город Омск
21 июля 2011 г. |
Дело N А46-5278/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Миковой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4393/2011) общества с ограниченной ответственностью "Омскликерводка - Сибирь" на решение Арбитражного суда Омской области от 19.05.2011 по делу N А46-5278/2011 (судья Яркова С.В.), по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (ОГРН 1095406025428) (далее - административный орган, МРУ Росалкогольрегулирования по СФО) к обществу с ограниченной ответственностью "Омскликерводка - Сибирь" (ОГРН 1045504036258, ИНН 5503085144) (далее - ООО "Омскликерводка - Сибирь")
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО "Омскликерводка-Сибирь" - Келлер Ю.В. (паспорт, доверенность Исх. N 1 от 11.01.2011 сроком действия до 31.12.2012);
от МРУ Росалкогольрегулирования по СФО - Петрищенко И.С. (удостоверение, доверенность от 02.08.2010 сроком действия на 3 года),
установил:
Решением от 19.05.2011 по делу N А46-5278/2011 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования МРУ Росалкогольрегулирования по СФО, привлек ООО "Омскликерводка-Сибирь" к административной ответственности, предусмотренной статьёй 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб.; конфисковал согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 21.02.2011 N 6-01-06/04-25/74 алкогольную продукцию, не соответствующую государственным стандартам, водку "Боярская власть", креп. 40%, дата изготовления 02.06.2008 в количестве 3 100 бутылок, настойку горькую "Вишня на водке", 40%, дата изготовления 27.05.2008 в количестве 6 820 бутылок.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на то, что обществом предпринимались меры к недопущению административного правонарушения, что не было учтено судом первой инстанции.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Общества административный орган выразил свое несогласие с доводами подателя жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
В судебном заседании представитель ООО "Омскликерводка-Сибирь" поддержала требования, изложенные в апелляционной жалобе, просила отменить решение Арбитражного суда Омской области от 19.05.2011 по делу N А46-5278/2011 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель МРУ Росалкогольрегулирования по СФО поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
ООО "Омскликерводка-Сибирь" зарегистрировано в качестве юридического лица 06.12.2004 Инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г.Омска, о чём в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о присвоении обществу основного государственного регистрационного номера 1045504036258, ИНН 5503085144.
Федеральной налоговой службой Российской Федерации ООО "Омскликерводка-Сибирь" была выдана Лицензия серии Б N 085753 (регистрационный номер 2019 от 17.08.2006) на осуществление производства, хранения и поставки произведённых спиртных напитков (водки, ликёроводочных изделий), со сроком действия до 17.08.2011.
В период с 14.02.2011 по 24.02.2011 включительно должностными лицами административного органа по адресу осуществления деятельности юридического лица была проведена выездная проверка с целью государственного контроля за производством, хранением и поставками произведённых спиртных напитков (водки, ликёроводочных изделий), а также за соблюдением Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
По результатам контрольных мероприятий был составлен акт от 24.02.2011 N 06-03-36/18 (П), в котором зафиксированы следующие обстоятельства.
В ходе проведения осмотра складских помещений и находящихся там вещей и документов, принадлежащих ООО "Омскликерводка-Сибирь", расположенных по адресу: город Омск, улица 22 Партсъезда, дом 51-б, наряду с качественной алкогольной продукцией, была обнаружена алкогольная продукция с признаками несоответствия требованиям пункта 4.2.2 ГОСТ Р 51355-99 "Водки и водки особые. Общие технические условия" (наличие посторонних включений и осадка в водке) и пункт 5.1.2 ГОСТ Р 52192-2003 "Изделия ликёроводочные. Общие технические условия" (наличие осадка в горькой настойке):
- водка "Боярская власть" 0,5 л., 40%, дата розлива 02.06.2008 в количестве 3 104 бутылок;
- настойка горькая "Вишня на водке" 0,5 л., 40%, дата розлива 27.05.2008 в количестве 6 824 бутылок.
Указанные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра от 21.02.2011 N 6-01-06/04-25/74, Акте проверки от 24.02.2011 N 6-03-36/18 (П).
По данному факту 21.02.2011 было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по статье 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках административного расследования произведено изъятие (отбор) проб и образцов указанной алкогольной продукции, произведённой ООО "Омскликерводка-Сибирь", которые направлены на экспертизу в Федеральное государственное учреждение "Новосибирский ЦСМ" на соответствие водки "Боярская власть" требованиям ГОСТ Р51355-99 "Водки и водки особые. Общие технические условия" и настойки горькой "Вишня на водке" требованиям ГОСТ Р 52192-2003 "Изделия ликёроводочные. Общие технические условия".
