г. Киров
14 июля 2011 г. |
Дело N А28-12582/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Хоровой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Злобина С.Е., действующего на основании доверенности от 17.01.2011,
представителя ответчика Бушманова Е.С., действующего на основании доверенности от 11.01.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 15.04.2011 по делу N А28-12582/2010, принятое судом в составе судьи Кононова П.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" (ОГРН 1054316554236, адрес местонахождения: Кировская область, г. Киров, ул Производственная, д. 19)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (ОГРН 1034316517652, адрес местонахождения: Кировская область, г. Киров, ул. К. Либкнехта, д. 69),
о признании недействительными решения и предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" (далее - заявитель, Общество, ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - ответчик, Управление) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кировской области решения от 07.10.2010 по делу N 10/02-10 о признании в действиях заявителя нарушения пунктов 4 и 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон о защите конкуренции), и предписания ответчика от 07.10.2010 N 10/02-10 о прекращении указанных нарушений и об обращении в Региональную службу по тарифам Кировской области для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 15.04.2011 заявленные требования удовлетворены.
Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что ООО "Жилсервис-Плюс" осуществляет часть полномочий по владению распределительным устройством; Общество оказывает услуги по передаче электроэнергии; отношения, связанные с оказанием услуг по передаче электрической энергии, возникли между Обществом и ИП Михеевой А.И.; поскольку к обслуживаемому Обществом распределительному устройству, через которое обеспечивается передача электрической энергии, присоединены электрические сети ИП Михеевой А.И., ИП Алекберова З.С., ООО "Марк", то ООО "Жилсервис-Плюс" относится к сетевым организациям в силу понятия, данного в Федеральном законе об электроэнергетике.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с доводами апелляционной жалобы.
В судебном заседании стороны поддержали свои позиции.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.12.2009 ООО "Жилсервис-Плюс" и общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района города Кирова" (далее - ООО "Управляющая копания Ленинского района"), являющееся управляющей организацией многоквартирного жилого дома N 17 по ул. Солнечная, г. Кирова, заключили договор на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов. По условиям данного договора Общество (Исполнитель) принимает на себя обязательства по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Киров, ул. Солнечная, 17 (пункт 1.1, приложение N 1); договор действует с 01.01.2010 по 31.12.2010. В состав общего имущества многоквартирного дома, переданного в управление ООО "Управляющая копания Ленинского района" входит вводно-распределительное устройство (далее - распределительное устройство, ВРУ) (л.д. 63).
19.03.2010 индивидуальный предприниматель Михеева А.И. (далее - ИП Михеева А.И., Заказчик) и ООО "Жилсервис-Плюс" (Исполнитель) заключили договор на техническое обслуживание эксплуатации ВРУ (л.д. 79) (далее - договор на обслуживание распределительного устройства от 19.03.2010). По условиям данного договора ООО "Жилсервис-Плюс" за плату принимает на себя обязательства по эксплуатации ВРУ для работы оборудования Заказчика в жилом доме по адресу: г. Киров, ул. Солнечная, д. 17 (торговый павильон "Автозапчасти") (пункт 1.1); договор вступает в силу с 19.03.2010 и заключается на 1 год (пункт 4.1).
14.05.2010 ООО "Управляющая копания Ленинского района" (Сетевая организация) и ИП Михеева А.И. (Потребитель) составили акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон по схеме электроснабжения торгового павильона "Шиномонтаж-автозапчпасти" (далее - торговый павильон), расположенного по адресу: г. Киров, ул. Солнечная, д. 17 (л.д. 83-84). В данном акте указано, что техническая возможность присоединения (передачи) заявленной потребителем мощности, согласно техническим условиям, выданным МУП "Горэлектросеть" имеется (пункт 1); границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон являются наконечники питающего кабеля в распределительном устройстве (пункт 4, 5)
25.05.2010 ИП Михеева А.И. (Покупатель) и открытое акционерное общество "Кировэнергосбыт" (Гарантирующий поставщик), заключили договор электроснабжения (л.д. 70-78). По условиям данного договора Грантирующий поставщик обязуется осуществить продажу электрической энергии, а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги (пункт 1.1).
24.06.2010 ИП Михеева А.И. направила в адрес ООО "Жилсервис-Плюс" письмо, в котором указала, что с 24.06.2010 в одностороннем порядке расторгает договор на обслуживание распределительного устройства от 19.03.2010 (л.д. 80).
