13 мая 2011 г. |
Дело N А35-11720/2010 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Скрынникова В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Анзельм К.К.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Отдела вневедомственной охраны при Межмуниципальном отделе внутренних дел "Льговский" Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 25.01.2011 г. по делу N А35-11720/2010 (судья Ольховиков А.Н.), по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Курской области о взыскании с Отдела вневедомственной охраны при Межмуниципальном отделе внутренних дел "Льговский" Курской области (ОГРН 1024600645002) налога и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Курской области (далее - МИФНС России N 2 по Курской области, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением о взыскании с Отдела вневедомственной охраны при Муниципальном отделе внутренних дел "Льговский" Курской области (далее - Отдел) задолженности по единому социальному налогу в доле федерального бюджета в сумме 0,46 руб., единый социальный налог в доле Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 1,12 руб., единый социальный налог в доле Территориального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 1,30 руб., единого социального налога в доле Фонда социального страхования в сумме 1709,19 руб., пени по единому социальному налогу в доле Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 0,27 руб., пени по единому социальному налогу в доле Территориального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 0,07 руб., пени по единому социальному налогу в доле Фонда социального страхования в сумме 2,42 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 25.01.2011 заявленные требования удовлетворены частично, с Отдела вневедомственной охраны при Межмуниципальном отделе внутренних дел "Льговский" Курской области взыскано в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации единый социальный налог в доле федерального бюджета в сумме 0,46 руб., единый социальный налог в доле Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 1,12 руб., единый социальный налог в доле Территориального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 1,30 руб., пени по единому социальному налогу в доле Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 0,27 руб., пени по единому социальному налогу в доле Территориального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 0,07 руб. В остальной части требований отказано.
С Отдела взыскано в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 100 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилось с апелляционной жалобой, в которой указывает на несогласие с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с Отдела единого социального налога в части, зачисляемой в Фонда социального страхования в сумме 1709,19 руб. и соответствующих пени в сумме 2,42 руб., просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция ссылается на неправомерность и необоснованность выводов суда первой инстанции об отсутствии у Отдела задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС. По мнению Инспекции, данные налогового обязательства Отдела подтверждают наличие у Отдела указанной задолженности.
Отдел в представленном отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Сторонами ходатайство о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлялось, соответствующих возражений не заявлено, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Курской области от 25.01.2011 г. лишь в обжалуемой части, т.е. в части отказа Инспекции во взыскании с Отдела единого социального налога в доле Фонда социального страхования в сумме 1709,19 руб. и пени по единому социальному налогу в доле Фонда социального страхования в сумме 2,42 руб.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились.
От Отдела вневедомственной охраны поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Отделом в Инспекцию была представлена налоговая декларация по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, за 2009 год.
Согласно представленной декларации, сумма налога к уплате в бюджет 162 347 руб.
В связи с тем, что сумма налога, исчисленная к уплате, Отделом не была уплачена в полном объеме, Инспекцией выставлено требование N 2957 по состоянию на 05.04.2010, в соответствии с которым Отделу в срок до 23.04.2010 предлагалось уплатить налоги в сумме 1712,07 руб., в том числе:
единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 0,46 руб., единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1,12 руб., единый социальный налог, зачисляемый в Территориальный фонда обязательного медицинского страхования в сумме 1,30 руб., единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования в сумме 1709,19 руб.,
и пени в сумме 2,76 руб., в том числе:
пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 0,27 руб., пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 0,07 руб., пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования в сумме 2,42 руб.
В связи с неисполнением указанного требования Инспекция обратилась в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания с Отдела единого социального налога в доле Фонда социального страхования в сумме 1709,19 руб., суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 45, ст. 69, ст. 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и соответствующих пеней.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, то есть суммы налога или сбора, не уплаченной в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 2 статьи 11 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается, в частности, пенями. В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 3 и 5 статьи 75 НК РФ).
Пунктом 6 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.
При этом, поскольку в отличие от недоимки по налогу, для которой определены конкретные сроки уплаты (статья 243 НК РФ), пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности, налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, используя порядок начисления и взыскания пеней, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налоговым органом производится принудительное взыскание налога, при этом с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке (подпункт 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ).
В силу ч.4 ст.215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций возлагается на заявителя.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (ч.6 ст.215 АПК РФ).
