно обращалась к ликвидатору с требованием провести совместную сверку расчетов и погасить задолженность. Сведения о составлении промежуточного ликвидационного баланса общества "Лэйсян" внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ") регистрирующим органом лишь с момента вступления в законную силу Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2010 по делу N А07-6138/2010. До этого момента ликвидатором имел возможность отразить имеющуюся задолженность в промежуточном ликвидационном балансе.
Кроме того, в силу пункта 5 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования Инспекции подлежат удовлетворению за счет имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Инспекция, Галимов И.И., общество "Лэйсян", о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились. Инспекция направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество "Лэйсян" зарегистрировано в качестве юридического лица 13.11.1998 Администрацией г.Ишимбай и Ишимбайского района Республики Башкортостан, в ЕГРЮЛ Инспекцией 12.08.2002 за основным государственным регистрационным номером 1020201771171 (выписка из ЕГРЮЛ - л.д. 126-130 т.1).
19.10.2009 единственным участником общества "Лэйсян" Галимовым И.И. принято решение о ликвидации общества, обязанности ликвидатора возложены на Галимова И.И. (л.д.47 т.3).
28.10.2009 в ЕГРЮЛ внесены записи о принятии решения о ликвидации общества, формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора (л.д.41, 53 т.3).
В журнале "Вестник государственной регистрации" N 42 (247) от 28.10.2009 опубликовано сообщение о ликвидации общества "Лэйсян", кредиторам предложено заявить требования в течение двух месяцев с момента публикации (л.д.33 т.2).
Инспекцией 29.10.2009 в адрес общества "Лэйсян" направлено информационное письмо N 3192 с приложением акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 29.10.2009 N 3326 (л.д.25-26 т.1). Данный акт ответчиком подписан не был.
Решением единственного участника общества "Лэйсян" от 12.01.2010 утвержден промежуточный ликвидационный баланс, в котором отсутствуют сведения о наличии задолженности по налоговым обязательствам (л.д.30-32 т.2).
25.01.2010, 12.04.2010 Инспекцией в адрес общества "Лейсян" повторно направлены информационные письма N 3713, N 4383 (л.д.27-30 т.1) с приложением актов совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 25.01.2010 N 4006, от 12.04.2010 N4688.
Кроме того, 31.03.2010 Инспекцией в адрес общества "Лэйсян" направлено требование об исполнении соответствующих обязательств по уплате задолженности с приложением справки расчетов N 1282 от 02.03.2010 (л.д. 23-24 т.1), которое также было оставлено без ответа.
29.01.2010 Инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, мотивированное непредставлением определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) для государственной регистрации документов.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2010 по делу N А07-6138/2010 решение Инспекции от 29.01.2010 об отказе в государственной регистрации общества "Лэйсян" признано недействительным как несоответствующее требованиям статьи 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. На Инспекцию возложена обязанность внести в ЕГРЮЛ сведения о составлении обществом "Лэйсян" промежуточного ликвидационного баланса. Во исполнение данного судебного акта Инспекцией 24.11.2010 принято решение и внесена регистрационная запись N 2100261019516 о составлении обществом промежуточного ликвидационного баланса (л.д.7 т. 3).
29.11.2010 Инспекцией в адрес ликвидатора общества "Лэйсян" направлено требование о включении в реестр кредиторов задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 389 651 руб. 46 коп. (л.д. 15-17 т.1).
Полагая незаконными действия ликвидатора по невключению суммы задолженности перед бюджетом в ликвидационный баланс, Инспекция обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обществом "Лэйсян" соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2010 по делу N А07-6138/2010 и имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Исследовав и оценив представленные доказательства, проверив доводы жалобы, апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Пунктом 3 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Порядок ликвидации юридического лица регламентирован статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации при ликвидации юридического лица требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды удовлетворяются в составе третьей очереди.
В силу статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2010 по делу N А07-6138/2010 установлено, что налоговым органом как кредитором по обязательным платежам не соблюден установленный статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок предъявления требований к ликвидируемому должнику; направление обществу актов сверки задолженности не является предъявлением требования к должнику в порядке статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Установленные судом обстоятельства имеют в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для настоящего дела и не подлежат доказыванию вновь, на что правильно указано судом первой инстанции.
Таким образом, в представленный на государственную регистрацию ликвидационный баланс ликвидатором правомерно не включены сведения о наличии задолженности по уплате налоговых платежей.
Принимая во внимание изложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что Инспекция направляла в адрес общества "Лэйсян" документы об уплате задолженности перед бюджетом и, следовательно, ликвидатор знал об этой задолженности и должен был включить её в реестр кредиторов, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как справка о расчете налогов, пеней, санкций, требование об их уплате, а также акты сверки расчетов по налогам, сборам, штрафам, на которые ссылается Инспекция, доказательствами предъявления требований к ликвидируемому должнику в установленном законом порядке не являются.
С учетом изложенного, основания для квалификации действий ликвидатора общества "Лэйсян" Галимова И.И. как неправомерных, удовлетворении иска в указанной части отсутствуют.
Согласно пункту 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Между тем судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что требование Инспекции о включении её требования в реестр кредиторов от 29.11.2010, а также настоящий иск заявлены Инспекцией после утверждения ликвидационного баланса 14.01.2010 (л.д.19-29 т.3).
Также суд обоснованно указал, что представленные Инспекцией документы являются формой оперативного учета, не могут быть приняты судом в качестве доказательств наличия задолженности общества "Лэйсян" по обязательным платежам в заявленной сумме.
Оснований для применения пункта 5 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации апелляционный суд не усматривает, так как наличие и размер задолженности общества "Лэйсян" в бюджет материалами дела не подтверждается, согласно данным ликвидационного баланса имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок, общество "Лэйсян" не имеет.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что нормы материального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, таких нарушений норм процессуального права, которые в силу части четвертой статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влекут безусловную отмену судебного акта, судом не допущено, в связи с чем обжалуемое решение подлежит оставлению в силе.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины по настоящей апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.04.2011 по делу N А07-21864/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья |
С.Д. Ершова |
Судьи |
С.А. Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-21864/2010
Истец: Межрайонная ИФНС России N 25 по Республике Башкортостан, МИФНС России N 25 по РБ
Ответчик: Ликвидатор ООО "Лэйсян" Галимов И. И.
Третье лицо: ООО "Лэйсян"
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6012/11