г. Санкт-Петербург
21 июля 2011 г. |
Дело N А56-5161/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Г. Савицкой, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А. Алыбиной
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9772/2011) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2011 по делу N А56-5161/2011 (судья Хохлов Д.В.), принятое
по иску (заявлению) 1) ООО "Стронг", 2) Санкт-Петербургское государственное учреждение "Управление инвестиций", 3) Комитет по строительству Санкт-Петербурга, 4) Правительство Санкт-Петербурга
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-и лица: 1) ООО "Концерн "Питер", 2) ООО "Ямса"
о признании недействительным решения и предписания от 03.11.2010 по делу N К03-207/10
при участии:
от истца (заявителя): 1) предст. Романова О.Е. - доверенность от 01.01.2011; 2) предст. Левых Е.А. - доверенность N 2/03 от 30.12.2010;
3) предст. Герр Н.С. - доверенность N 16-13456/10-исх от 28.12.2010;
4) предст. Герр Н.С. - доверенность N 07-125/12 от 11.01.2011
от ответчика (должника): предст. Рустамова А.Г. - доверенность N ОВ/3174 от 30.03.2011
от 3-х лиц: 1) предст. Беркольцев И.О. - доверенность N 05 от 12.01.2011; предст. Шевченко В.Ф. - доверенность N 389 от 13.07.2011;
2) предст. Афоньков М.С. - доверенность от 14.04.2011
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стронг" (место нахождения: 198095, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, дом 120, ОГРН 1057811751018), Санкт-Петербургское государственное учреждение "Управление инвестиций" (место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, пер. Пирогова, 5/76), Комитет по строительству Санкт-Петербурга (место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76), Правительство Санкт-Петербурга (место нахождения: 190060, Санкт-Петербург, Смольный) обратились в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлениями о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 7-9) (далее - Управление, Санкт-Петербургское УФАС) от 03.11.2010 по делу N К03-207/10.
Определением от 14.03.2011 дела N А56-5161/2011, А56-5747/2011, А56-4601/2011 и А56-4500/2011 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А56-5161/2011.
Определением суда от 14.03.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Ямса" (место нахождения: 194017, Санкт-Петербург, Удельный пр., д. 2а) и общество с ограниченной ответственностью "Концерн Питер" (место нахождения: 190031, Санкт-Петербург, ул. Ефимова, д. 3).
Решением от 11.04.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 11.04.2011, Санкт-Петербургское УФАС обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявлений ООО "Стронг", СПбГУ "Управление инвестиций", Комитета по строительству и Правительства Санкт-Петербурга, полагая, что судом неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены и истолкованы нормы материального права. По мнению подателя жалобы, антимонопольным органом доказано, что действия Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по строительству и СПбГУ "Управление инвестиций" при предоставлении спорных земельных участков в аренду привели к недопущению конкуренции на рынке инвестиционно-строительных работ и правомерно квалифицированы Санкт-Петербургским УФАС по части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, представители ООО "Ямса" и ООО "Концерн "Питер" согласились с позицией Управления. Представители ООО "Стронг", СПбГУ "Управление инвестиций" (представлен письменный отзыв), Комитета по строительству и Правительства Санкт-Петербурга (представлен письменный отзыв) доводы жалобы отклонили, просили оставить в силе обжалуемое решение суда первой инстанции, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 30.07.2008 ООО "Ямса" подало в СПбГУ "Управление инвестиций" заявление о предоставлении для реконструкции/завершения строительства объекта недвижимости - нежилое здание площадью 850 кв. м. по адресу: Санкт-Петербург, Удельный пр., д. 2А, лит. В под торговлю; потребность в земельных ресурсах - 1634 кв.м. Указанное заявление не было рассмотрено СПбГУ "Управление инвестиций" по установленной процедуре. Индивидуальный реестровый номер инвестиционного проекта не присвоен.
26.03.2009 в СПбГУ "Управление инвестиций" поступило заявление ООО "Концерн "Питер" о предоставлении земельного участка для строительства сельскохозяйственного универсального рынка по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский р-он, Удельный пр., д. 2, площадью 10200 кв.м. Индивидуальный реестровый номер инвестиционного проекта 560-ННН-01.
31.07.2009 с заявлением в СПбГУ "Управление инвестиций" о предоставлении земельного участка для строительства торговых павильонов по адресу: Выборгский р-н, территория, прилегающая к зданию ж/д станции "Удельная" по Удельному пр. от Скобелевского пр. и вдоль здания станции метро "Удельная", площадью 11390 кв.м. обратилось ООО "Стронг". Индивидуальный реестровый номер инвестиционного проекта 560-ННН-01.
