город Ростов-на-Дону |
дело N А32-36463/2010 |
20 июля 2011 г. |
15АП-6454/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Л.А. Захаровой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лыковой В.А.
при участии:
от общества: представителя по доверенности Заика С.Ю. (доверенность от 11.01.11г. сроком действия 1 год),
от управления: главного специалиста-эксперта Бибика М.А. (доверенность от 11.01.11г. N 01-2-5/17, сроком до 31.12.11г., удостоверение N 0849 сроком до 12.08.13г.);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ландшафт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2011 по делу N А32-36463/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ландшафт"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и республике Адыгея
о признании незаконным и отмене постановления,
принятое в составе судьи Гонзуса И.П.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ландшафт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и республике Адыгея (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 06.12.10г. N Р1-3-26/405 о привлечении к административной ответственности по ст. 10.14 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30000 руб.
Решением суда от 12.05.11г. обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 10.14 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что основания для ответственности общества не наступили, так как не установлено, каким именно государственным стандартам не соответствуют саженцы, ввезённые обществом на территорию Российской Федерации.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель общества поддержал изложенные в апелляционной жалобы доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Представитель управления возражал против отмены решения суда первой инстанции, сославшись на доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу. Дополнительно пояснил, что документ, подтверждающий аннулирование сертификата соответствия от 18.11.10г. отсутствует.
Суд обозрел, представленные представителем управления подлинные материалы дела об административном правонарушении.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей общества и управления, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением 22.11.10 в 14-30 выявлен факт ввоза обществом на территорию Российской Федерации партии саженцев в количестве 6650 шт. итальянского происхождения без документов удостоверяющих их сортовое и посадочное качество. По морфологическим признакам и сопроводительным документам ввезены саженцы яблони. Действиями общества нарушена ст. 33 Федерального закона от 17.12.97 N 149-ФЗ "О семеноводстве" (далее - Закон N 149-ФЗ).
25.11.10 по факту выявленного нарушения фитосанитарного законодательства, должностным лицом управления, в присутствии законного представителя общества Праля И.И. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N Р1-3-26/405, в котором действия общества квалифицированы по ст. 10.14 КоАП РФ. Протокол подписан должностным лицом управления. От подписи протокола законный представитель общества Праля И.И. отказался, о чем имеется соответствующая запись в протоколе.
25.11.10 определением управления рассмотрение материалов административного дела назначено на 06.12.10 в 10-00. Копия определения 25.11.10 под роспись вручена директору общества Праля И.И.
06.12.10 начальником управления Куликовым А.Г., в присутствии законного представителя общества Праля И.И., рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, в результате чего вынесено оспариваемое постановление N Р1-3-26/405 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 10.14 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 30000 руб. Копия постановления под роспись вручена директору общества Праля И.И.
Не согласившись с вынесенным постановлением общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что в постановление управления подлежало отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Закона N 149-ФЗ сортовые качества семян - совокупность признаков, характеризующих принадлежность семян к определенному сорт у сельскохозяйственных растений.
Посевные качества семян - совокупность признаков, характеризующих пригодность семян для посева (посадки).
Статьей 28 Закона N 149-ФЗ предусмотрено, что партии семян, предназначенных для реализации, должны иметь сертификаты, удостоверяющие сортовые и посевные качества семян.
По заявкам производителей семян данные сертификаты выдаются и на партии семян, предназначенных для собственных нужд их производителей.
Партии семян, предназначенных для вывоза из Российской Федерации, должны иметь сертификаты в соответствии с нормами международного права.
Выдача сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян, осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями.
Порядок проведения сертификации семян определяется специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.12.99 N 859 утверждено Положение о порядке проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений (далее - Положение).
На основании статьи 30 Закона N 149-ФЗ допускается оборот партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, при наличии сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества таких семян, а также фитосанитарных сертификатов, выданных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 33 Закона N 149-ФЗ предусмотрено, что ввоз в Российскую Федерацию партий семян допускается в случае, если на партии семян оформлены документы, удостоверяющие их сортовые и посевные качества, и если указанные партии семян соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Ввезенные в Российскую Федерацию партии семян подлежат семенному контролю и фитосанитарному контролю.
Контроль за ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации партий семян осуществляют специально уполномоченный федеральный орган управления сельским хозяйством и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок ввоза в Российскую Федерацию и порядок вывоза из Российской Федерации партий семян устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что сертификат - документ, выданный по правилам Системы сертификации семян, удостоверяющий посевные качества семян и подтверждающий их соответствие требованиям государственных и отраслевых стандартов, другой нормативной документации.
Сертификат сортовой идентификации - документ, выданный на основании проведенной апробации сортовых посевов (посадок) и удостоверяющий сортовую чистоту или сортовую типичность растений.
Согласно статье 10.14 КоАП РФ ввоз на территорию Российской Федерации не соответствующих требованиям государственных стандартов партий семян без документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества, партий семян в незатаренном состоянии (насыпью), обработанных химическими и биологическими препаратами, либо допущенных к использованию партий семян, сорта которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений, за исключением партий семян, предназначенных для научных исследований, государственных испытаний, производства семян для вывоза из Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по ст. 10.14 КоАП РФ за нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений, выразившееся во ввозе обществом на территорию Российской Федерации партии саженцев без документов, удостоверяющих их сортовые и посадочные качества.
Между тем, ст. 10.14 КоАП РФ не предусмотрено административной ответственности за ввоз территорию Российской Федерации семян без документов, удостоверяющих их сортовые и посадочные качества.
Статьёй 10.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за: "ввоз на территорию Российской Федерации не соответствующих требованиям государственных стандартов партий семян без документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества".
