03 марта 2011 г. |
Дело N А14-10118/2010/302/5 |
г. Воронеж |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.03.2011.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей: Сергуткиной В.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анзельм К.К.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "РОССервис": Кардашова С.Н., представителя по доверенности N 17 от 14.12.2010,
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Шаговика И.Н., представителя по доверенности N 27 от 07.02.2011, Дубковой О.В., представителя по доверенности N 39 от 16.02.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.11.2010 по делу N А14-10118/2010/302/5 (судья В.М. Шишкина), по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "РОССервис" (ОГРН 1053600593562) к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904) о признании незаконными действий.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РОССервис" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением (с учетом уточнения требований) к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО Воронежской области, Департамент):
- о признании незаконными действий ДИЗО Воронежской области, выразившихся в письмах N 17-7713з от 10.08.2010, N 17-8133з от 27.08.2010, N 17-8678з от 20.09.2010, направленных на возмездное предоставление ООО "РОССервис" в аренду для проектирования и строительства производственной базы земельных участков: кадастровый номер 36:34:0208079:155 площадью 12 812 кв.м., расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. 45 Стрелковой дивизии, 261-и; кадастровый номер 36:34:0208079:154 площадью 25 482 кв.м., расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. 45 стрелковой дивизии, 261-з;
- об обязании Департамента предоставить ООО "РОССервис" в аренду для проектирования строительства производственной базы земельные участки: кадастровый номер 36:34:0208079:155 площадью 12 812 кв.м., расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. 45 Стрелковой дивизии, 261-и; кадастровый номер 36:34:0208079:154 площадью 25 482 кв.м., расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. 45 стрелковой дивизии, 261-з без взимания выкупа права на заключение договоров аренды.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.11.2010 по настоящему делу, действия Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выразившиеся в письме от 20.09.2010 N 17-8678з, и направленные на возмездное предоставление ООО "РОССервис" в аренду для проектирования и строительства производственной базы земельных участков: кадастровый номер 36:34:0208079:155 площадью 12 812 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. 45 Стрелковой дивизии, 261-и; кадастровый номер 36:34:0208079:154 площадью 25 482 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. 45 стрелковой дивизии, 261-з, признаны незаконными как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации. ДИЗО Воронежской области обязан предоставить Обществу в аренду для проектирования строительства производственной базы земельные участки: кадастровый номер 36:34:0208079:155 площадью 12 812 кв.м., расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. 45 Стрелковой дивизии, 261-и; кадастровый номер 36:34:0208079:154 площадью 25 482 кв.м., расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. 45 стрелковой дивизии, 261-з без взимания выкупа права на заключение договоров аренды. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ДИЗО Воронежской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное, необоснованное в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными. При этом заявитель жалобы указывает, что заключение договоров аренды без оплаты права на их заключение поставит ООО "РОССервис" в более привилегированное положение по сравнению с лицам, приобретающими указанное право с торгов. Полагает, что это приведет к нарушению принципа сочетания интересов Общества и конкретных граждан, закрепленного в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Представители Департамента в судебном заседании доводы апелляционной жалобы с учетом ее уточнения поддержали, просили отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных Обществом требований, в остальной части просили оставить решение суда без изменения.
Представитель ООО "РОССервис" в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу. Считает принятый судебный акт неподлежащим отмене. По мнению Общества, уполномоченный на распоряжение земельными участками орган при определении порядка предоставления земельного участка не вправе требовать плату за выкуп права аренды, ссылку заявителя жалобы на подпункт 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ считает несостоятельной.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений от участвующих в деле лиц по поводу проверки апелляционной инстанцией законности и обоснованности решения в обжалуемой части не поступило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании заявления ООО "РОССервис" постановлением главы городского округа город Воронеж N 1704 от 26.11.2007 утверждены проекты границ земельных участков по ул. 45 Стрелковой дивизии, 261-з, 261-и, ООО "РОССервис" рекомендовано обеспечить постановку земельных участков на кадастровый учет.
Предварительное согласование места размещения производственной базы по адресам: г. Воронеж, ул. 45 стрелковой дивизии, 261-и, 261-з произведено приказом ДИЗО Воронежской области N 1006-з от 07.06.2010. Этим же приказом утвержден акт выбора земельных участков для проектирования и строительства производственной базы, ООО "РОССервис" предписано осуществить государственный кадастровый учет земельных участков в установленном законом порядке.
