21 июня 2011 г. |
Дело N А35-11992/2010 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Ольшанской Н.А.,
судей - Михайловой Т.Л.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения - Курского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации: Грачевой М.В., представителя по доверенности N 01-15/6323 от 05.03.2011,
от УФМС по Курской области: представители не явились, надлежаще извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 19.01.2010 по делу N А35-11992/2010 (судья Морозова М.Н.), принятое по заявлению Управления Федеральной миграционной службы по Курской области (ОГРН 1054639167846) к Государственному учреждению - Курскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным решения от 22.06.2010 N 280,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной миграционной службы по Курской области (далее по тексту также "Управление", "страхователь") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Государственному учреждению - Курскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации (далее - "Фонд") о признании недействительным его решения от 22.06.2010 N 280 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.
Решением Арбитражного суда Курской области от 13.01.2011 в удовлетворении заявленных требований Управлению отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как принятого с нарушением норм материального права.
По мнению апеллянта, суд не учел ссылки Управления на неправильное применение и нарушение решением Фонда положений, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования, п. 3 ст. 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, п. 12, 14, 65 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности".
В представленном апелляционному суду отзыве Фонд возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.
Представитель Управления в судебное заседание 16.06.2011 не явился, Управление направило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, в силу чего на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие стороны.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу и дополнений к ним, представленных сторонами, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Фондом была проведена документальная выездная проверка Управления как страхователя, по результатом которой не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением, по мнению Фонда, требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, в общей сумме 57 435,40 рубля; Управлению предложено отразить суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда (форма 4-ФСС РФ, раздел I) и представить в территориальный орган ФНС России уточненный расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу.
Посчитав решение Фонда от 22.06.2010 N 280 незаконным, нарушающим его права и законные интересы, Управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования Управления в полном объеме, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Управление Федеральной миграционной службы по Курской области в силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" является страхователем по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования"). При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (статья 10 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" право на пособия по временной нетрудоспособности имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
На основании пункта 1 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514, документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно- профилактическом учреждении, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком, а в случае заболевания ребенка, включенного в перечень заболеваний, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, не более чем за 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием.
Пунктом 35 указанного Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности предусмотрено, что листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход.
На основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" пособие по временной нетрудоспособности, в случае необходимости осуществления ухода за больным членом семьи, выплачивается застрахованным лицам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации с 1-го дня временной нетрудоспособности.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности.
Пунктами 1, 4 статьи 13 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Из оспариваемого решения усматривается, что по результатам проверки Фонд установил ряд нарушений Управлением вышеназванных норм.
Заявляя требование о признании решения Фонда незаконным в полном объеме, Управление ссылалось на допущение Фондом существенных нарушений при принятии оспариваемого решения, поскольку в акте проверки N 433с/с от 28.05.2010 не описаны нарушения, допущенные страхователем со ссылкой на первичные документы и нормы права.
Данные доводы были обоснованно отклонены судом исходя из следующего.
Документальная выездная проверка Управления за период с 01.01.2007 по 31.12.2009 проведена Региональным отделением Фонда в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, Постановлением ФСС РФ от 07.04.08 N 81 "Об утверждении методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам".
По результатам проверки региональным отделением Фондом составлен акт документальной выездной проверки страхователя от 28.05.2010 N 433с/с, в пункте 2.1 которого систематизированы выявленные нарушения при произведении Управлением как страхователем расходов.
В пункте 3.1. акта установлено непринятие к зачету за 2007-2009 гг. расходов, произведенных в каждом из отчетных периодов: в 2007 году. - 185,97 рублей, в 2008 году - 25 950,31 рублей, в 2009 году - 31 299,12 рублей, а всего расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию в сумме 57 435,40 рублей, в том числе по временной нетрудоспособности и по беременности и родам - 26 400,60 рублей, из них на основании листков нетрудоспособности, выданных с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности в сумме 8260,59 рублей, отраженных в приложении N 2 к акту.
