г. Владивосток |
Дело |
15 июля 2011 г. |
N А59-3059/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.А. Скрипки
судей И.Л. Яковенко, С.Б. Култышева
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Лукониной
от конкурсного управляющего: Ри Дем Бог, доверенность от 18.04.2011 со специальными полномочиями, от уполномоченного органа: не явились, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Сахалинской области
апелляционное производство N 05АП-4193/2011
на определение от 26.05.2011
судьи В.Г. Карташовой
по делу N А59-3059/2008 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления по Сахалинской области о признании несостоятельным (банкротом) ОАО "МАБЭС "Сахалин-Вест",
по жалобе Федеральной налоговой службы России на действия представителя конкурсного управляющего ОАО "МАБЭС "Сахалин-Вест" Арюкова В.А., выразившихся в отказе проведения собрания кредиторов ОАО "МАБЭС "Сахалин-Вест"
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 16.10.2008 Межрегиональный акционерный банк экономического сотрудничества "Сахалин-Вест" ОАО (далее по тексту - Банк) признан несостоятельным (банкротом), открыто
конкурсное производство сроком на 12 месяцев. Полномочия конкурсного управляющего возложены на Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов", представителем которой назначен Арюков В.А.
Федеральная налоговая служба России в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Сахалинской области в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) МАБЭС "Сахалин-Вест" обратилась с жалобой на действия представителя конкурсного управляющего МАБЭС "Сахалин-Вест" Арюкова В.А., в которой просила признать неправомерным отказ в проведении собрания кредиторов по требованию уполномоченного органа.
Определением от 26.05.2011 Арбитражный суд Сахалинской области отказал в удовлетворении жалобы ФНС России на действия представителя конкурсного управляющего МАБЭС "Сахалин-Вест" Арюкова В.А., выразившиеся в отказе в проведении собрания кредиторов МАБЭС "Сахалин-Вест" ОАО.
Не согласившись с вынесенным определением, уполномоченный орган обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, разрешить вопрос по существу.
По мнению заявителя, поскольку Федеральная налоговая служба России является уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве банков права требования к банку, перешедшие к Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее по тексту - Агентство) в результате выплаты им возмещения по вкладам, то права требования Агентства должны учитываться при определении доли процентов, позволяющих уполномоченному органу инициировать проведение собрания кредиторов.
В Дополнениях к апелляционной жалобе сослался на то, что Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.2004 N 548 "Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в области страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" не содержит каких-либо ограничений в части осуществления полномочий ФНС России по представлению в делах о банкротстве банков требований к банку, перешедших к Агентству в результате выплаты указанной корпорацией возмещения по вкладам.
Указал на то, что положения нормативных правовых актов не наделяют Агентство правом на самостоятельное осуществление полномочий кредитора в деле о банкротстве банка, поскольку Агентство является конкурсным управляющим в делах о банкротстве кредитных организаций, и при наделении его такими полномочиями возникает конфликт интересов. Кроме того, совмещение в одном лице полномочий конкурсного управляющего и конкурсного кредитора противоречит целям и задачам, установленным законодательством о банкротстве, так как влечет бесконтрольность со стороны конкурсного управляющего кредитных организаций.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу конкурсный управляющий должника - Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов с доводами жалобы не согласился, просил обжалуемое определение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание явился представитель конкурсного управляющего, иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанных лиц по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель конкурсного управляющего на доводы апелляционной жалобы возразил. Определение Арбитражного суда Сахалинской области счел законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела , 26.10.2002 в адрес конкурсного управляющего уполномоченным органом направлено письмо N 11-11/00796 о созыве собрания кредиторов ОАО "МАБЭС "Сахалин-Вест" с повесткой дня о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов, об образовании нового комитета кредиторов, определении его количественного состава, избрании членов, определении его компетенции.
Письмом от 09.02.2011 N ку-181 конкурсный управляющий оставил требование уполномоченного органа о созыве собрания кредиторов без удовлетворения, указав, что в соответствии с п.1 ст. 14 Закона о банкротстве собрание кредиторов созывается по инициативе конкурсных кредиторов, права требования которых составляют не менее 10 % от общей суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов Банка.
Отказ конкурсного управляющего в созыве собрания кредиторов послужил основанием для обращения в суд с настоящей жалобой.
Отказывая в удовлетворении жалобы, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" собрание кредиторов созывается по инициативе конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее чем десять процентов общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.
Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" в делах о банкротстве (принудительной ликвидации) и в процедурах банкротства (принудительной ликвидации) банков права требования к банку, перешедшие к агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам, представляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
В свою очередь Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2004 N 548 "Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в области страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" предусмотрено, что уполномоченным органом исполнительной власти, представляющим в делах о банкротстве банков права требования к банку, перешедшие к государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в результате выплаты указанной корпорацией возмещения по вкладам, является Федеральная налоговая служба".
