29 марта 2011 г. |
Дело N А14-9101/2010/256/5 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.03.2011.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Протасова А.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Вашановой Д.Г., Анзельм К.К.,
при участии:
Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зеленина Андрея Евгеньевича,
от Администрации Каширского муниципального района Воронежской области: Прытковой А.А., представителя по доверенности N 36-02/165957 от 21.12.2008; Сухомлиновой И.В., представителя по доверенности N 1 от 12.02.2011,
от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Виктория" Тюрина И.И.: Банина С.Н., представителя по доверенности б/н от 24.02.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зеленина Андрея Евгеньевича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.01.2011 по делу N А14-9101/2010/256/5 (судья Шишкина В.М.), по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зеленина Андрея Евгеньевича (ОГРН 309366808600170) к Администрации Каширского муниципального района Воронежской области о признании постановления недействительным, при участии третьего лица: Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тюрина И.И.,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зеленин Андрей Евгеньевич (далее - глава КФХ Зеленин А.Е., заявитель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации Каширского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация района) о признании недействительным постановления N 169 от 27.02.2010, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением N 886 от 08.09.2010, "О предоставлении земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Тюрину Ивану Илларионовичу", в части предоставления в аренду индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Тюрину Ивану Илларионовичу земельных участков с кадастровыми номерами: 36:13:3200001:28 площадью 28,2га; 36:13:3200001:30 площадью 38,3 га, 36:13:3200001:27 площадью 105,5га; 36:13:3200001:29 площадью 105,5га; 36:13:3200001:32 площадью 95,9га; 36:13:3200001:31 площадью 5,6га (с учетом уточнения требований).
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 14.09.2010 в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Тюрин Иван Илларионович (далее - глава КФХ Тюрин И.И.).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.01.2011 по делу N А14-9101/2010/256/5 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зеленин А.Е. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что действия Администрации района по передаче спорных земельных участков главе КФХ Тюрину И.И. нарушают права граждан и хозяйствующих субъектов на получение земельных участков в аренду на принципах, предусмотренных статьей 10 Закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, заявитель указывает, что письмо Каширской администрации Воронежской области N 726 от 23.03.2009 не было расценено заявителем как отказ в предоставлении спорных земельных участков, в связи с чем, не обжаловано в судебном порядке.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зеленин А.Е. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Администрации района и Главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Виктория" Тюрина И.И. в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу. Считают решение суда законным и обоснованным, просят суд оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По мнению Администрации, в заявлении N 967 от 24.02.2009 гражданин Зеленин А.Е., руководствуясь положениями статей 2, 11, 12 Закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ), указал цель приобретения земельных участков для создания КФХ, выразив намерение воспользоваться предусмотренным данным законом специальным порядком приобретения арендных прав на земельные участки, не предусматривающим проведение торгов.
Представитель Главы КФХ "Виктория" Тюрина И.И. считает, что заявитель, не обладая статусом главы крестьянского (фермерского) хозяйства на момент обращения с заявлением в порядке статьи 12 Закона N 74-ФЗ не имел права воспользоваться специальным порядком получения земельного участка сельскохозяйственного назначения. Также полагает, что права Главы КФХ Зеленина А.Е. не могут быть нарушены оспариваемым постановлением, так как в установленные действующим законодательством сроки процессуальных действий по обжалованию отказа или бездействия администрации Каширского муниципального района Воронежской области по предоставлению ему спорных земельных участков на основании заявления от 24.02.2009 заявитель не совершил; считает, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, 26.02.2009 Зеленин А.Е. обратился к Главе Каширского муниципального района Воронежской области Тюрину Н.Д. с заявлением от 24.02.2009 г. о предоставлении в аренду земельных участков на основании Земельного кодекса Российской Федерации, статей 2, 11, 12 Закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее Закон N 74-ФЗ) в целях создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для производства сельскохозяйственной продукции, в том числе земельных участков из фонда перераспределения земель, расположенных в районе с. Каширское, в границах землепользования бывшего колхоза "Большевик" с кадастровыми номерами 36:13:3200001:28; 36:13:3200001:30, 36:13:3200001:27, 36:13:3200001:29, 36:13:3200001:32, 36:13:3200001:31.