12.08.2009 ООО "Ямса" подало в СПбГУ "Управление инвестиций" два заявления о предоставлении земельных участков по адресам: 1) Санкт-Петербург, Удельный пр., д. 2, литера Б, Ж для строительства нежилого 2-этажного здания под культурно-бытовой комплекс, потребность в земельных ресурсах 520 кв.м; 2) Санкт-Петербург, Удельный пр., д. 2, литера В, Д для строительства нежилого 2-этажного здания под культурно-бытовой комплекс, потребность в земельных ресурсах 820 кв.м. Индивидуальный реестровый номер инвестиционного проекта 560-ННН-01.
По результатам рассмотрения заявлений ООО "Концерн "Питер" от 26.03.2009 и ООО "Ямса" от 12.08.2009 СПбГУ "Управление инвестиций" составлены сводные заключения N 4/11122/09 от 15.07.2009 и N 4/11122/09 от 16.07.2009, содержание которых идентично. В заключении содержится информация о том, что заявления подлежат дальнейшему рассмотрению в соответствии с разделом 3 Постановления N 1592, при условии получения согласия ГУП "Водоканал Санкт-Петербург", собственников квартир и ОАО "Витабанк" на реализацию проекта; указано на необходимость выполнения проекта планировки и проекта межевания территории в границах, определенных Комитетом по градостроительству и архитектуре, а также на возможность в отношении данного объекта недвижимости подготовки документации для проведения торгов в установленном действующим законодательством порядке.
ООО "Ямса" в соответствии с заключением Комитета по градостроительству и архитектуре от 23.04.2009 N 1-1-19960/5, на основании распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре от 14.08.2009 N 2845 начало подготовку проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной Скобелевским пр., Удельным пр., створом Заславской ул., границей полосы отвода Октябрьской железной дороги, в Выборгском районе Санкт-Петербурга.
По обращениям СПбГУ "Управление инвестиций" от 06.05.2009 N 9/7672/09, от 16.10.2009 N 9/16064/09 Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли письмом от 22.05.2009 N 09/7695 согласовал проведение изыскательских работ ООО "Концерн "Питер" по адресу: Удельный пр., д. 2 (участки 1,2) с целью проектирования и строительства универсального розничного рынка; письмом от 11.12.2009 N 09/19821 согласовал проведение изыскательских работ по адресу: Санкт-Петербург, территория, прилегающая к ж/д станции "Удельная" по Удельному пр. от Скобелевского пр. и вдоль здания станции метро "Удельная" с целью проектирования и строительства торгового комплекса (объекта розничной торговли).
До подачи заявления ООО "Концерн "Питер" в ГУ "Управление инвестиций", администрацией Выборгского района в адрес Губернатора Санкт-Петербурга направлено письмо от 17.03.2009 N 13-1381/09 о целевом предоставлении ООО "Концерн "Питер" земельного участка по адресу: Удельный пр., д. 2, прилегающего к зданию ж/д станции "Удельная" по Удельному пр. от Скобелевского пр. и вдоль здания станции метро "Удельная" с целью строительства сельскохозяйственного универсального рынка. На указанном письме имеется резолюция Губернатора Санкт-Петербурга о принятии решения в установленном порядке.
Письмом от 04.08.2009 N 177/48 ООО "Стронг" обратилось к Губернатору Санкт-Петербурга с просьбой предоставить целевым назначением земельный участок по адресу: территория, прилегающая к зданию ж/д станции "Удельная" по Удельному пр. от Скобелевского пр. и вдоль здания станции метро "Удельная" для проведения изыскательских работ в целях определения возможности проектирования и строительства торговых комплексов. На указанном письме имеется резолюция Губернатора Санкт-Петербурга о принятии решения в установленном порядке.
07.07.2009 в Комитете по строительству Санкт-Петербурга состоялось совещание по вопросу подготовки проектов постановлений Правительства Санкт-Петербурга, на котором был рассмотрен вопрос о проведении изыскательских работ на земельных участках по адресам: Выборгский район, Удельный пр., участок 1 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.), участок 2 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.), инвестором ООО "Концерн "Питер" (вопрос N 7, протокол от 07.07.2009 N 253). Из текста протокола следует, что на совещании рассматривалось инвестиционное предложение ООО "Концерн "Питер". Инвестиционное предложение ООО "Ямса" от 30.07.2008, подавшего в СПбГУ "Управление инвестиций" заявление о предоставлении для реконструкции/завершения строительства объекта недвижимости под торговлю, на совещании рассмотрено не было.