Таким образом, исходя из буквального толкования диспозиции ст. 10.14 КоАП РФ, ввоз на территорию Российской Федерации семян без документов, удостоверяющих их сортовые и посадочные качества, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 10.14 КоАП РФ, только в том случае, если семена, ввозимые на территорию Российской Федерации семян без документов, удостоверяющих их сортовые и посадочные качества, так же не соответствуют требованиям государственных стандартов.
Соответственно, для привлечения к административной ответственности по данной норме за указанное правонарушение административный орган обязан установить и доказать наличие в действиях привлекаемого к административной ответственности двух обязательных элементов объективной стороны состава правонарушения:
1) несоответствие ввозимой на территорию Российской Федерации партии
семян требованиям государственных стандартов;
2) ввоз партии семян на территорию Российской Федерации без документов, удостоверяющих их сортовые и посадочные качества (одновременно с необходимость наличия этих документов).
Ввоз партии семян на территорию Российской Федерации без документов, удостоверяющих их сортовые и посадочные качества в случае, если эти смена соответствуют требованиям государственных стандартов, не образует объективной стороны административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 10.14 КоАП РФ.
При привлечении к административной ответственности административный орган обязан располагать надлежащими доказательствами несоответствия ввозимой территорию Российской Федерации партии семян без документов, удостоверяющих их сортовые и посадочные качества, требованиям государственных стандартов.
Как верно установлено судом первой инстанции, управление доказало наличие одного из двух указанных выше обязательных элементов состава правонарушения -ввоз обществом на территорию Российской Федерации партии саженцев в количестве 6650 шт. итальянского происхождения без документов, удостоверяющих их сортовые и посадочные качества. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела об административном правонарушении и обществом не оспаривается.
Дополнительно изучив материалы арбитражного дела, а так же материалы возбуждённого управлением в отношении общества дела об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции не нашёл в них доказательств того, что управление при привлечении общества к административной ответственности так же установило наличие второго из двух указанных выше обязательных элементов состава правонарушения - несоответствие ввозимой на территорию Российской Федерации партии саженцев требованиям государственных стандартов.
Так, требования к саженцам плодовых деревьев (управлением при осмотре саженцев установлено, что по морфологическим признакам - это саженцы яблони сорта "Голден Делишес") установлены ГОСТ Р 53135-2008 "Посадочный материал плодовых, ягодных, субтропических, орехоплодных, цитрусовых культур и чая. Технические условия".
Обозрев в судебном заседании подлинные материалы дела об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции так же установил, что управлением в ходе проведения проверки не исследовался вопрос соответствия или несоответствия ввезённых обществом саженцев требованиям ГОСТ Р 53135-2008 и иных государственных стандартов.
Из этого следует, что на дату принятия управлением постановления о привлечении общества к административной ответственности по ст. 10.14 КоАП РФ за ввоз на территорию России партий саженцев без документов, удостоверяющих их сортовые и посадочные качества, управление не располагало доказательствами наличия второго обязательного условия для привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 10.14 КоАП РФ - доказательствами несоответствия этих саженцев требованиям ГОСТ Р 53135-2008, иных государственных стандартов.
Следовательно, у управления не имелось достаточных оснований для привлечения общества оспариваемым постановлением к административной ответственности по ст. 10.14 КоАП РФ.
Кроме того, до привлечения к административной ответственности оспариваемым постановлением, общество предоставляло управлению сертификат соответствия от 18.11.10г., выданный филиалом ФГУ "Россельхозцентра", в котором указано, что ввезённые обществом саженцы соответствуют требованиям ГОСТ Р 53135-2008. (л.д. 9).
Довод управления о том, что этот сертификат аннулирован, документально не подтвердился.
Суд так же отклоняет как неосновательный довод управления о недействительности указанного сертификата соответствия, основанный на том, что этот сертификат выдан до даты ввоза саженцев на территорию Российской Федерации: сертификат выдан 18.11.10г., а извещение о прибытии саженцев на территорию России датировано 22.11.10г.
Изучив данный сертификат, суд апелляционной инстанции установил, что 18.11.10г. - это не дата выдачи сертификата а срок его действия (т.1, л.д. 9). Действующими подзаконными актами допускается выдача сертификатов соответствия со сроком действия ранее даты их выдачи.
На этом же сертификате указано, что он выдан на основании акта пробации N 16 от 23.11.10г. и протокола испытаний от 23.11.10г. (л.д. 10).
Учитывая, что извещение о прибытии саженцев, на который выдан названный сертификат, датировано 22.11.10г., оснований для сомнений в достоверности сертификата и в том, что выдавший его орган не проводил исследования саженцев, не имеется.
Основываясь на изложенном суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что управление не доказало наличия одного из обязательных элементов объективной стороны вмененного в вину обществу правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 1014 КоАП РФ. То есть, фактически управление не доказало наличия всез установленных ст. 10.14 КоАП РФ оснований для привлечения общества к административной ответственности оспариваемым в деле постановлением.
Частью 2 ст. 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В связи с этим оспариваемое обществом постановление подлежало признанию незаконным и отмене.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции, которым постановление управления признано законным, подлежит отмене. Апелляционная жалоба общества удовлетворяется. Постановление управления N Р1-3-26/405 от 06.12.10 признаётся судом апелляционной инстанции незаконным и отменяется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края отменить. Признать незаконным и отменить постановление Темрюкского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора N Р1-3-26/405 от 06.12.2010 г.. о привлечении ООО "Ландшафт" к административной ответственности по ст. 10.14 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36463/2010
Истец: ООО "Ландшафт"
Ответчик: Упр Россельхознадзора, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея