город Ростов-на-Дону |
дело N А32-1175/2011 |
19 июля 2011 г. |
15АП-6468/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.
судей Захаровой Л.А., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от заявителя: представитель Киселева И.П. по доверенности от 29.06.2011 г.,
от заинтересованного лица: представитель Иваненко И.С. по доверенности от 17.06.2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.05.2011 по делу N А32-1175/2011
по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер"
к заинтересованному лицу Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным и отмене постановления
принятое в составе судьи Гречка Е.А.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Тандер" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Федеральной антимонопольной службе об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 1 25.4/325-10 от 23.12.2010 по ч.5 ст. 19.8 КоАП РФ в размере 400 000 руб.
Решением суда от 05.05.2011 г. постановление Федеральной антимонопольной службы России от 31.12.2010 N АК/48122 признано незаконным и отменено, обществу объявлено устное замечание. Судебный акт мотивирован тем, что в деянии общества имеется состав вменяемого ему правонарушения, однако данное правонарушение является малозначительным.
Не согласившись с принятым решением, Федеральная антимонопольная служба обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется, нарушение срока представления информации блокирует и затягивает работу антимонопольного органа при проведении проверки и может влиять на ее актуальность для налогового органа.
В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "Тандер" просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность, правомерность вывода суда о признании правонарушения малозначительным.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ФАС России на основании приказа от 1 сентября 2010 N 487 проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО "Тандер".
В рамках указанной проверки ФАС России требованием от 03.09.2010 N 18/29489 запросило у ЗАО "Тандер" следующие сведения:
1) учредительные документы;
2) журналы учета входящей и исходящей корреспонденции за 2009 и 2010;
3) перечень хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц с ЗАО "Тандер", осуществляющих деятельность на рынке услуг розничной торговли продовольственными товарами с указанием их организационно- правовой формы, ИНН, юридического и почтового адресов, контактных телефонов и факсов;
4) информацию об основных показателях хозяйственной деятельности ЗАО "Тандер" за 2009 и 2010 (в соответствии с Таблицей N 1 Приложения);
5) перечень торговых объектов, принадлежащих или используемых по любым основаниям, в том числе на праве собственности, по договорам аренды, коммерческой концессии, ЗАО "Тандер" (торговая сеть "Магнит") и его группы лиц с указанием адреса и площади с разбивкой по муниципальным районам и городским округам;
6) объем всех реализованных ЗАО "Тандер" (торговая сеть "Магнит") и его группы лиц продовольственных товаров в денежном выражении за 2009 в целом и с разбивкой по муниципальным районам/городским округам (в соответствии с Таблицей N 2 Приложения);
7) перечень действующих поставщиков ЗАО "Тандер", осуществляющих поставки продовольственных товаров за 2009 и 2010 с указанием их организационно-право вой формы, ИНН, юридического и почтового адресов, объемов поставки в денежном выражении, - групп поставляемых товаров: бакалея, молочная продукция, соки, напитки, хлебобулочные изделия, мясная продукция, рыба, табачная продукция и пр. (в соответствии с Таблицей N 3 Приложения);
8) перечень всех поставщиков продовольственных товаров ЗАО "Тандер" (организационно-правовая форма, ИНН, юридический и почтовый адрес) за 2009 и 2010 с указанием срока действия договоров поставки; статуса договора: действующий, пролонгирован, прекратил действие (в соответствии с Таблицей N 4 Приложения)
9) типовые договоры, заключаемые ЗАО "Тандер" с поставщиками продовольственных товаров;
10) информацию о дополнительных выплатах и скидках (бонусы, премии, штрафы, выплаты за маркетинговые услуги и пр.), полученных от поставщиков ЗАО "Тандер", за период 2009 и 2010 (в соответствии с Таблицей N 5 Приложения);
11) обращения хозяйствующих субъектов по вопросам перезаключения договоров поставки продовольственных товаров с ЗАО "Тандер" в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2009 N Э81-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и ответы на них за 2010.
Срок представления документов (информации) ФАС России установило до 8 сентября 2010.
В установленный срок ЗАО "Тандер" представило часть запрошенных документов, не представив документы, истребованные пунктами 5, 6 требования, по пункту 7 Требования ЗАО "Тандер" представило документы не в полном объеме и не в соответствии с запрашиваемой формой (перечень поставщиков представлен без указания объемов поставки в денежном выражении, групп поставляемых товаров).
ФАС России требованием от 10.09.2010 N 18/30500 о предоставлении документов запросило у ЗАО "Тандер":
1) действующие договоры поставки со всеми приложениями и дополнительными соглашениями, а также иными документами являющимися неотъемлемой частью указанных договоров, с поставщиками, указанными в Приложении 1;
2) действующие договоры возмездного оказания услуг со всеми приложениями и дополнительными соглашениями, а также иными документами являющимися неотъемлемой частью указанных договоров, с поставщиками, указанными в Приложении 1;
3) информацию о дополнительных выплатах и скидках (бонусы, премии, штрафы, выплаты за маркетинговые; услуги и пр.), об отсрочках платежей, полученных ЗАО "Тандер" от поставщиков, указанных в Приложении 1, за 2009 и 2010 в соответствии с Приложением 2;
4) объем всех реализованных ЗАО "Тандер" (торговая сеть "Магнит") и его группы лиц продовольственных товаров в денежном выражении за 2009 в целом и с разбивкой по муниципальным районам/городским округам в соответствии с Приложением 3;
5) перечень филиалов ЗАО "Тандер" с указанием почтовых адресов, контактных телефонов и факсов;
6) положение о филиале ЗАО "Тандер".