Пунктом 2 Положения "О порядке представления Федеральной налоговой службой в делах о банкротстве банков прав требования к банку, перешедших к государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в результате выплаты указанной корпорацией возмещения по вкладам", утвержденного Приказом Минфина России от 12.04.2005 N 56н (далее по тексту - Положение), ФНС России исполняет свои обязанности по представлению прав требования Агентства к банку с даты принятия арбитражным судом решения о признании банка банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства и до завершения конкурсного производства, учитывая совмещение Агентством прав кредитора с полномочиями конкурсного управляющего при банкротстве банка, которыми оно наделяется в соответствии со статьей 50.20 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Согласно пункту 3 указанного Положения ФНС России при представлении прав требования агентства к банку действует без доверенности от имени агентства и в его интересах как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах банкротства банка.
В то же время пунктами 7, 8 Положения установлено, что ФНС России осуществляет права конкурсного кредитора по включенным в реестр требованиям агентства на собрании кредиторов, а также на заседании комитета кредиторов банка через своего представителя. При этом ФНС России учитывает мнение Агентства при участии в собрании (заседании комитета) кредиторов.
Таким образом, ФНС России предоставлены полномочия только по осуществлению прав конкурсного кредитора на собрании кредиторов, а также на заседании комитета кредиторов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что уполномоченный орган не вправе реализовывать от своего имени иные полномочия конкурсного кредитора, права требования по которым принадлежат Агентству, в том числе требовать созыва общего собрания кредиторов.
Доводы заявителя судом отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Размер требований уполномоченного органа, включенных в реестр требований кредиторов Банка, без учета требований Агентства, составляет менее 10 % от общей суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно посчитал, что представитель конкурсного управляющего правомерно отказал ФНС России в удовлетворении заявления о созыве собрания кредиторов.
Довод заявителя о том, что Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.2004 N 548 "Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в области страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" не содержит каких-либо ограничений в части осуществления полномочий ФНС России по представлению в делах о банкротстве банков требований к банку, перешедших к Агентству в результате выплаты указанной корпорацией возмещения по вкладам, подлежит отклонению, поскольку согласно Положению "О порядке представления Федеральной налоговой службой в делах о банкротстве банков прав требования к банку, перешедших к государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в результате выплаты указанной корпорацией возмещения по вкладам", конкретизирующему порядок осуществления таких полномочий, полномочия ФНС России ограничены осуществлением прав конкурсного кредитора на собрании кредиторов, а также на заседании комитета кредиторов банка с учетом мнения агентства.
Ссылка заявителя на возникновение конфликта интересов в случае наделения Агентства правом на самостоятельное осуществление полномочий кредитора в деле о банкротстве банка является необоснованной, так как Закон о банкротстве и Закон о банкротстве кредитных организаций не содержит понятия конфликта интересов и не обусловливает реализацию полномочий конкурсного кредитора отсутствием такого конфликта.
Учитывая предусмотренную Законом о банкротстве возможность обжалования действий конкурсного управляющего в судебном порядке, является также ошибочным довод заявителя о том, что совмещение в одном лице полномочий конкурсного управляющего и конкурсного кредитора влечет бесконтрольность со стороны конкурсного управляющего кредитных организаций.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого определения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.05.2011 по делу N А59-3059/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение одного месяца.
Председательствующий |
Н.А. Скрипка |
Судьи |
И.Л. Яковенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-3059/2008
Истец: Банк России в лице Главного управления Банка россии по Сахалинской области
Ответчик: ОАО "МАБЭС "Сахалин-Вест"
Третье лицо: Кирсанов Валерий Алексеевич, Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов"
Хронология рассмотрения дела:
05.05.2015 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2684/09
23.03.2015 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1269/15
19.02.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-345/15
20.01.2015 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-3059/08
14.01.2015 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-82/15
02.12.2014 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-15024/14
24.11.2014 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-3059/08
29.10.2014 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-13923/14
18.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-34/14
08.11.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8363/13
18.12.2012 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-3059/08
21.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4302/12
06.07.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4208/12
05.06.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-1324/10
13.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1324/10
24.10.2011 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-3059/08
19.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4418/11
15.07.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4193/11
11.07.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2649/08
18.04.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1272/11
29.03.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1273/11
28.03.2011 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-3059/08
18.03.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1062/11
17.11.2010 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5885/2010
15.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1324/10
11.11.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5148/2009
14.07.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2649/2008
01.07.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2684/2009
11.03.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2649/2008