31 марта 2011 г. |
Дело N А14-9517/2010/264/5 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сычевой Е.И.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Башкирова В.В.: Кардашова С.Н., представителя по доверенности N 36 082730 от 30.06.2010;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Иволгина Р.В., главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения, доверенность N 320-д от 30.12.2010;
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Алексеевой Ю.В., советника отдела правового обеспечения, доверенность N 215 от 07.09.2010;
от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области: Холодова А.С., юрисконсульта 1 категории юридического отдела, доверенность N 01-36/36 от 16.09.2009;
от Администрации городского округа город Воронеж: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2010 по делу N А14-9517/2010/264/5 по заявлению индивидуального предпринимателя Башкирова В.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Башкиров Владимир Витальевич обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, выразившихся в неуказании сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:34:0203013:78, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, 54б, в кадастровой выписке о земельном участке N 34-321/10-4801 от 30.07.2010, и обязании Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области в пятидневный срок выдать кадастровую выписку о земельном участке с кадастровым номером 36:34:0203013:78, расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, 54б, с указанием кадастровой стоимости земельного участка, с учетом уточнения состава участников процесса и требований применительно к ст. ст. 46, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация городского округа город Воронеж и Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Решением суда от 21.12.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
При этом заявитель апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с представленными документами заявителю спорный земельный участок предоставлен с разрешенным использованием для благоустройства с целью озеленения. Однако, такой вид функционального (разрешенного) использования не предусмотрен нормами земельного законодательства, Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, постановлением Администрации Воронежской области от 28.12.2005 N 1224.
В судебное заседание Администрация городского округа город Воронеж не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
По делу объявлялся перерыв с 18.03.2011 по 25.03.2011.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Башкиров Владимир Витальевич на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 36 N АБ 673154 является собственником земельного участка отдельно стоящего здания (кафе), литер А, А1 площадью 335,8 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, улица Генерала Лизюкова, 54а.
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0203013:21, площадью 6 892 кв.м., предоставленном в аренду ИП Башкирову В.В., ПГСК "СОЮЗ" на основании договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора N 657-08/гз от 21.07.2008, с учетом дополнительного соглашения от 25.11.2008 о присоединении к договору аренды земельного участка от 21.07.2008 N 657-08/гз.
С целью получения в аренду земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 34 Земельного кодекса РФ, для целей благоустройства прилегающей к принадлежащему ему зданию кафе территории, ИП Башкировым В.В. была инициирована предусмотренная ч.4 ст. 34 Земельного кодекса РФ процедура утверждения Администрацией схемы расположения в границах кадастрового квартала, земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, 54б, площадью 1 658 кв.м.
Постановлением Администрации N 224 от 08.12.2009 утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов площадью 1 658 кв.м., для благоустройства с целью озеленения без права строительства сооружений по ул. Генерала Лизюкова, 54б, на кадастровом плане территории 36:34:0203013 и рекомендовано заявителю произвести постановку земельных участков на кадастровый учет.
17.02.2010 ИП Башкиров В.В. обратился в ФГУ "ЗКП" с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет и просьбой выдать кадастровый паспорт указанного объекта недвижимости в количестве 5 экземпляров.
Решением N 36:34:02/10-276 данный земельный участок поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер 36:34:0203013:78), 19.03.2010 заявителю выдан кадастровый паспорт земельного участка.
27.07.2010 ИП Башкиров В.В. обратился с заявлением в ФГУ "ЗКП" с запросом о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 36:34:0203013:78, расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, 54б, в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости в объеме разделов 1 экз. КВ1.
30.07.2010 заявителю предоставлена кадастровая выписка о земельном участке N 34-321/10-4801.
Ссылаясь на то, что в вышеназванной выписке отсутствуют сведения о кадастровой стоимости и об удельном показателе кадастровой стоимости, что не позволяет заявителю оформить договор аренды спорного земельного участка с уполномоченным органом, поскольку для расчета арендной платы необходимо использование кадастровой стоимости в силу положений Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости", Приказа Минюста РФ от 19.03.2008 N 66 "Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории", ИП Башкиров В.В., обратился в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что с учетом положений приказа Росреестра N П/93 от 11.03.2010 Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 15.09.2010.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно ч.4 ст. 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч.4 ст. 198 АПК РФ).
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы участников процесса, указывающих на пропуск заявителем процессуального срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, ИП Башкиров В.В. обратился 17.02.2010 в ФГУ "ЗКП" с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет. О предоставлении сведений о земельном участке заявитель обратился в ФГУ "ЗКП" 27.07.2010, в результате чего получил выписку о земельном участке номер 36:34:0203013:78.
Кадастровая выписка датирована 30.07.2010, с заявлением ИП Башкиров В.В. обратился в арбитражный суд Воронежской области 21.09.2010, то есть с соблюдением трехмесячного срока для обжалования.
Таким образом, суда первой инстанции, отклоняя доводы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, обоснованно указал на предмет заявленных требований, поскольку ИП Башкировым В.В. обжалуется неуказание кадастровой стоимости земельного участка в кадастровой выписке, а не в кадастровом паспорте.
В силу ст. 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5 ст. 65 ЗК РФ).
Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости установлен ст. 7 Закона N 221-ФЗ, в соответствии с которой в государственный кадастр недвижимости вносятся ряд дополнительных сведений об объекте недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (п.п. 11).
Пунктом 1 ст. 14 Закона N 221-ФЗ установлено, что общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам, в том числе в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости (п.2 ст. 14).