В пункте 4.1 заключительной части акта от 28.05.2010 N 433с/с проверяющим ревизором регионального отделения предложено страхователю как плательщику ЕСН: а) отразить суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском расчете и расчетной ведомости по средствам ФСС РФ (форма 4-ФСС РФ, раздел 1) и представить в территориальный орган ФНС России уточненный расчет по авансовым платежам по ЕСН; б) произвести доплату по неправильно выданным пособиям и отразить расходы в расчетной ведомости по средствам Фонда (форма 4-ФСС, раздел 1) за период, в котором будет произведена доплата.
В пункте 4.4 вышеуказанного акта Управлению предложено устранить выявленные нарушения в расходовании средств на цели обязательного социального страхования; начисление и выплату пособий производить строго в соответствии с действующим законодательством.
Методическими указаниями "О порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам" (далее по тексту - Методические указания), утвержденными постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.05.2008) установлен порядок проведения Фондом социального страхования Российской Федерации проверок за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование и порядок оформления результатов данных проверок.
Пунктом 1 Методических указаний предусмотрено, что контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
Пунктом 12 и 17 Методических указаний установлено, что описательная часть указанного акта, составленного по результатам проверки страхователя должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов выявленных нарушений в расходовании страхователем средств на цели обязательного социального страхования, начисление и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, либо на отсутствие таковых.
Итоговая часть должна содержать предложения проверяющих, включающие в том числе следующее: об отражении сумм не принятых к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком ЕСН, в бухгалтерский учет и расчетные ведомости по средствам Фонда (раздел 1 формы 4-ФСС РФ) и представление в территориальный орган Федеральной налоговой службы уточненного расчета по авансовым платежам по ЕСН; об отражении сумм расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, произведенных страхователем-работодателем, уплачивающим добровольно в Фонд страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в бухгалтерском учете и отчете по страховым взносам.
Подписанный проверяющим акт вручается руководителю организации либо индивидуальному предпринимателю (пункт 22).
Страхователь в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта представить в соответствующее отделение (филиал отделения) Фонда письменное объяснение мотивов отказа в подписании акта (при наличии данного обстоятельства) или возражений по акту в целом или по его отдельным положениям (пункт 23).
До истечения указанного в пункте 23 Методических указаний срока, в течение 10 дней руководитель (заместитель) отделения (филиала отделения) Фонда выносит решение по результатам рассмотрения акта и других материалов проверки (пункт 24).
Оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу, что акт проверки от 28.05.2010 N 433с/с составлен в соответствии с пунктами 13-19 Методических указаний. С учетом представленных на акт проверки возражений Учреждения Фондом было принято оспариваемое решение, которое также соответствует по форме и содержанию указанным Методическим рекомендациям.
Отклоняя соответствующий довод апелляционной жалобы Управления, апелляционный суд отмечает, что систематизация нарушений, отраженная Фондом в Приложении N 2 к акту проверки "Таблица расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов либо не подтвержденных документами в установленном порядке" позволяет идентифицировать выявленные Фондом нарушения, поскольку содержит информацию о виде пособия, номере больничного листа, Ф.И.О. получателя пособия, периоде начисления пособия, сумме выплаты по пособию, сумме расходов, не принятых к зачету и ссылку на норму, нарушение которой допущено страхователем.
Отсутствие в акте проверки подробного расчета суммы расходов, не принятых к зачету в счет ЕСН, в отношении каждого застрахованного лица (в Приложении N 2 это 193 позиции) не может быть рассмотрено в качестве нарушения Фондом порядка оформления результатов проверки и прав страхователя, влекущих незаконность вынесенного ненормативного акта. Указание сумм, не принятых к зачету, по каждому лицу и по каждому виду выплат у Фонда присутствует, что позволяет проверить обоснованность выводов Фонда.
Кроме рассмотренного выше довода Учреждение не согласилось с отдельными случаями непринятия Фондом расходов по оспариваемому решению.
Так, Управлением оспаривается вменение ему нарушения п. 3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию". Осуществляя в проверяемом периоде исчисление пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, Управление исключало из расчетного периода нерабочие праздничные дни, приходящиеся на время оплачиваемых отпусков работников, не принимая во внимание то, что нерабочие праздничные дни в срок отпуска не включаются и не оплачиваются; указанные дни только продлевают отпуск. Данное обстоятельство Управлением не оспаривается.
