г. Москва |
Дело N А40-94208/10-153-466 |
02 августа 2011 г. |
N 09АП-16839/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи
Якутова Э.В.
судей:
Захарова С.Л.
Свиридова В.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коняевой М.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Правительства Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.05.2011 по делу N А40-94208/10-153-466 судьи Кастальской М.Н.
по заявлению ОАО "Стекломонтаж" (ОГРН 1027700386372; 109004, г. Москва, ул. Б. Коммунистическая, д. 18)
к Правительству Москвы
третьи лица Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Государственное учреждение города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник"
о признании недействительным распоряжения
при участии:
от заявителя: Новиков А.П., дов. от 27.08.2010;
от ответчика: Редькина Е.Г., дов. 20.05.2011 N 4-47-8177/1;
от третьих лиц: ДЗР г. Москвы, Валеева И.Р., дов. от 01.03.2011 N 33-И-567/11;
ГУ "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник", не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.05.2011 было удовлетворено заявление ОАО "Стекломонтаж" (далее - Общество) о признании недействительным распоряжение Правительства Москвы от 27.04.2010 N 787-РП "Об изъятии для государственных нужд земельных участков, расположенных на территории исторической усадьбы "Люблино", в части предусмотренного п.3 приложения к нему изъятия земельного участка площадью 10 579 кв.м с кадастровым номером 77:04:04008:015 по адресу: г. Москва, ул. Летняя, вл.8/2.
Правительство Москвы не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает, что решение принято по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим значение для дела, и судом неправильно применены нормы материального права.
Просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Просит оставить данное решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Отзывы на апелляционную жалобу третьими лицами не представлены.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ГУ г. Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник", надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Правительства Москвы доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просит отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Пояснил, что постановлением Правительства Москвы предусмотрен поэтапный вывод непрофильных сторонних организаций с территории исторической усадьбы "Люблино".
Указал на то, что оспариваемое распоряжение, соответствует нормам федерального законодательства и законодательства Москвы об охране особо охраняемых природных территориях.
Отметил, что усадьба "Люблино" относится к недвижимым памятникам истории и культуры, расположенным на территории Москвы и связанным с историческими событиями и развитием города недвижимым объектам историко-культурного наследия.
Полагает, что границы и местонахождение земельного участка определены, и Правительством Москвы доказано включение его в состав особо охраняемых природных территорий.
Обратил внимание на то, что права и законные интересы Общества оспариваемым распоряжением не нарушены, поскольку в силу ст. 280 ГК РФ собственник, пользователь земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка, может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению.
Представитель ДЗР г. Москвы полностью согласился с правовой позицией Правительства Москвы, доводы апелляционной жалобы ответчика поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, просит отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Указал на то, что из оспариваемого распоряжения не следует, что изымаемый у Общества земельный участок требуется для размещения каких-либо объектов капитального строительства в рамках реализации целевой программы; иные законы г. Москвы в качестве оснований для изъятия не указаны; исключительный характер необходимости изъятия земельного участка не доказан; решение о резервировании земельного участка в установленном порядке не принималось.
Отмечает, что здание Общества не входит в перечень объектов исторического и культурного наследия, а земельный участок не относится к землям особо охраняемых территорий и объектов.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "Стекломонтаж" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества по адресу: г. Москва, ул. Летняя, д.8/2, ул. Ейская, д.4, стр.1, ул. Ейская, д.4, стр.2, ул. Ейская, д.6, стр.3.
29.11.2000 между Москомземом и ОАО "Стекломонтаж" был заключен договор краткосрочной аренды земельного участка N М-04-504422, согласно которому Обществу предоставлен земельный участок площадью 10 579 кв.м, по адресу: г. Москва, ул. Летняя, д.8/2 для эксплуатации зданий, вспомогательных помещений и прилегающей территории.
Постановлением Правительства Москвы от 26.03.2002 N 209-ПП "О проекте планировки территории "Кузьминки-Люблино" и дальнейшем развитии природного и историко-рекреационного комплекса "Кузьминки-Люблино" одобрены основные направления сохранения и развития территории природного и историко-рекреационного комплекса "Кузьминки-Люблино" площадью 1 157,75 га, одобрены предложения Москомарихитектуры по корректировке границ территориальной единицы с особым статусом (ТЕОС).
Постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 N 111-ПП "О создании природно-исторического парка "Кузьминки-Люблино", образована особо охраняемая природная территория регионального значения "Природно-исторический парк "Кузьминки-Люблино".
Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 943-ПП "О выводе непрофильных и сторонних организаций с территории исторической усадьбы "Люблино" и утверждении концепции развития и функционального использования исторической усадьбы "Люблино" предусмотрен поэтапный вывод сторонних организаций с территории исторической усадьбы, в том числе и ОАО "Стекломонтаж".
Пунктом 3 распоряжения Правительства от 27.04.2010 N 787-РП "Об изъятии для государственных нужд земельных участков, расположенных на территории исторической усадьбы "Люблино" изъят для государственных нужд земельный участок, относящийся к категории земель особо охраняемых природных территорий, расположенный в границах территории исторической усадьбы "Люблино" и охранной зоне памятника садово-паркового искусства площадью 10 579 кв.м с кадастровым номером 77:04:04008:015 по адресу: г. Москва, ул. Летняя, вл.8/2.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое распоряжение Правительства Москвы не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, лишает его гарантий, предусмотренных Конституцией РФ и ст.63 ЗК РФ.
