25 марта 2011 г. |
Дело N А35-6632/2010 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Курской области (межрайонное): представители не явились, извещено надлежащим образом,
от ИП Зуева Д.В.: представители не явились, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Курской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курской области от 29.11.2010 по делу N А35-6632/2010 (судья С.Ю. Орешко) по заявлению индивидуального предпринимателя Зуева Дмитрия Витальевича (ОГРН 307462823600043) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Курской области (межрайонное) о признании недействительным требования N1021 от 25.03.2010,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Зуев Дмитрий Витальевич (далее - ИП Зуев Д.В., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Курской области (межрайонное) (далее - Управление Пенсионного фонда, ответчик) о признании незаконным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 1021 от 25.03.2010 г.. за период с 01.01.2009 г.. по 31.12.2009 г.., в том числе недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 7275 руб. (на страховую часть - 4850 руб., на накопительную часть 2425 руб.), пени в размере 176 руб. 48 коп. (на страховую часть - 117 руб. 65 коп., на накопительную часть 58 руб. 83 коп.).
Решением Арбитражного суда Курской области от 29.11.2010 г.. заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда признано незаконным.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Курской области (межрайонное) обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление Пенсионного фонда ссылается на правомерность осуществляемого взыскания с ИП Зуева Д.В. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 г.. в сумме 7275 руб. и начисленной суммы пени за просрочку уплаты страховых взносов в размере 176,48 руб. Ответчик указывает, что заявитель является индивидуальным предпринимателем и в силу наличия указанного статуса обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа независимо от факта ведения им в спорный период предпринимательской деятельности и получения дохода.
При этом вопрос о наличии в спорный период непреодолимых обстоятельств, которые не позволили заявителю отказаться от указанного статуса, а также о наличии волеизъявления предпринимателя на прекращение регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в период прохождения военной службы по контракту, по мнению органа Пенсионного фонда РФ, не был предметом рассмотрения суда первой инстанции.
В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. Указанное обстоятельство в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, в связи с чем, дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся участников процесса.
Рассмотрение дела откладывалось.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Зуев Дмитрий Витальевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Курской области за основным государственным регистрационным номером 407462823600043, и состоит в качестве страхователя на учете в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждении) Курской области (межрайонном).
Управлением Пенсионного фонда в адрес ИП Зуева Д.В. было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 1021 от 25.03.2010 г.., в соответствии с которым заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 7275 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 4850 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 2424 руб., а также пени в сумме 176,48 руб., в том числе, по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 117,65 руб., на накопительную часть - 58,83 руб.
Не согласившись с указанным требованием, поскольку в спорный период времени предприниматель не осуществлял предпринимательскую деятельность, так как проходил военную службу по контракту, ИП Зуев Д.В. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Порядок взыскания недоимки (задолженности) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 31 декабря 2009 года (включительно), регламентирован ст. 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Так, положениями п.1, 2 ст. 60 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пп.2 п. 1 ст.6 Федерального закона от 15.12.01г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно п. 2 ст. 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Как определено в ст. 28 Закона N 167-ФЗ (в редакции, действующей в 2009 г..), страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Стоимость страхового года на 2009 г.. утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.10.2008 г.. N799 "О стоимости страхового года на 2009 год" в размере 7274,40 руб.
Исходя из приведенных нормативных положений, обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в том числе, в определении от 12.04.2005 г. N 164-О, определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы. Отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения.
Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.
По буквальному смыслу данных нормативных положений, фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями.
Между тем конституционно-правовой смысл этих положений не может быть выявлен без учета их взаимосвязи с иными положениями Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и места в системе действующего пенсионного законодательства.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии регламентированы Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж застрахованного лица, под которым согласно статье 2 Закона N 173-ФЗ понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Следовательно, пенсионный страховой стаж, наличие которого является одним из условий назначения застрахованному лицу трудовой пенсии, может состоять не только из периодов работы и (или) иной, в том числе предпринимательской, деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, - в него могут быть зачтены и отдельные периоды, когда соответствующая деятельность не осуществлялась и страховые взносы не уплачивались (так называемые нестраховые периоды).
Иные, т.е. нестраховые, периоды, которые подлежат зачету в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, перечислены в статье 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Так, согласно пп.1 п. 1 ст. 11 указанного Закона, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы.
Согласно статье 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и
информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что прохождение военной службы осуществляется, в том числе гражданами Российской Федерации по призыву и в добровольном порядке (по контракту).
Из содержания статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что правило о зачете в страховой стаж периода прохождения военной службы по контракту и условия такого зачета распространяются на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Исключений для лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, названным Федеральным законом не установлено.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
В соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Кроме того, военнослужащие не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через
доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение.
С учетом конституционно-правового смысла, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации в Определении N 182-О, применительно к нормативным положениям ст. 28 Закона N 167-ФЗ, данные положения во взаимосвязи с положениями его ст. 17, а также ст. 2, 3, 10, 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя страховых взносов в виде фиксированного платежа за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с прохождением военной службой, которая засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, за которые подлежат уплате страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Зуев Дмитрий Витальевич с 28.02.2008 г.., в том числе в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 г.., проходил военную службу по контракту, что подтверждается справкой войсковой части N 11262 от 08.04.2010 N 371.
Таким образом, заявитель в силу запрета, установленного законом, фактически не мог осуществлять предпринимательскую деятельность в период с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г.
Поскольку основным условием для назначения пенсии является наличие страхового стажа, в который включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполняемой на территории Российской Федерации (статьи 7, 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у заявителя обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в 2009 году.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом Арбитражного суда Курской области об отсутствии в данном случае оснований для взыскания с ИП Зуева Д.В., фактически не осуществляющего предпринимательскую деятельность в 2009 г.. в связи с прохождением военной службы по контракту., недоимки по страховым взносам в сумме 7275 руб. за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г.
Поскольку пенями признается установленная статьей 26 Федерального закона N 167-ФЗ денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки, то при отсутствии основания для взыскания со страхователя суммы страховых взносов за определенный период, основания для взыскания пеней, обеспечивающих исполнение обязанности по уплате страховых взносов, также отсутствуют.
Таким образом, требование Управления Пенсионного фонда об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 1021 от 25.03.2010 г.. обоснованно признано судом первой инстанции незаконным.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Курской области от 29.11.2010 по делу N А35-6632/2010 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда - без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу ст.333.37 НК РФ органы Пенсионного фонда РФ освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 29.11.2010 по делу N А35-6632/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Курской области (межрайонное) без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья: |
В.А. Скрынников |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-6632/2010
Истец: Зуев Дмитрий Витальевич
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Курской области (межрайонное), УПФ РФ в Курской области
Третье лицо: Зуев Дмитрий Витальевич, МИФНС России N8 по Курской области
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-504/11