27 мая 2011 г. |
Дело N А35-12636/2010 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Сергуткиной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "ФортунаСити": Ткаченко А.А., представителя по доверенности N 11 от 10.03.2011,
от МРУ Росфиннмониторинга по ЦФО: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Прокуратуры Курской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ФортунаСити" на решение Арбитражного суда Курской области от 14.03.2011 по делу N А35-12636/2010 (судья Морозова М.Н.) по заявлению ООО "ФортунаСити" о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ФортунаСити" (ОГРН 1084632010726) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления МРУ Росфиннмониторинга по ЦФО N 07-10/378/219П от 29.10.2010 о назначении административного наказания, которым ООО "ФортунаСити" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ и назначено административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, Прокуратуры Курской области.
Решением суда от 14.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество с ограниченной ответственностью "ФортунаСити" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что вменяемое ООО "ФортунаСити" правонарушение является длящимся, срок привлечения к административной ответственности истек 10.11.2009, на основании чего, постановление о назначении административного наказания N 07-10/378/219П от 29.10.2010 вынесено незаконно и необоснованно.
В судебное заседание МРУ Росфиннмониторинга по ЦФО и Прокуратура Курской области не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "ФортунаСити" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1084632010726, ИНН 4632099520.
По заданию Генеральной прокуратуры РФ от 01.07.2010 N 73/1-1103- 10 межрайонной Щигровской прокуратурой Курской области проведена проверка исполнения законодательства.
В результате проверки прокуратурой района ООО "ФортунаСити", установлено, что общество на основании договора от 28.07.2010 N ЛП/42/07/10 с ООО "Лима" (л.д. 38-48) является организатором стимулирующей лотереи и проводит на территории Российской Федерации в период с 28.07.2010 по 27.07.2011 стимулирующую лотерею, в связи с чем, относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на деятельность которых распространяется Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Проверкой установлен факт отсутствия у общества разработанных, утвержденных и согласованных с Росфинмониторингом Правил внутреннего контроля, а также не назначено специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение указанных Правил.
По факту нарушения ООО "ФортунаСити"" положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", прокурором в отношении общества вынесено постановление от 11.10.2010 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.32-35).
При подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению было установлено, что рассмотрение данного дела относится к компетенции МРУ Росфиннмониторинга по ЦФО, в связи с этим материалы дела об административном правонарушении были направлены для рассмотрения в МРУ Росфиннмониторинга по ЦФО.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении руководителем МРУ Росфиннмониторинга по ЦФО вынесено постановление N 07-10/378/219П от 29.10.2010 о назначении административного наказания, которым ООО "ФортунаСити" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ и назначено административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, выразившееся в отсутствии разработанных и утвержденных правил внутреннего контроля и программ его реализации, несогласовании Правил в установленном порядке с Росфинмониторинге, отсутствии специального должностного лица, ответственного за соблюдение Правил внутреннего контроля и программ его осуществления (л.д.14-22).
Существо административного правонарушения, по мнению административного органа, выразилось в отсутствии в организации разработанных, утвержденных руководителем и согласованных с Федеральной службой по финансовому мониторингу правил внутреннего контроля, а также в отсутствии в организации лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программы его осуществления.
ООО ФортунаСити", полагая указанное постановление административного органа о привлечении его к административной ответственности незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Общества с ограниченной ответственностью "ФортунаСити" имеется состав вменяемого ему правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ: отсутствие в организации специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, осуществление деятельности в отсутствие правил внутреннего контроля согласованных с уполномоченным органом, то есть в отсутствие установленного порядка приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Как было верно установлено судом первой инстанции, в соответствии со статьями 28.4, п. 1 ст. 23.62, п. 2 ч. 2 ст. 23.62 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 N 307 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу", ООО "ФортунаСити" привлечено к административной ответственности уполномоченным органом.
Полномочия Щигровского межрайонного прокурора Курской области Агапова А.М. на вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также полномочия руководителя МРУ Росфиннмониторинга по ЦФО Гелостаева Е.Ю. на вынесение постановления о привлечении к административной ответственности подтверждены материалами дела и заявителем не оспариваются.
Статьей 15.27 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Объективной стороной правонарушения по статье 15.27 КоАП РФ является неисполнение организацией законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе в части организации внутреннего контроля.
Отношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
ООО "Фортуна Сити" на основании договора от 28.07.2010 N ЛП/42/07/10 с ООО "Лима", являющимся организатором стимулирующей лотереи (государственный регистрационный номер Н200С/001401 ФНС) с 28.07.2010 проводит стимулирующую лотерею.
Таким образом, как было верно установлено судом первой инстанции, ООО "Фортуна Сити" относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, вследствие чего является субъектом вмененного административного правонарушения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 115-ФЗ, внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 115-ФЗ, процедуры внутреннего контроля являются обязательными для осуществления в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.
В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 28 утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным, имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее - Положение).
В соответствии с пп. (в) п. 2 Положения, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и (или) проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме подлежат постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций Правительства Российской Федерации и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Правила внутреннего контроля должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на момент проведения проверки Щигровской межрайонной прокуратурой Курской области, правила внутреннего контроля ООО "ФортунаСити" не разработаны, не утверждены руководителем и не представлены на согласование в МРУ Росфинмониторинга по ЦФО.
Таким образом, ООО "Фортуна Сити" осуществляло деятельность в отсутствие правил внутреннего контроля согласованных с уполномоченным органом, то есть в отсутствие установленного порядка приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом, в случаях, предусмотренных п. 10 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ, в отсутствие установленных квалификационных требований к подготовке и обучению кадров, в отсутствие критериев и признаков необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации, а также в отсутствие установленного порядка документального фиксирования и хранения необходимой информации, что свидетельствует об игнорировании Обществом норм Федерального закона N 115-ФЗ и свидетельствует об отсутствии в Обществе в течение длительного времени организованной системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе, по выявлению операций, подлежащих контролю, и своевременному направлению сведений о них в уполномоченный орган, что лишает возможности реализовывать на практике механизм осуществления оперативных превентивных мер по пресечению каналов легализации преступных доходов и финансирования терроризма.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, u1088 разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил иреализацию указанных программ.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в ходе проверки Щигровской межрайонной прокуратуры Курской области установлено, что в нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115- ФЗ в ООО "ФортунаСити" в течение длительного времени отсутствует специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию его программ, что также подтверждает отсутствие в Обществе организованной системы внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
На момент проведения проверки в ООО "ФортунаСити" не предпринято внутренних организационных мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Таким образом, установленная законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, ООО "ФортунаСити" не исполнена: в организации отсутствовали разработанные, утвержденные руководителем и согласованные с Федеральной службой по финансовому мониторингу правила внутреннего контроля, не назначено лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программы его осуществления.
В силу ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Довод подателя апелляционной жалобы, что вменяемое ООО "ФортунаСити" правонарушение не является длящимся, срок привлечения к административной ответственности истек 10.11.2009, в связи с чем постановление о назначении административного наказания N 07-10/378/219П от 29.10.2010 вынесено незаконно и необоснованно, является неправомерным.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное 15.27 КоАП РФ, составляет один год со дня его совершения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае Общество привлечено к административной ответственности за отсутствие в организации специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, а также за осуществление деятельности в отсутствие правил внутреннего контроля согласованных с уполномоченным органом, то есть в отсутствие установленного порядка приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом. Соответственно, Обществу вменяется не невыполнение обязанности по постановке на учет в уполномоченном органе (как указывается в апелляционной жалобе), а неразработка правил внутреннего контроля согласованных с уполномоченным органом и отсутствие в организации специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля.
Срок для исполнения данных обязанностей Федеральным законом N 115-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" не установлен.
С учетом изложенного, данное правонарушение является длящимся, так как выражается в непрекращающемся невыполнении обществом обязанности по назначению специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, соответственно срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять со дня обнаружения административного правонарушения.
Как подтверждается материалами дела, правонарушение обнаружено в ходе проведения проверки 11.10.2010.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено 29.10.2010, то есть срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 4.5 КоАП РФ не пропущен.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства, что в действиях Общества с ограниченной ответственностью "ФортунаСити" имеется состав вменяемого ему правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом с ограниченной ответственностью "ФортунаСити" на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 14.03.2011 по делу N А35-12636/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в порядке ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-12636/2010
Истец: ООО "ФортунаСити"
Ответчик: Межрегиональное управление Росфинмониторинга по Центральному Федеральному округу
Третье лицо: Прокуратура Курской обл, Прокуратура Курской области, МРУ Росфинмониторинга по Центральному Федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2063/11