г. Пермь |
|
19 июля 2011 г. |
Дело N А71-99/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л. Паньковой,
судей Л.Ф. Виноградовой, Л.А. Усцова
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поливаевой Т.Г.
при участии:
от истца - Российской Федерации в лице ФАУГИ: Соколов О.В. - специалист отдела по доверенности от 11.01.2011, удостоверение,
от ответчиков:
- МО "Город Ижевск": не явились,
- Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида "Общеобразовательная школа-интернат N 75" (ОГРН 1021801652432, ИНН 1835036922): не явились,
от третьих лиц:
- Управления Росреестра по Удмуртской Республике: не явились,
- ГУП "Удмурттехинвентаризация": не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца,
Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 18 апреля 2011 года
по делу N А71-99/2011,
принятое судьей О.Н. Волковой
по иску Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом
к Муниципальному образованию "город "Ижевск" в лице Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска, Муниципальному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида "Образовательная школа-интернат N 75",
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Государственное унитарное предприятие "Удмурттехинвентаризация",
о признании права собственности, признании отсутствующим права собственности и права оперативного управления,
установил:
Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики к Муниципальному образованию "город Ижевск" и Муниципальному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида "Образовательная школа-интернат N 75" с иском о признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - Школа-интернат, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. К.Либкнехта, 17, кадастровый (условный) номер объекта 18-18-01/136/2009-209, площадью 1603,3 кв. м. Кроме того, истец просит признать отсутствующим право собственности Муниципального образования "город Ижевск" на объект недвижимого имущества - Школа-интернат, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. К.Либкнехта, 17, кадастровый (условный) номер объекта 18-18-01/136/2009-209, площадью 1603,3 кв. м, а также признать отсутствующим право оперативного управления Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида "Образовательная школа-интернат N 75" на этот объект.
Определением от 14.02.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ГУП "Удмурттехинвентаризация" (л. д. 9-11).
Решением от 18.04.2011 с учетом определения от 19.04.2011 об исправлении опечатки в удовлетворении иска отказано.
Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом с решением суда не согласна по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить и удовлетворить иск в полном объеме. По мнению истца, в деле отсутствуют доказательства нахождения спорного объекта на момент разграничения государственной собственности в ведении исполнительного органа Ижевского городского Совета народных депутатов УАССР. Права ответчиков зарегистрированы в отсутствие каких-либо правовых оснований. Объект не выбывал из федеральной собственности, решения о его передаче в собственность муниципального образования не принималось. Спорный объект в силу прямого указания закона относится исключительно к собственности Российской Федерации, т.к. включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) назначения.
Представитель истца в судебном заседании полностью поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить и удовлетворить иск.
Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска считает решение суда законным и обоснованным, изложило свои возражения на апелляционную жалобу в отзыве. Ответчик полагает, что спорный объект относится к муниципальной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.01.2010. На момент разграничения государственной собственности спорный объект не был включен в перечень памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.
Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида "Общеобразовательная школа-интернат N 75" и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Ответчики и третьи лица своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Семнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Ижевского городского Совета народных депутатов Удмуртской АССР от 28.10.1992 N 81 (л. д. 67) утверждено решение исполкома горсовета N 483 от 01.10.1992 "О передаче предприятий в муниципальную собственность".
Решением Государственного комитета Удмуртской республики по управлению государственным имуществом от 02.02.1993 N 21-06 утвержден реестр объектов муниципальной собственности г. Ижевска согласно представленного перечня объектов по приложению N 1, утвержденного решением Ижевского городского Совета народных депутатов от 28.10.1992 N 81 (л. д. 68).
В перечень предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность г. Ижевска, являющегося приложением к решению Ижевского городского Совета народных депутатов от 28.10.1992 N 81 включена школа-интернат 75, находящаяся по адресу: г. Ижевск, ул. К.Либкнехта, 17 (л. д. 69-71).
На основании вышеуказанных документов и постановления ВС РФ от 27.12.1991 специальное образовательное учреждение - школа-интернат 17, находящаяся по адресу: г. Ижевск, ул. К.Либкнехта, 17, литера А, площадью 1603,3 кв. м включено в реестр муниципального собственности г. Ижевска (л. д. 82).
18.12.1996 Комитетом по управлению имуществом Администрации г. Ижевска принято решение N 01-04у/232 о закреплении муниципального имущества на сумму 176 949195,7 тыс. руб. в оперативное управление ЦБ РОНО Первомайского района согласно балансу ЦБ Первомайского РОНО по состоянию на 01.10.1996 (л. д. 72).
Согласно акту передачи в оперативное управление основных средств учреждениям Первомайского отдела народного образования по состоянию на 01.10.1996 в оперативное управлении ЦБ РОНО Первомайского района передана школа-интернат N 75, находящая по адресу: ул. К.Либкнехта, 17, в том числе здание школы 2-х этажное 1926 года постройки, спальный корпус 1979 года постройки, два гаража металлических 1971 года постройки, сарай деревянный 1984 года постройки, железобетонный забор 1988 года постройки, изгородь деревянная 1973 года постройки, дорожки, тротуары асфальтовые 1060 года постройки (л. д. 73).