23.03.2009 Администрация района в письме N 726 сообщила Зеленину А.Е. о рассмотрении его заявлений (Зеленин А.Е. подал несколько аналогичных заявлений) о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения в аренду на 49 лет для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, указав что Зеленину А.Е. предоставляется на праве аренды сроком на 49 лет 200 га земель сельскохозяйственного назначения из земель спецземфонда района на территории Старинского сельского поселения для создания КФХ, в связи с чем, необходимо в 2-х недельный срок заключить договор аренды с администрацией Каширского муниципального района.
Также Администрация сообщила, что в отношении других, заявленных Зелениным А.Е. земельных участков, дано информационное сообщение в газету "Молодой коммунар", указав на приглашение принять участие в торгах по продаже права аренды на земли фонда перераспределения района.
27.02.2010 Администрацией района вынесено постановление N 169 (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением N 886 от 08.09.2010) "О предоставлении земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Тюрину Ивану Илларионовичу", в соответствии с которым на основании статей 2, 11, 12 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" последнему предоставлен в аренду ряд земельных участков, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами: 36:13:3200001:28 площадью 28,2га; 36:13:3200001:30 площадью 38,3 га, 36:13:3200001:27 площадью 105,5га, 36:13:3200001:29 площадью 105,5га, 36:13:3200001:32 площадью 95,9га, 36:13:3200001:31 площадью 5,6га.
Считая, что постановление Администрации района от 27.02.2010 N 169 принято в нарушение статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 12 Закона N 74-ФЗ, статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" и нарушает права заявителя на получение земельных участков в аренду, предусмотренных статьей 12 Закона N 74-ФЗ, глава КФХ Зеленин А.Е. обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что главой КФХ Зелениным А.Е. не представлено достаточных доказательств нарушения его прав оспариваемым постановлением N 169 от 27.02.2010.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции верными исходя из следующего.
В соответствии с положениями, изложенными в статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном Кодексом порядке.
Согласно требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований (возражений).
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве квалифицирующих признаков для признания незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие такого акта, действий (бездействия) закону или иным правовым актам и нарушение этим актом, действиями (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица (статья 13 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ (в редакции на момент вынесения оспариваемого постановления) земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, для ведения сельскохозяйственного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
Согласно указанной статье (в редакции Закона N 74-ФЗ на момент подачи заявления - 26.02.2009), граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 рассматриваемого Закона.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Согласно пункту 6 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Материалами дела подтверждено, что в письме N 726 от 23.03.2009 Администрация района выразила согласие на предоставление земельных участков для создания крестьянского (фермерского) хозяйства из земель спецземфонда района на территории Старинского сельского поселения и, кроме того, фактически отказала Зеленину А.Е. в предоставлении в аренду земельных участков, информация о которых была опубликована в газете "Молодой коммунар" от 19.02.2009.
Арбитражный суд первой инстанции, исходя из содержания ответа Администрации и с учетом положений статьи 12 Закона N 74-ФЗ, согласно которой для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, проведение торгов не предусмотрено, правомерно расценил письмо N 726 от 23.03.2009 как фактический отказ заявителю в предоставлении спорных земельных участков.
При этом суд обоснованно сослался на отсутствие законодательно установленной формы отказа, предусмотренного пунктом 6 названной статьи и предложение, содержащееся в письме N 726 от 23.03.2009 Администрации района принять участие в торгах.
Вместе с тем , судом установлено что отказ, в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, Зелениным А.Е. не оспорен.
Довод заявителя о том, что письмо N 726 от 23.03.2009 не было расценено как отказ в предоставлении земельных участков не может быть принят во внимание, поскольку бездействие Администрации района с учетом сроков установленных статьей 12 Закона N 74-ФЗ для принятия решения о предоставлении земельных участков, также не обжаловано заявителем в судебном порядке.
Кроме того, судом области обоснованно принято во внимание, что Зеленин А.Е. в заявлении от 24.02.2009 указывая конкретную цель предоставления земельных участков в аренду - для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, сослался на положения статей 2, 11, 12 Закона N 74-ФЗ, а не на положения Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24.07.2002 (далее Закон N 101-ФЗ), статья 10 которого предусматривает предоставление гражданам земель сельскохозяйственного назначения по итогам торгов.