При этом суд правомерно указал на то, что согласно ч.1 ст.49 Земельного Кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, указанных в данной статье, в том числе в случаях, установленных, применительно к изъятию земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.24 Закона города Москвы "О землепользовании в городе Москве" для государственных нужд города Москвы земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, изымаются в случаях, установленных Земельным кодексом РФ, а также для реализации городских целевых программ при отсутствии иных вариантов размещения объектов капитального строительства, предусмотренных соответствующей программой.
Согласно п.1 ст.29 этого же Закона в целях охраны земель в городе Москве утверждаются и реализуются городские целевые программы в области охраны земель, в том числе земель, занятых особо охраняемыми природными территориями и объектами культурного наследия.
Постановлением Правительства Москвы от 15.04.2008 N 298-ПП утверждена Среднесрочная целевая программа сохранения объектов культурного наследия и развития территории Московского государственного объединенного музея-заповедника на 2008-2010 годы (срок продлен до 2011 года).
Согласно п.1.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10.04.2007 N 257-ПП, принудительное изъятие земельных участков для государственных нужд города Москвы допускается в целях размещения и строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных федеральными законами и законами города Москвы, при невозможности размещения таких объектов без изъятия земельных участков. Размещение объекта капитального строительства, для строительства которого необходимо изъятие земельного участка, устанавливается соответствующим документом территориального планирования города Москвы. Земельный участок, планируемый к изъятию в указанных целях, определяется документацией по планировке территории.
Исследуя материалы дела и правовые основания оспариваемого распоряжения, суд первой инстанции правильно отметил, что Правительством Москвы не представлено доказательств того, что:
- изымаемый у заявителя земельный участок требуется для размещения каких-либо объектов капитального строительства, которые были бы предусмотрены целевой программой (постановление Правительства Москвы от 15.04.2008 N 298-ПП);
- земельный участок, планируемый к изъятию в указанных целях, определен документацией по планировке территории (постановление Правительства Москвы от 10.04.2007 N 257-ПП).
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно обратил внимание на то, что в соответствии с п.4 ст.9 и ст.12 Закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" после образования особо охраняемой территории в шестимесячный срок утверждаются положение и паспорт особо охраняемой территории, который должен содержать: описание местоположения, площади и границ особо охраняемой природной территории регионального значения, ее план, а также перечень земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, с указанием местоположения, границ и прав владения и пользования участком.
При этом, постановление Правительства Москвы от 26.03.2002 N 209-ПП не содержит указаний о создании особо охраняемой природной территории природно-исторического парка "Кузьминки-Люблино", а постановление Правительства Москвы от 21.02.2006 N 111-ПП о создании охраняемой природной территории природно-исторического парка "Кузьминки-Люблино" не утверждает и не определяет их точных границ и описаний, предписывая уполномоченным органам провести в 2006 году инвентаризацию природных комплексов и объектов особой охраны природно-исторического парка (п.4.4.) и утвердить паспорт природно-исторического парка "Кузьминки-Люблино" (п.4.5.).
Таким образом, суд первой инстанции правильно посчитал, что при таких обстоятельствах единственно допустимым доказательством отнесения земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Летняя, вл.8/2 к особо охраняемой природной территории является вышеуказанный паспорт особо охраняемой природной территории. В то же время, Правительством Москвы не представлены доказательства того, что паспорт природно-исторического парка "Кузьминки-Люблино" (включающий в себя описание границ и режим охраны особо охраняемой природной территории) утвержден в установленном порядке.
В связи с этим, суд обоснованно указал и на то, что согласно кадастровому паспорту земельного участка от 24.02.2009 N 77-6/09-17046 вышеуказанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов; сведений об отнесении земельного участка к особо охраняемым природным категориям кадастровый паспорт не содержит.
Также обоснованно суд исходил из того, что Правительством Москвы нарушен порядок изъятия земельных участков для государственных нужд, который предусмотрен постановлением Правительства Москвы от 10.04.2007 N 257-ПП, утвердившим Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при изъятии земельных участков для государственных нужд города Москвы.
Пунктом 4.2 указанного Постановления и пунктом 1.5 Положения предусмотрено, что Правительством Москвы первоначально принимается решение о резервировании с целью последующего изъятия земельного участка, а также расположенных на них объектов жилищного и нежилого фонда.
При этом, Департамент земельных ресурсов обязан письменно уведомить обладателя прав на земельный участок о принятых решениях о резервировании с целью последующего изъятия и, в дельнейшем, непосредственно о самом изъятии земельного участка для государственных нужд (пункт 1.5 Положения).
Департамент имущества города Москвы обязан письменно уведомить обладателя прав на нежилые помещения о принятом решении о резервировании с целью последующего изъятия соответствующего земельного участка и, в дальнейшем, о принятии решения об изъятии нежилых помещений (пункт 1.5 Положения).
В нарушение указанного порядка решение о резервировании с целью последующего изъятия земельных участков с кадастровым номером 77:04:04008:015 органом исполнительной власти города Москвы не принимались и о таком решении Общество не уведомлялось.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.05.2011 по делу N А40-94208/10-153-466 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Э.В. Якутов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-94208/2010
Истец: ОАО "СТЕКЛОМОНТАЖ"
Ответчик: Правительство города Москвы
Третье лицо: ГУ г. Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник", ГУ г. Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природо-ландшафтный музей-заповедник", Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16839/11