В соответствии с протоколом от 07.07.2009 N 253 было принято решение рекомендовать рассмотреть представленный проект постановления Правительства Санкт-Петербурга на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга после присвоения кадастрового номера земельному участку. Инвестор был уведомлен об отсутствии в комплекте документации согласования ГУП "Водоканал Санкт-Петербург" о возможности проведения изыскательских работ и размещения универсального рынка
14.07.2009 ООО "Концерн "Питер" получило недостающее в комплекте документации согласование ГУП "Водоканал Санкт-Петербург" (письмо N 08-07-2354/09). Обществом проведен кадастровый учет земельных участков: кадастровый паспорт земельного участка 1 от 03.09.2009 N 13074, кадастровый номер 78:36:5330:11; кадастровый паспорт земельного участка 2 от 18.08.2009 N 12561, кадастровый номер 78:36:5330:10.
На обращение ООО "Концерн "Питер" от 07.09.2009 N 662 в адрес Комитета по строительству Санкт-Петербурга о сроках рассмотрения вопроса о предоставлении земельных участков для проведения изыскательских работ Комитет в письме от 21.09.2009 N 14-10451/09 указал, что в связи с поручением Губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко о целевом предоставлении данных земельных участков ООО "Стронг" для строительства торгового комплекса, предоставление испрашиваемых земельных участков ООО "Концерн "Питер" в аренду для проведения изыскательских работ не представляется возможным.
В отсутствие заключения ГУ "Управление инвестиций" о соответствии документации, необходимой для предоставления объекта недвижимости, подготовленного в соответствии с пунктом 1.6.3. Постановления N 1592, 15.12.2009 в Комитете по строительству Санкт-Петербурга состоялось совещание по вопросу подготовки проектов постановлений Правительства Санкт-Петербурга, на котором был рассмотрен вопрос о проведении изыскательских работ на земельных участках по адресам: Выборгский район, Удельный пр., участок 1 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.), участок 2 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.), инвестор ООО "Стронг" (вопрос N 15, протокол от 15.12.2009 N 276). Из текста протокола следует, что на совещании рассматривалось инвестиционное предложение ООО "Стронг", инвестиционные предложения ООО "Концерн "Питер" от 26.03.2009, ООО "Ямса" от 30.07.2008, от 12.08.2009, подавших в СПбГУ "Управление инвестиций" заявления о предоставлении рассматриваемых земельных участков для строительства, на совещании рассмотрены не были.
В соответствии с протоколом от 15.12.2009 N 276 было принято решение рекомендовать рассмотреть представленный проект постановления Правительства Санкт-Петербурга на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга с учетом доработки комплекта документации.
17.12.2009 состоялось совещание с участием вице-губернатора Р.Е. Филимонова по вопросу согласования проектов постановлений, подготовленных для рассмотрения на заседании Правительства Санкт-Петербурга, на которое Комитетом по строительству был представлен на согласование проект постановления Правительства Санкт-Петербурга "О проведении изыскательских работ на земельных участках, расположенных по адресам: Выборгский район, Удельный пр., участки 1-2 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.)", инвестор - ООО "Стронг" (вопрос N 13, протокол от 17.12.2009 N 274).
На данном совещании в присутствии представителей Комитета по строительству и СПбГУ "Управление инвестиций" было принято решение о согласовании представленного проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга (протокол от 17.12.2009 N 274).
На заседании Правительства Санкт-Петербурга, состоявшемся 23.03.2010, было принято постановление N 287, которым ООО "Стронг" предоставлено право аренды земельных участков по адресам: Выборгский район, Удельный пр., участок 1 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.) площадью 1804 кв.м, кадастровый N 78:36:5330:11, участок 2 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.) площадью 1580 кв.м. кадастровый N 78:36:5330:10 для проведения изыскательских работ в целях определения возможности проектирования и строительства объекта розничной торговли (торговый комплекс).
Полагая, что действия органов исполнительной власти Санкт-Петербурга по предоставлению ООО "Стронг" в аренду земельных участков для проведения изыскательских работ нарушают антимонопольное законодательство, создавая неравные условия деятельности на товарном рынке отдельному хозяйствующему субъекту, ООО "Ямса" обратилось в Управление с жалобой.