Такие нарушения выявлены при расчете пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Рудаковой Е.В., Поляковой Г.В. Калмыковой Н.А., Кузнецовой Е.Н., Карцевой Н.А., Губенко С.А., Мишиной И.А., пособий по беременности и родам Бондаренко О.В., Ивакиной О.В., Глазуновой Е.Г., Головко Н.В., Губенко С.А., а также пособий по временной нетрудоспособности, согласно Таблице расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов (Приложение N 2 к Акту проверки страхователя).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона N 190-ФЗ и статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) определены условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам.
В соответствии со статьей 11 указанного закона пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
В статье 13 Закона N 255-ФЗ установлено, что назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Пункт 1 статьи 14 этого же закона определяет, что пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.
Средний дневной заработок для исчисления пособий по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за указанный выше период на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата (пункт 3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 этой же статьи размер дневного пособия по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 11 Закона N 255-ФЗ.
Размер пособия по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам (пункт 5 статьи 14 Закона N 255-ФЗ).
Согласно п. 15 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение), средний дневной заработок определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на число календарных дней, приходящихся на этот расчетный период. Причем п. 8 Положения установлены периоды, а также начисленные за эти периоды суммы, которые исключаются при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия. При определении размера пособия, подлежащего выплате, в число учитываемых календарных дней включаются нерабочие праздничные дни (п. 18 Положения).
Апелляционный суд отклоняет ссылки Управления на положения Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", поскольку данный ненормативный акт не может быть применен к рассматриваемым правоотношениям, так как устанавливает порядок исчисления средней заработной платы исключительно для целей применения статьи 139 Трудового кодекса РФ, т.е. для случаев определения размера среднего заработка, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, следовательно, для целей социального страхования применен быть не может.
Как указано в статье 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.
Такие законы названы выше и их положения применены Фондом.
Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы в этой части подлежат отклонению.
Также Фондом установлено, что при расчете пособий страхователь включал в расчет пособий по временной нетрудоспособности премию к празднику, подлежащую, по мнению Фонда, исключению из расчета.
Так, пунктом 4 Постановления правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию" (в редакции, действовавшей в проверенный период) было установлено, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).
Сумма расходов, не принятых к зачету в счет единого социального налога, в связи с указанным нарушением в расчете пособий составила 14 392, 88 руб.
Суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований Фонда по данному эпизоду.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что Фондом не приняты подлежащими включению в расчет среднего заработка для исчисления сумм пособий суммы премий, начисленных и выплаченных Управлением приказами N 19 от 3 марта 2007 года, N 20 от 4 марта 2008 года, N 17 от 21 февраля 2008 года, N 25 от 27 февраля 2009 года - в связи с празднованием 8 Марта и Дня защитника Отечества.
Указанные суммы премий выплачивались Управлением за счет экономии средств, выделенных Управлению по смете как государственному учреждению из федерального бюджета, что соответствует п.2.6. Временного Положения о премировании государственных гражданских служащих УФМС России по Курской области - Приложения N 1 к приказу от 13.03.2007 N 23. Как следует из п. 1.2 Положения оно принято в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных служащих".
Премирование работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным гражданским должностям (служащих) осуществлялось на основании Временного Положения о премировании - Приложения N 2 к приказу от 13.03.2007 N 23, разработанного в соответствии с Постановлениями Правительства от 21.07.1997 N 912 "Об упорядочении оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным гражданским должностям" и N 785 от 14.10.1992 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС" (п. 1.1). В п. 1.2 данного Положения также прямо предусмотрено, что расходы, связанные с выплатами по настоящему Положению производятся в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на соответствующий год, на оплату труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным гражданским должностям.