Пунктом 1 статьи 235 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) было предусмотрено, что налогоплательщиками единого социального налога признаются организации, производящие выплаты физическим лицам.
Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 243 НК РФ).
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Сроки уплаты налога определены в п.3 ст.243 НК РФ.
Как установлено абзацем 3 пункта 3 статьи 243 НК РФ, по итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В силу абзаца 5 пункта 3 статьи 243 НК РФ данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно п. 6 данной статьи уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации (пункт 5 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации).
До 01.01.2010 указанные сведения представлялись в форме расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ), утвержденной Постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 N 111.
Согласно п. 2.5 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 N 22, страхователи-работодатели, являющиеся плательщиками единого социального налога, осуществляют расходы по обязательному социальному страхованию в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в ФСС РФ.
На основании абзаца 6 пункта 3 статьи 243 НК РФ разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
В силу статьи 240 НК РФ налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 7 статьи 243 НК РФ налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно представленной Отделом декларации по единому социальному налогу за 2009 год, сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования, составила 22 092 руб., в том числе за последний квартал налогового периода - 9229 руб.
По данным Инспекции, на момент обращения в суд, задолженность Отдела в части ЕСН в ФСС составила 1709,19 руб. На указанную сумму задолженности по единому социальному налогу Инспекцией были начислены пени в сумме 2,42 руб.
Вместе с тем, согласно данным Государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, с учетом расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации по итогам 2009 г., по состоянию на 01.01.2010 г. за Отделом задолженность не значится.
Отсутствие задолженности подтверждается также расчетной ведомостью Отдела за 2009 год, из которой следует, что у исполнительного органа фонда имеется задолженность перед плательщиком на конец отчетного периода в размере 148, 50 руб.
Таким образом, за Отделом не числится задолженность по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования.
Соответственно, у суда отсутствовали основания для взыскания с Отдела единого социального налога в доле Фонда социального страхования, за 2009 года в сумме 1709,19 руб.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно указано следующее.
В силу статьи 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку задолженность по единому социальному налогу в доле Фонда социального страхования, указанная в требовании N 2957 от 05.04.2010 в сумме 1709,19 по сведениям Фонда социального страхования отсутствует, сведений об иной задолженности по единому социальному налогу в доле Фонда социального страхования по иному сроку уплаты в требовании не содержится, следовательно, налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих основания и обстоятельства для начисления пени по единому социальному налогу в доле Фонда социального страхования в размере 2,42 руб.
В силу ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Инспекции о взыскании с Отдела единого социального налога в доле Фонда социального страхования в сумме 1709,19 руб. и пени по единому социальному налогу, в доле Фонда социального страхования, в сумме 2,42 руб.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции о наличии у Отдела задолженности в указанном Инспекцией размере за 2009 год со ссылками на представление уточненных налоговых деклараций за отчетные периоды 2006, 2007, 2008 г.г. судом апелляционной инстанции отклоняются.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения за взысканием спорной суммы налога послужил факт неисполнения Отделом требования N 2957 по состоянию на 05.04.2010 г.
Из указанного требования следует, что спорная сумма в размере 2709, 19 руб. и соответствующие суммы пени отражены в требовании в качестве недоимки за 4 квартал 2009 г.
Однако, как указано выше, материалами дела подтверждается факт отсутствия у Общества обязанности по уплате ЕСН в доле Фонда социального страхования.
Иных доказательств, с бесспорностью свидетельствующих о наличии у Отдела задолженности по ЕСН в ФСС в размере 1709,19 руб. и пени по ЕСН в ФСС в сумме 2,42 руб., Инспекцией не представлено.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
В соответствии с п. 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Курской области от 25.01.2011 г. по делу N А35-11720/2010 в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Курской области без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г.. N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для взыскания с Инспекции государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 25.01.2011 г. по делу N А35-11720/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Курской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-11720/2010
Истец: МИФНС России N2 по Курской области
Ответчик: Отдел вневедомственной охраны при Межмуниципальном отделе внутренних дел "Льговский"
Третье лицо: ГУ КРО Фонда социального страхования РФ по Курской области, Отдел вневедомственной охраны при Муниципальном отделе внутренних дел "Льговский" Курской обл.
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1894/11