В соответствии с решением Комитета по управлению имуществом Администрации г. Ижевска от 11.03.2002 вышеперечисленное имущество закреплено на праве оперативного управления за МУ "Централизованная бухгалтерия Первомайского отдела народного образования" (л. д. 74). По акту от 11.03.2002 имущество принято в оперативное управление (л. д. 75).
На основании приказа Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска от 07.09.2009 N 159у по акту от 07.09.2009 здание школы площадью 6622,9 кв. м 1926 года постройки (п. 2 акта) передано с баланса МУ "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Первомайского района" на баланс МС(К)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида "Общеобразовательная школа-интернат N 75", за которым имущество закреплено на праве оперативного управления (л. д. 76, 77).
Приказом от 27.11.2009 N 1995у в акт от 07.09.2009 внесены изменения в части наименования и площади: пункт 2 акта изложен в редакции: "Школа-интернат - литер А, площадь 1603,3 кв. м" (л. д. 78).
Школа-интернат, назначение: специальное образовательное учреждение, 2-этажный (подземных этажей -1), общая площадь 1603,3 кв. м, инв. N 27850, лит. А, адрес объекта: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. К.Либкнехта, 17, зарегистрировано на праве собственности за Муниципальным образованием "город Ижевск", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.01.2010 (л. д. 63).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.05.2010 данный объект зарегистрирован на праве оперативного управления за Муниципальным специальным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида "Общеобразовательная школа-интернат N 75" (л. д. 110).
Истец, полагая, что школа-интернат 1926 года постройки относится к объектам федеральной собственности как памятник истории и культуры государственного значения, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При исследовании материалов дела, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из акта технического состояния следует, что здание школы им. Свободы - общеобразовательное учреждение, первое школьное заведение, выстроенное в советском Ижевске (л. д. 51). Школа сооружалась на деньги школьно-строительного комитета, созданного рабочими, в который они отчисляли 2% от своей ежемесячной зарплаты. Большую роль в строительстве сыграли многочисленные субботники и воскресники.
В соответствии с п. 1 особых условий использования объекта культурного наследия здание памятника может быть использовано собственником только под учреждение образования (л. д. 51).
Согласно положениям приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, относятся к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.
Следовательно, к федеральной собственности относятся такие объекты, которые на момент разграничения государственной собственности были включены в перечни объектов культурного и природного наследия
Вместе с тем, спорный объект включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения только Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176.
Доказательств того, на момент разграничения государственной собственности спорное здание не использовалось под общеобразовательное учреждение, истцом не представлено (ст. 65 АПК РФ).
При этих условиях правомерен вывод суда первой инстанции о том, что спорный объект как учреждение образования подлежал передаче в муниципальную собственность в соответствии с п. 3 Приложения N 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
По мнению истца, при отсутствии в материалах дела доказательств нахождения спорного объекта на момент разграничения государственной собственности в ведении исполнительного органа Ижевского городского Совета народных депутатов УАССР, суд первой инстанции был не вправе делать такой вывод, чем нарушил требования п. 2 ч. 4 ст. 170 АПК РФ.
Этот довод не принимается апелляционным судом, поскольку это обстоятельство не является основанием для отмены решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ.
Кроме того, доказательств иного истцом не представлено в порядке ст. 65 АПК РФ.
Данный вывод суда не противоречит ст. 37 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", которой установлено, что в муниципальной собственности могут находиться учреждения народного образования, культуры, здравоохранения, а также имущество, необходимое для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории. Статьей 38 Закона предусмотрено, что распоряжение и управление объектами муниципальной собственности осуществляют местные Советы и местная администрация в соответствии с разграничением компетенций, установленных настоящим Законом. Местные Советы обладают преимущественным по отношению к государственным органам правом на приобретение в установленном законом порядке находящихся на их территории зданий, сооружений и иных объектов, которые могут использоваться для местных нужд.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право (бессрочного) истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права возможно предъявлением иска о признании обременения отсутствующим (п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Однако никакие права истца не нарушены передачей спорного объекта в муниципальную собственность в соответствии с требованиями Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, поэтому не состоятелен довод истца о возникновении права федеральной собственности на этот объект в силу прямого указания закона, в данном случае - Приложения N 1 к Постановлению ВС РФ N 3020-1.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в деле не имеется доказательств наличия оснований для передачи спорного объекта из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации, а также оснований для признания за истцом права собственности на этот объект.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении иска.
Оснований для отмены решения суда в соответствии со ст. 270 АПК РФ апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.04.2011 по делу N А71-99/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики..
Председательствующий |
Г.Л. Панькова |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-99/2011
Истец: в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом
Ответчик: МО "Город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска, Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида "Общеобразовательная школа-интернат N75", Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида "Общеобразовательная школа-интернат N75", Управление имущественных отношений Администрации г. Ижевска
Третье лицо: ГУП "Удмурттехинвентаризация", ГУП Удмуртской Республики "Удмурттехинвентаризация", ГУП УР "Удмурттехинвентаризация", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, ТУ Росимущества по УР
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5699/11