На основе анализа собранных по делу доказательств Управление пришло к выводу о том, что ООО "Стронг", ООО "Ямса" и ООО "Концерн "Питер", являясь инвесторами, находились в отношениях прямой конкуренции за право аренды одних и тех же земельных участков для использования их с одинаковой целью - строительство объектов торговли. Оценив процедуру согласования государственными органами власти решения о целевом предоставлении земельного участка ООО "Стронг" при наличии заявок от ООО "Ямса" и ООО "Концерн "Питер", Управление сделало вывод о том, что действиями органов исполнительной власти Санкт-Петербурга созданы неравные условия конкурирующим хозяйствующим субъектам на рынке инвестиционно-строительных услуг.
Решением Управления от 03.11.2010 по делу N К03-207/10 в действиях Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по строительству, а также СПбГУ "Управление инвестиций" признано нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в недопущении конкуренции на рынке инвестиционно-строительных услуг (работ) при предоставлении земельных участков по адресам:
- Выборгский район, Удельный пр., участок 1 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.) площадью 1 804 кв.м, кадастровый номер 78:36:5330:11;
- Выборгский район, Удельный пр., участок 2 юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.) площадью 1 580 кв.м, кадастровый номер 78:36:5330:10
для проведения изыскательских работ без проведения торгов, путем принятия постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2010 N 287.
На основании данного решения Управление выдало органам исполнительной власти Санкт-Петербурга предписание от 03.11.2011 об устранении нарушений антимонопольного законодательства путем совершения действий в соответствии с полномочиями каждого государственного органа и организации, направленных на обеспечение конкуренции, для чего:
- в срок до 31 декабря 2010 года отменить постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2010 N 287 "О проведении изыскательских работ на земельных участках, расположенных по адресам: Выборгский район, Удельный пр., участки 1-2 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.)";
- в срок до 1 мая 2011 года провести торги на право заключения договора аренды земельных участков, предоставляемых в целях подготовки документации по планировке территории и разработки проектной документации или провести конкурс на право заключения договора на разработку документации для проведения торгов по предоставлению объектов недвижимости - земельных участков, для строительства и реконструкции по адресам:
- Выборгский район, Удельный пр., участок 1 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.) площадью 1 804 кв.м, кадастровый номер 78:36:5330:11;
- Выборгский район, Удельный пр., участок 2 юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.) площадью 1 580 кв.м, кадастровый номер 78:36:5330:10, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции (в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1592 "Об утверждении Положения о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции");
- провести торги на право заключения договора аренды земельных участков по адресам:
- Выборгский район, Удельный пр., участок 1 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.) площадью 1 804 кв.м, кадастровый номер 78:36:5330:11;
- Выборгский район, Удельный пр., участок 2 юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.) площадью 1 580 кв.м, кадастровый номер 78:36:5330:10, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции.
Посчитав вынесенные Санкт-Петербургским УФАС решение и предписание незаконными, ООО "Стронг", Правительство Санкт-Петербурга Санкт-Петербургское государственное учреждение "Управление инвестиций" и Комитет по строительству Санкт-Петербурга обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании указанных актов недействительными.
Удовлетворяя заявления вышеуказанных лиц, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предоставление земельного участка для проведения изыскательских работ не может повлиять на возможные конкурентные отношения на рынке инвестиционно-строительных услуг, а антимонопольным органом не приведено достаточных оснований и норм, в силу которых действия государственных органов могут быть признаны незаконными.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав и оценив доводы сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда от 11.04.2011 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Понятие "конкуренция" определено пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под товарным рынком понимается сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Как указано в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", для квалификации актов и действий органов власти по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо одновременное наличие двух условий: антимонопольным органом должно быть доказано, что такие акты, действия (бездействия) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и государственным органом не может быть указана конкретная норма закона, в силу которой соответствующие акты, действия (бездействия) могут быть признаны допустимыми.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 10 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, осуществляют субъекты Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (пункт 2 статьи 607 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.
Как указано в пункте пункт 7 статьи 22 ЗК РФ земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования, в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка
Вопросы, связанные с выполнением изыскательских работ, урегулированы статьей 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения:
материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;
материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.
Таким образом, результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.
Вследствие специфики названной деятельности, как правомерно указал суд первой инстанции, предоставление земельного участка для инженерных изысканий не связано с изъятием такого участка из владения других лиц и не влечет обязательную последующую передачу участка для целей строительства.