24.06.2010 ИП Михеева А.И. обратилась в прокуратуру Ленинского района города Кирова с заявлением, в котором указала, что представители ООО "Жилсервис-Плюс" неправомерно отключили торговый павильон, принадлежащий ИП Михеевой А.И., от подачи электроэнергии (л.д. 40).
08.07.2010 прокуратура Ленинского района города Кирова направила в Управление материалы проверки, проведенной по заявлению ИП Михеевой А.И. (л.д. 41).
07.10.2010 Управлением принято решение о признании в действиях ООО "Жилсервис-Плюс" факта нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, выразившегося в экономически и технологически необоснованном прекращении поставки электрической энергии, при наличии спроса на нее, путем прекращения поставки электроэнергии в торговый павильон "Шиномонтаж-Автозапчасти", электроснабжение которого осуществляется через обслуживаемое ООО "Жилсервис-Плюс" распределительное устройство, что имеет своим результатом ущемление интересов ИП Михеевой А.И. (пункт 1); прекращении производства по делу в отношении Общества по факту нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства (пункт 2); признании в действиях Общества факта нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по передаче электрической энергии (пункт 3); выдаче Обществу предписания о прекращении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции (далее - решение Управления от 07.10.2010) (л.д. 10-24).
В этот же день, Управление выдало Обществу предписание N 10/02-10, согласно которому на Общество, возложены обязанности прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по передаче электрической энергии; в тридцатидневный срок со дня получения предписания в установленном порядке обратиться в Региональную службу по тарифам Кировской области для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии (далее - предписание Управления от 07.10.2010) (л.д. 57-58).
Не согласившись решением и предписанием Управления от 07.10.2010, Общество обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконным.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Следовательно, для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.
В силу части 5 статьи 5 Федерального закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в электрическое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (часть 1). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2).
Согласно части 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон об электроэнергетике") определено, что субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности; под услугами по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии) сетевыми организациями являются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Согласно пункту 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Из пункта 2 статьи 23 Федерального закона об электроэнергетике следует, что цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям подлежат государственному регулированию.
Согласно абзацу второму и третьему части первой статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (действовавших на момент принятия Управлением обжалуемых правовых актов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в частности, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на указанные услуги (абзац второй). Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (абзац третий).
Таким образом, субъектом, оказывающим услуги по передаче электрической энергии, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, может быть признан собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется передача электрической энергии потребителям. Указанный субъект обязан обращаться в уполномоченный государственный орган по регулированию тарифов для установления тарифа на оказываемые им услуги по передаче электрической энергии. Сами по себе действия по обслуживанию электрооборудования не могут рассматриваться в качестве услуги по передаче электрической энергии, представляющей собой комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии. Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Материалами дела подтверждено, что ООО "Жилсервис-Плюс" является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Киров, ул. Солнечная, д. 17, и осуществляет содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, в том числе распределительного устройства. Между тем в материалах дела отсутствуют как доказательства того, что Обществу передано право владения электрооборудованием многоквартирного жилого дома, в том числе распределительным устройством, так и доказательства того, что Общество является сетевой организацией и оказывает потребителям электрической энергии, подключенным к распределительному устройству, в том числе ИП Михеевой А.И., услуги по ее передаче.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемой ситуации действия Общества не могут быть квалифицированы как нарушение пунктов 4, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, а также об отсутствии оснований для возложения на Общество обязанности обратится в Региональную службу по тарифам Кировской области для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что ООО "Жилсервис-Плюс" осуществляет часть полномочий по владению распределительным устройством; Общество оказывает услуги по передаче электроэнергии; отношения, связанные с оказанием услуг по передаче электрической энергии, возникли между Обществом и ИП Михеевой А.И., отклоняются судом апелляционной инстанции, как противоречащие материалам дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку к обслуживаемому Обществом распределительному устройству, через которое обеспечивается передача электрической энергии, присоединены электрические сети ИП Михеевой А.И., ИП Алекберова З.С., ООО "Марк", то ООО "Жилсервис-Плюс" относится к сетевым организациям в силу понятия, данного в Федеральном законе об электроэнергетике, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании норм права.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства, правовые основания для его отмены отсутствуют. Решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос по уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Кировской области от 15.04.2011 по делу N А28-12582/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-12582/2010
Истец: ООО "Жилсервис-плюс"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3145/11