Срок представления документов (информации) был установлен до 15 сентября 2010.
10 сентября 2010 в ФАС России поступило ходатайство ЗАО "Тандер" о продлении срока предоставления документов и информации, в котором общество сообщило о невозможности представления информации по пункту 6 Требования от 03.09.2010 г. в установленной срок и ходатайствовало об установлении нового срока представления документов и информации.
Письмом ФАС России N 18/30747 от 13.09.2010 срок представления документов (информации) по пункту 6 Требования от 03.09.2010 продлен до 15.09.2010 включительно.
Однако истребованные ФАС России документы по пункту 6 Требования от 03.09.2010 г. и пункту 4 Требования от 10.09.2010 г. в установленный срок ЗАО "Тандер" представлены не были.
По данному факту ФАС России составило в отношении ЗАО "Тандер" протокол N 1 25.4/325-10 об административном правонарушении по ч.5 ст. 19.8 КоАП.
Постановлением ФАС России от 23 декабря 2010 N 1 25.4/325-10 ЗАО "Тандер" привлечено к административной ответственности по ч.5 ст. 19.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб.
До рассмотрения административного дела N 1 25.4/325-10 по существу ЗАО "Тандер" представило запрошенную ФАС России информацию (документы) в полном объеме.
Указанное постановление ФАС оспорено обществом "Тандер" в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 19.8 КоАП РФ, составляет непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В пункте 1 статьи 25 Закона N 135-ФЗ установлено, что коммерческие и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.
Таким образом, Законом установлено право антимонопольного органа на получение информации и документов, необходимых для осуществления его деятельности, и обязанность хозяйствующего субъекта представить истребуемые документы, за неисполнение которой частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).
По смыслу приведенных нормативных положений должная реализация антимонопольным органом своих полномочий предполагает четкое и однозначное формулирование искомых сведений (информации), истребование которых связано не только с нормативно закрепленным перечнем властных полномочий, но и с необходимостью получения соответствующих сведений (информации) в силу определенных фактических обстоятельств (планируемых либо проводимых проверочных мероприятий, имеющих законные цели).
Материалы дела свидетельствуют о том, что общество "Тандер", получив направленный антимонопольной службой запрос, в установленный срок представило истребуемые документы не в полном объеме. Данный факт также не отрицается обществом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Процессуальных нарушений ФАС России при производстве по делу об административном правонарушении не допущено и общество "Тандер" на их наличие не ссылается.
Вместе с тем, оценив материалы дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Материалы дела свидетельствуют о том, что общество своевременно не представило антимонопольному органу лишь часть запрошенной информации по требованию от 03.09.2009 г. При этом 10.09.2009 г. ФАС России направило в адрес ЗАО "Тандер" новое требование о предоставлении документов. Более того, как пояснил представитель общества, в сентябре 2010 г. в адрес ЗАО "Тандер" поступили и находились на исполнении 80 запросов антимонопольных органов субъектов РФ, прокуратур, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления относительно динамики розничных и оптовых цен на социально значимые продукты питания, что также затрудняло своевременное исполнение запросов ФАС России.
Учитывая, что антимонопольным органом запрошен значительный объем документов, сбор сведений и подготовка ответов на запросы возможен только в г. Краснодаре - по месту нахождения юридического лица, поскольку хранение всех документов относительно хозяйственной деятельности общества осуществляется по месту нахождения органов управления, а обработка информации в целях предоставления антимонопольному органу достоверной информации возможна только в ручном режиме, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что своевременное исполнение запросов ФАС России обществом являлось затруднительным. При этом антимонопольный орган не представил доказательств наличия в действиях общества признаков намеренного уклонения от представления в ФАС запрошенных документов и сведений. На момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении запрошенные документы были представлены ЗАО "Тандер" полностью.
Наложение в данном случае штрафа в сумме 400 000 рублей с учетом осознания обществом противоправности своих действий (бездействия) и принятия мер к устранению правонарушения, имеет неоправданно карательный характер.
Суд первой инстанции на основе представленных в материалы дела доказательств сделал обоснованный вывод о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения, так как оно не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным интересам и не повлекло каких-либо негативных последствий для ФАС России или иных лиц.
Оснований к переоценке данного вывода и удовлетворения апелляционной жалобы апелляционный суд не усматривает.
Изложенное свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований к его отмене не имеется.
В силу ч.4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается, следовательно, госпошлина по апелляционной жалобе, поданной по результатам рассмотрения соответствующего заявления, также не подлежит уплате.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 05.05.2011 г. оставить без изменения. В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1175/2011
Истец: ЗАО "Тандер"
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, Федеральная антимонопольная служба России