На основании данного приказа, а также постановления главы городского округа город Воронеж от 26.11.2007 N 1704 земельные участки, расположенные по улице 45 Стрелковой дивизии, 261-и, 261-з были поставлены на кадастровый учет под номерами 36:34:0208079:155 и 36:34:0208079:154 соответственно.
29.07.2010 Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении вышеназванных земельных участков в аренду на 5 лет для проектирования и строительства производственной базы.
В ответ на указанное заявление Департамент в письме N 17-7713з от 10.08.2010 разъяснил ООО "РОССервис", что согласно действующему законодательству землепользование в Российской Федерации является платным, предоставление земельных участков осуществляется путем выкупа права аренды земельных участков, стоимость которого определяется независимыми оценочными организациями; и сообщил, что решение по существу обращения будет принято после проведения независимой оценки и предоставления отчета о рыночной стоимости права на заключения договора аренды вышеуказанных земельных участков.
Письмом от 27.08.2010 N 17-8133з Департамент уведомил ООО "РОССервис" о проведенной оценке рыночной стоимости права на заключение договоров аренды земельных участков и о возможности ознакомиться с отчетом об оценке рыночной стоимости права на заключение договоров аренды данных земельных участков.
Решение о предоставлении ООО "РОССервис" земельных участков из категории земель населенных пунктов для проектирования и строительства производственной базы, в аренду сроком на 5 лет оформлено приказом Департамента N 1621-з от 07.09.2010.
На основании указанного приказа заявителю направлены проекты договоров аренды земельных участков от 15.09.2010 N 1464-10/гз, N 1465-10/гз с актами приема-передачи и письмо N 17-8678з от 20.09.2010, в соответствии с которым ООО "РОССервис" необходимо в десятидневный срок с момента получения письма направить в ДИЗО Воронежской области подписанные проекты договоров аренды земельных участков.
Кроме того, в письме указано на необходимость оплатить выкуп права на заключение договоров аренды на реквизиты, указанные в приложении, в соответствии с пунктом 3.7 договоров аренды земельных участков от 15.09.2010 N 1464-10/гз, N 1465-10/гз. В противном случае, не подписание указанных проектов и отсутствие оплаты будет рассмотрено как отказ от земельных участков.
При этом направленные в адрес заявителя проекты договоров аренды земельных участков и актов приема-передачи со стороны Департамента подписаны не были.
Полагая, что действия Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выразившиеся в письмах N 17-7713з от 10.08.2010, N 17-8133з от 27.08.2010 и N 17-8678з от 20.09.2010, направленные на возмездное предоставление ООО "РОССервис" в аренду для проектирования и строительства производственной базы земельных участков, противоречат положениям Земельного кодекса РФ, и нарушают права и охраняемые законом интересы Общества, заявитель обратился в суд с рассмотренными требованиями.
Удовлетворяя требования Общества в части признания незаконными действий Департамента, выразившихся в письме от 20.09.2010 N 17-8678з, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Департамента правовых оснований для возложения на Общество обязанности по выкупу права аренды.
Апелляционный суд позицию суда первой инстанции признает правильной исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определена пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествуют процедуры подготовки акта выбора земельного участка для строительства, формирования земельного участка и государственный кадастровый учет.
В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) установлено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
В соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Из материалов дела следует, что земельные участки были предоставлены ООО "РОССервис" по процедуре предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта.
При этом, обстоятельства, касающиеся соблюдения порядка предоставления земельного участка, установлены вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области 09.09.2009 по делу N А14-6701/2008/156/10, в соответствии с которым признано недействительным постановление администрации городского округа город Воронеж N424 от 03.06.2009 "Об отмене постановления главы городского округа город Воронеж от 26.11.2007 N1704", и решением по делу NА14-2573-2009/67/26, в соответствии с которым признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области N17-606з от 16.02.2009 в согласовании ООО "РОССервис" места размещения производственной базы на земельных участках площадью 12 812 кв. м. и 25 482,5 кв.м. расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. 45 Стрелковой дивизии, 261-з и 261-и, для проектирования и строительства производственной базы.