Приказом Минюста РФ от 19.03.2008 N 66 утверждена форма кадастровой выписки о земельном участке, в соответствии с которой в п. 12 кадастровой выписки указываются последние по дате внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно Приказу Минюста РФ от 19.03.2008 N 66 по запросу заинтересованного лица сведения из государственного кадастра недвижимости могут быть предоставлены в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости.
Выписка по утвержденной форме предоставляется на земельный участок (приложение N 1 к Приказу). Она включает в себя разделы КВ.1 - КВ.6. Разделы КВ.3 и КВ.4 оформляются только при наличии в государственном кадастре недвижимости соответствующих сведений.
Для предоставления сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастровую выписку о земельном участке включается только раздел КВ.1.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которыми определяется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и для целей земельного кадастра (Правила).
Согласно п. 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Таким образом, вид функционального использования земельного участка является показателем, учитываемым при проведении государственной кадастровой оценки земельного участка.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории, в том числе на земли населенных пунктов, предусмотрено п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).
Как было установлено в суде первой инстанции и подтверждают материалы дела, на момент обращения за кадастровой выпиской, так и на момент рассмотрения дела соответствующий классификатор утвержден не был. Следовательно, правовая основа для однозначного наименования видов разрешенного использования земельных участков на данный момент отсутствует.
Постановлением Администрации Воронежской области от 28.12.2005 N 1224 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Воронежской области" утверждены показатели кадастровой стоимости земель по 14 видам функционального использования земель.
Положениями Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), предназначенных для проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, предусмотрено выделение 16 видов разрешенного использования земельных участков.
Заключением Администрации городского округа города Воронеж Воронежской области N 03-280з от 01.09.2008 "О возможности формирования земельного участка для осуществления благоустройства по улице Генерала Лизюкова, 54б" установлено, что основной вид разрешенного использования - многоквартирные жилые дома 5 этажей; 9-10 этажей и выше; вспомогательные виды - объекты образования и дошкольного воспитания, медицинское обслуживание, предприятия торговли и общественного питания, бытовое обслуживание, клубные помещения, почта, телеграф, телефон, отделение сбербанка, зеленые насаждения, гаражи и автостоянки. Осуществление благоустройства на земельном участке по улице Генерала Лизюкова, 54б не нарушает функционального зонирования данного района.
Постановлением Администрации городского округа города Воронеж Воронежской области N 224 от 08.12.2009 утверждена схема расположения земельного участка, из земель населенных пунктов площадью 1658 кв.м. для благоустройства с целью озеленения без права строительства капитальных сооружений.
Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением N 224 от 08.12.2009, межевым планом лист N 6, кадастровым паспортом земельного участка, в соответствии с которым земельный участок был поставлен на кадастровый учет с указанием разрешенное использование/назначение - благоустройство с целью озеленения без права строительства капитальных сооружений, кадастровой выпиской земельного участка, действующих на момент вынесения постановления N 224 от 08.12.2009, решением Воронежской городской Думы от 06.12.2006 г.. N 259-II, утвердившего карты градостроительного зонирования территории городского округа город Воронеж и Градостроительные регламенты территории городского округа город Воронеж, подтверждается, что был указан вид разрешенного использования "с целью озеленения".
Пунктом 17.3.2., индекс зоны - Ж 10 Решения Воронежской городской Думы от 06.12.2006 N 259-II (с изменениями от 08.07.2009) "Об утверждении "Карты градостроительного зонирования территории городского округа город Воронеж" и Градостроительных регламентов территории городского округа город Воронеж", действующему на дату принятия Администрацией постановления N 224, определено, что вспомогательным видом разрешенного использования является такой вид как "зеленые насаждения".
Пунктом 1.4. Временного положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного Приказом Главного Управления государственного имущества Воронежской области от 25.09.2007 N 1088, предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться для благоустройства территории, в том числе устройства озелененных территорий, зон отдыха населения, детских и спортивных площадок.
На основании вышеназванных норм, суд первой инстанции, обоснованно пришел к выводу, что Постановлением Администрации городского округа города Воронеж Воронежской области N 224 от 08.12.2009 указан вид разрешенного использования (вспомогательный) и цель - для благоустройства с целью озеленения без права строительства капитальных сооружений, что является достаточным основанием для отнесения спорного земельного участка к одному из утвержденных видов функционального использования земли.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления принимать решения об изменении одного вида функционального использования земельных участков на другой вид такого использования.
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, определение вида функционального использования земельного участка для целей кадастровой оценки такого участка входит в полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и органов кадастрового учета объектов недвижимости.
Пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ определяет, что в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.
Постановление Администрации Воронежской области от 28.12.2005 N1224 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Воронежской области" была утверждена кадастровая стоимость земель населенных пунктов.
На основании вышеизложенного, как было установлено судом первой инстанции, довод Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о применении нормативной цены земельного участка не является обоснованным, поскольку в Воронежской области определена кадастровая стоимость земель населенных пунктов.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.71 АПК РФ, что неуказание сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:34:0203013:78, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, 54б, в кадастровой выписке о земельном участке N 34-321/10-4801 от 30.07.2010, является незаконным.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2010 по делу N А14-9517/2010/264/5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9517/2010
Истец: Башкиров В В, Башкиров Владимир Витальевич
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области
Третье лицо: Администрация городского округа г. Воронеж, Администрация городского округа город Воронеж, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, Департамент имущетвенных и земельных отношений Воронежской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" ВО (в лице Богучарского филиала", Управление Росреестра по Воронежской области, ФГУ "ЗЕМЕЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА" ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛ.
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-786/11