Поскольку законодатель разделяет понятия "договор аренды земельного участка с целью проведения изыскательских работ" и "договор аренды земельного участка с целью проектирования и строительства" (статьи 22, 30 ЗК РФ, статьи 1, 47, 52 ГСК РФ), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление земельного участка для проведения изыскательских работ не может повлиять на возможные конкурентные отношения на рынке инвестиционно-строительных услуг.
Таким образом, ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни какие-либо иные нормативные правовые акты (в том числе Закон Санкт-Петербурга N 282-43 от 17.06.2004 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга для строительства и реконструкции"), не устанавливают обязанность государственных органов проводить торги на право заключения договоров аренды земельных участков для проведения изыскательских работ при наличии нескольких заявок.
К таким же выводам пришли суды при рассмотрении дела N А56-36070/2010 (решение от 13.11.2010, оставленное без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда), предметом которого явилась проверка законности вынесенного Правительством Санкт-Петербурга постановления от 23.03.2010 N 287 "О проведении изыскательских работ на земельных участках, расположенных по адресам: Выборгский район, Удельный пр., участки 1-2 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.) по заявлению ООО "Ямса". Апелляционный суд в постановлении от 16.02.2011 по данному делу указал, что "договор аренды земельного участка для осуществления изыскательских работ не является актом, который предусмотрен законом в качестве основания для возникновения гражданских прав и обязанностей по аренде земельного участка, а потому и не предоставляет арендатору впоследствии преимущественное право на получение этого земельного участка под строительство объекта недвижимости. Наличие такого договора по смыслу действующего земельного законодательства не исключает необходимости проведения органами публичной власти торгов с целью определения лица, которому соответствующий земельный участок будет предоставлен для строительства".
Выводы судов в отношении законности постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2010 N 287 "О проведении изыскательских работ на земельных участках, расположенных по адресам: Выборгский район, Удельный пр., участки 1-2 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.) как при рассмотрении дела N А56-36070/2010, так и при рассмотрении настоящего дела идентичны, что согласуется с принципом единства и непротиворечивости судебной практики.
При этом следует отметить, что довод Управления о том, что обычной практикой в Санкт-Петербурге является предоставление без конкурса земельного участка под строительство тому же лицу, которое проводило на этом земельном участке изыскательские работы, не подкреплен соответствующими доказательствами и примерами.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Управления о том, что предоставление земельного участка для проведения изыскательских работ целевым назначением при наличии нескольких инвестиционных предложений может повлиять на возможные конкурентные отношения на рынке инвестиционно-строительных услуг.
Ссылка Управления на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, в котором дано разъяснение о том, что право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги в любом случае при наличии нескольких претендентов, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку, как правильно отметил суд, решение по настоящему делу не связано с применением статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок предоставления и выбор земельного участка под строительство, толкование которых дано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10. Порядок предоставления земельного участка для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год установлен статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации и не был предметом исследования Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при вынесении вышеуказанного постановления. Более того, давая толкование положениям статей 30, 31 Земельного кодекса РФ в постановлении N 4224/10 Высший Арбитражный суд РФ в основном уделил внимание необходимости проведения публичных процедур (публичных слушаний, информирование населения), предшествующих выставлению земельного участка на торги. В отношении применения статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, а также порядка предоставления земельного участка для изыскательских работ выводы в постановлении N 4224/10 не содержатся.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал решение Санкт-Петербургского УФАС от 03.11.2010 по делу N К03-207/10, а также вынесенное на основании этого решения предписание, недействительными.
Кроме того, обжалуемое предписание Управления противоречит пункту 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, а также пункту 3.44 Административного регламента, так как не содержит описания действий, адресованных каждому из ответчиков. Напротив, из предписания Санкт-Петербургского УФАС следует, что каждый из ответчиков должен самостоятельно определить какие из действий в рамках своей компетенции ему необходимо совершить, что свидетельствует о несоблюдении принципа конкретности и исполнимости предписания.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия не находит правовых и фактических оснований для отмены решения суда от 11.04.2011 и удовлетворения апелляционной жалобы Санкт-Петербургского УФАС.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 апреля 2011 года по делу N А56-5161/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-5161/2011
Истец: Комитет по строительству Санкт-Петербурга, ООО "Стронг", Правительство Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское ГУ "Управление инвестиций"
Ответчик: Санкт-Петербургское УФАС России, Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Комитет по строительству Санкт-Петербурга, ООО "Концерн "Питер", ООО "ЯМСА", Правительство Санкт-Петербурга, СПбГУ "Управление инвестиций"