Проанализировав положения вышеприведенных норм, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что действующий Земельный кодекс Российской Федерации не содержит императивной нормы, обязывающей лицо, которому земельный участок для строительства предоставлен уполномоченным органом в установленном законом порядке с предварительным согласованием места размещения объекта, выкупить право аренды данного земельного участка.
В связи с чем, действия Департамента по указанию в письме N 17-8678 от 20.09.2010 на необходимость оплатить выкуп права на заключение договоров аренды на реквизиты, указанные в приложении, а также включение в проекты договоров пунктом 3.7, обязывающего арендатора оплатить выкуп права на заключение договора аренды земельного участка, обоснованно признаны судом незаконными.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что исключение из договора пункта обязывающего оплатить право выкупа земельного участка приведет к нарушению принципа сочетания интересов Общества и конкретных граждан, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, как основанный на неверном толковании нормы права.
При этом довод заявителя жалобы, касающийся платности использования земли со ссылкой на подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного Кодекса Российской Федерации был предметом рассмотрения судом первой инстанции, который дал ему надлежащую оценку.
Ссылка Департамента на приложенную к апелляционной жалобе копию выписки из протокола заседания комиссии по предоставлению земельных участков при Главном управлении государственного имущества Воронежской областиN 4 от 21.01.2008, на котором был рассмотрен вопрос о предоставлении ООО "РОССервис" спорных земельных участков, не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку на момент обращения Общества с заявлением о предоставлении земельных участков, состав и полномочия комиссии не были определены ни одним из опубликованных нормативных актов Воронежской области. Единственным документом, в котором упоминается указанная комиссия, является Приказ Главного управления государственного имущества Воронежской области от 25.09.2007 N 1088 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством", в то время как Общество просило предоставить земельные участки для проектирования и строительства производственной базы. Нормативно необходимость согласования данной комиссией предоставления земельных участков при условии выкупа права на заключение договора аренды не обоснована. Следует отметить, что доказательств того, что данное решение было доведено до заявителя не представлено.
Также суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку заявителя жалобы на заявление ООО "РОССервис" N 28 от 17.12.2007, в котором Общество просило рассмотреть возможность предварительного согласования места размещения производственной базы в городском округе город Воронеж по улице 45 Стрелковой дивизии 261з, 261и, при условии приобретения права на заключение договора аренды, поскольку оспариваемые действия выражены в письме, направленном ранее, чем представленное заявление.
Из заявления Общества, датированного 29.07.2010, не усматривается намерения заявителя приобрести право на заключение договора аренды.
Кроме того, апелляционной инстанцией не может быть принят во внимание довод о том, что письмо N 17-8678з от 20.09.2010 является сопроводительным и не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для заявителя юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не прекращает прав и обязанностей ООО "РОССервис", а носит лишь информационный характер, поскольку в этом же письме Департамент указал, что не подписание приложенных к нему проектов договоров и отсутствие оплаты будет рассмотрено как отказ от земельных участков.
Включение в текст письма такого условия, не могло быть расценено ООО "РОССервис" иначе, как властное волеизъявление в отношении испрашиваемых земельных участков.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что ООО "РОССервис" с заявлением об обжаловании незаконным действий ДИЗО Воронежской обалсти, выразившихся во взыскании платы за право аренды указанных земельных участков обратилось 15.10.2010, то есть до истечения срока, в который статья 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность составления протокола разногласий к проекту договора.
Протоколы разногласий к проектам договоров аренды от 15.09.2010 N 1464-10/гз, N 1465-10/гз были составлены 26.10.2010 и направлены в адрес Департамента, и на момент принятия решения арбитражным судом области не истек, срок для их рассмотрения, установленный частью 2 статьи 445 ГК РФ.
В связи с чем, довод заявителя жалобы о том, что судом не дана оценка фактическим обстоятельствам дела, а также установленному гражданским законодательством порядку заключения договора подлежит отклонению.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта апелляционным судом не установлено.
В связи с чем, обжалуемое решение Арбитражного суда Воронежской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос о взыскании с Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области не решается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.11.2010 по делу N А14-10118/2010/302/5 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-10118/2010
Истец: ООО "Россервис"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений ВО