В силу пункта 3 статьи 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Нормы статьи 12 Закона N 74-ФЗ, являясь специальными по отношению к статье 34 ЗК РФ, подлежат применению при рассмотрении настоящего спора.
Следует также отметить, что информационное сообщение в газете "Молодой коммунар" о наличии земельных участков было опубликовано со ссылкой на статью 10 Закона N 101-ФЗ 19.02.2009, то есть до обращения Зеленина А.Е. с заявлением от 26.02.2009.
В предоставлении земельных участков Зеленину А.Е. на основании Закона N 74-ФЗ Администрация района фактически отказала. Доказательства обращения Зеленина А.Е. в адрес Администрации района с заявлением в рамках статьи 10 Закона N 101-ФЗ в материалах дела отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, сделанным с учетом принятых во внимание фактических обстоятельств, установленных в рамках арбитражного дела N А14-6420/2010 по заявлению об оспаривании бездействия Администрации по предоставлению в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, о противоречивости позиции заявителя относительно возможности расценить направленный ответ Администрации от 23.03.2009 г. как отказ в предоставлении земельных участков.
Между тем, суд апелляционной инстанции также соглашается с судом области, отклонившим довод Администрации района и Главы КФХ Тюрина И.И. о том, что на момент обращения с заявлением - 26.02.2009 заявитель не имел зарегистрированного в установленном порядке статуса главы КФХ и не мог претендовать на получение спорных земельных участков в аренду в порядке Закона N 74-ФЗ, поскольку статья 12 Закона N 74-ФЗ не исключат возможности обращения с заявлениями о предоставлении земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности граждан, не имеющих статус крестьянского (фермерского) хозяйства.
В связи с чем, суд пришел к выводу о соответствии заявления Зеленина А.Е. положениям Закона N 74-ФЗ.
Оценив представленные лицами, участвующими в деле, документы в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции, учитывая, что Зелениным А.Е. не доказано нарушение его прав оспариваемым постановлением N 169 от 27.02.2010, а следовательно не доказано наличие совокупности условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что 12.03.2010 между Администрацией района и главой КФХ Тюриным И.И. заключен договор аренды N 81 земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; право аренды главы КФХ Тюрина И.И. на спорные земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке 17.11.2010, что подтверждается в частности выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждено.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановление N 169 от 27.02.2010 нарушает права неограниченного круга лиц, судом отклоняется, поскольку, как указано выше, доказательств нарушения данным постановлением именно прав заявителя суду не представлено, а полномочиями по обращению в суд с защитой прав неограниченного круга лиц Глава КФХ Зеленин А.Е. не наделен.
Доводы, приведенные заявителем апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, которые были исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки выводов, изложенных в обжалуемом решении, у апелляционной инстанции на имеется.
Иных доводов, с достоверностью свидетельствующих о незаконности и необоснованности обжалуемого судебного акта Главой КФХ Зелениным А.Е. апелляционная жалоба не содержит.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд находит, что представленные доказательства судом оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
С учетом результата рассмотрения апелляционной жалобы расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на заявителя жалобы.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы индивидуальным предпринимателем Зелениным Андреем Евгеньевичем по платежному поручениюN 1 от 25.01.2011 излишне уплачена государственная пошлина (2000 рублей, вместо 100 рублей), заявителю подлежит возврату пошлина в сумме 1900 рублей.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.01.2011 по делу N А14-9101/2010/256/5 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать индивидуальному предпринимателю Зеленину Андрею Евгеньевичу справку на возврат государственной пошлины в сумме 1900 рублей, уплаченной по платежному поручению N 1 от 25.01.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9101/2010
Истец: Глава КФХ Зеленин А. Е., Зеленин Андрей Евгеньевич
Ответчик: Администрация Каширского мунипального района ВО, Администрация Каширского муниципального района Воронежской области
Третье лицо: Глава Кфх Тюрин И. И., Тюрин Иван Илларионович
Хронология рассмотрения дела:
29.03.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-821/11