Протоколом ареста товаров и иных вещей от 21.02.2011 N 6-01-06/04-25/74 на указанную выше алкогольную продукцию был наложен арест.
В соответствии с заключениями эксперта по стандартизации Федерального государственного учреждения "Новосибирский ЦСМ" Бахман С.Ю. от 16.03.2011 N 66/30/1340 и 66/30/1341 по результатам испытаний (протокол от 15.03.2011 N 1277) установлено, что водка "Боярская власть" дата розлива 02.06.2008 не соответствует требованиям пункта 4.2.2 ГОСТ Р51355-99 "Водки и водки особые. Общие технические условия" по органолептическим показателям - наличию осадка, посторонних включений; настойка горькая "Вишня на водке" дата розлива 27.05.2008 не соответствует требования пункта 5.1.2 ГОСТ Р 52192-2003 "Изделия ликёроводочные. Общие технические условия" по органолептическим показателям - наличию осадка.
По результатам проверки должностным лицом Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу 05.04.2011 составлен протокол N 6-01-06/04-25/74-ю об административном правонарушении.
На основании указанного протокола заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области с требованием о привлечении ООО "Омскликерводка-Сибирь" к административной ответственности.
19.05.2011 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.
Объектом правонарушения, определённого данной нормой, является здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Требования к производству и обороту указанной продукции определены в государственных стандартах, санитарных правилах и гигиенических нормативах.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет несоблюдение государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов при обороте названной продукции.
Согласно статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведённого из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объёма готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино); водка представляет собой спиртной напиток, который произведён на основе этилового спирта, произведённого из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56 процентов объёма готовой продукции.
В пункте 16 статьи 2 указанного Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ содержится понятие оборота алкогольной продукции, под которым следует понимать её закупку, поставку, хранение и розничную продажу.
Пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведённого из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объёма готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино).
На основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" требования к качеству пищевых продуктов, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытании устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности продуктов при проверке таких продуктов.
В соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно требованиям пункта 4.2.2 ГОСТ Р51355-99 "Водки и водки особые. Общие технические условия", утверждённого Приказом Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 22.11.1999 N 416-ст, водки и особые водки должны быть прозрачными, без осадка и посторонних включений.
Пунктом 5.1.2 ГОСТ Р 52192-2003 "Изделия ликёроводочные. Общие технические условия" предусмотрено, что по внешнему виду ликёроводочные изделия должны быть прозрачными (за исключением непрозрачных слабоградусных напитков) и без осадка. Допускается наличие в бутылках с изделием отдельных частей растений, плодов и ягод, предусмотренных рецептурой, и образование мутной капли, наблюдаемой при переворачивании бутылки с ликёроводочным изделием и исчезающей при взбалтывании.
Согласно экспертным заключениям от 16.03.2011 N 66/30/1340 и 66/30/1341 в водке "Боярская власть" 0,5 л., 40%, дата розлива 02.06.2008 обнаружен осадок и посторонние включения, в настойке горькой "Вишня на водке" 0,5 л., 40%, дата розлива 27.05.2008 - осадок.
Статьёй 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ установлен перечень оснований для изъятия из незаконного оборота алкогольной продукции. Одним из таких оснований является оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам. В силу положений этой нормы оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствия государственным стандартам является незаконным.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом представлены достаточные доказательства совершения заинтересованным лицом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что признается судом апелляционной инстанции правомерным.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что обществом предпринимались меры к недопущению административного правонарушения, но это не было учтено судом первой инстанции, так как данные меры стали производится с момента начала проверки, а не заблаговременно, факт оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствия государственным стандартам на момент начала проверки подтвержден материалами дела.
Приведенные обществом обстоятельства могут быть учет6ны при назначении наказания в качестве смягчающих.
В данном случае административное наказание судом первой иснтанции назначено в минимальном размере, предусмотренном вменяемой в вину статьей.
При названных обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу о доказанности материалами дела факта совершения Обществом правонарушения, предусмотренного статьей 6.14 КоАП РФ, о чем правомерно указал суд первой инстанции в своем решении.
Таким образом, судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен, выводы суда первой инстанции законны и обоснованны.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 (270), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 19.05.2011 г. по делу N А46-5278/2011- оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Омскликерводка - Сибирь"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5278/2011
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу
Ответчик: ООО "Омскликерводка - Сибирь"
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4393/11