Спорные суммы выплат в пользу работников включены Управлением в расчет налоговой базы по ЕСН, в подтверждение чего Управлением представлены в материалы дела индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН по форме, утвержденной Приказом МНС РФ от 27.07.2004 N САЗ-3-05/443 и расчетные листки за соответствующие периоды.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что осуществленные Управлением выплаты премий относятся к выплатам стимулирующего характера, приведенным в статье 255 Налогового кодекса РФ, т.е. входящим в систему оплаты труда.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ плательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 1 статьи 237 НК РФ предусмотрено, что налоговая база налогоплательщиков (организаций, производящих выплаты физическим лицам) определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
Согласно пункту 3 статьи 236 НК РФ выплаты и вознаграждения физических лиц не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если у налогоплательщика-организации такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В соответствии со статьей 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. К расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, единовременные вознаграждения за выслугу лет (пункты 2, 3 и 10 статьи 255 НК РФ). В пункте 25 статьи 255 НК РФ указано, что к расходам на оплату труда относятся и другие виды расходов, произведенных в пользу работников, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
Таким образом, и в пункте 1 статьи 236 НК РФ, и в пункте 3 статьи 236, и в статье 255 НК РФ речь идет о начисляемых работникам выплатах и иных вознаграждениях стимулирующего и (или) компенсирующего характера, предусмотренных коллективным и (или) трудовым договорами.
Оценив представленные в материалы дела документы Управления, апелляционная коллегия приходит к выводу, что выплаты денежных средств в виде премий к праздникам 8 Марта и День защитника Отечества прямо предусмотрены системой оплаты труда Управления и относятся к выплатам стимулирующего характера, предусмотренным в статье 255 НК РФ, следовательно, в соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ являются объектом налогообложения ЕСН.
При этом вводы апелляционного суда не противоречат пункту 4 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию", предписывавшего, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, не подлежали включению выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда. Такие выплаты не являются объектом налогообложения ЕСН и не участвующие в расчете страховой суммы.
В нашем же случае спорные суммы премий подлежат признанию носящими не социальный, а стимулирующий характер, поэтому включены Управлением в налоговую базу ЕСН и правомерно подлежали включению в расчет среднего заработка, исходя из которого Управлением исчислялись суммы пособий.
Исходя из изложенного, решение Фонда от 22.06.2010 N 280 в части непринятия к зачету расходов по выплате пособий, произведенных страхователем - плательщиком ЕСН, в сумме 14 392, 88 руб. является незаконным и подлежит признанию недействительным.
Еще одно нарушение, факт наличия которого оспаривался Управлением, - это принятие к зачету в счет единого социального налога, расходов, выплаченных на основании листка нетрудоспособности на имя Калиничевой Н.В. N 1112539 на сумму 2877 руб., выданного, как указано в Приложении N 2 к акту проверки (поз. 184), с нарушением п. 12 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514 "О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" (далее - Порядок N 514).
Пунктами 12 и 14 Порядка N 514 установлено, что при амбулаторном лечении заболеваний (травм), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей гражданами трудоспособности, медицинский работник единолично выдает листок нетрудоспособности единовременно на срок до 10 календарных дней (до следующего осмотра гражданина медицинским работником) и единолично продлевает его на срок до 30 календарных дней. При сроках временной нетрудоспособности, превышающих 30 календарных дней, листок нетрудоспособности выдается по решению врачебной комиссии. При сроке временной нетрудоспособности, превышающем 30 календарных дней, решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи листка нетрудоспособности осуществляется врачебной комиссией.
Судом верно указано, что в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ единственным основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный в установленном Порядке.
В соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.
Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
В соответствии с п. 18 указанного Положения расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного Порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Таким образом, обязанность проверки листков нетрудоспособности для выплаты пособия и правильности начисления пособий лежит на администрации страхователя, которая производит их выплату. Только при надлежащем исполнении этой обязанности у страхователя возникает право возмещения средств за счет Фонда социального страхования, а у последнего - обязательство принять выплаченные суммы к зачету.
Оценив доказательства по делу, суд первой инстанции согласился с выводами Фонда о неправомерном принятии Управлением к зачету расходов по всем случаям неправильно оформленных больничных листков, в том числе и на имя Калиничевой Н.В. N 1112539.
Вместе с тем, вывод суда о правомерности отказа в принятии к зачету расходов в сумме 2877 руб. по листку нетрудоспособности N 1112539, выданному Калиничевой Н.В., является неверным, поскольку листок нетрудоспособности оформлен не в порядке, предусмотренном пунктом 12 Порядка N 514, а в соответствии с пунктом 36 Порядка N 514.
Апелляционной коллегией установлено, что листок нетрудоспособности N 1112539 выдан Калиничевой Н.В. на период с 27.10.2009 по 06.11.2009 (11 календарных дней) по уходу за ребенком - сыном в возрасте 3 лет (т.1, л. 75-77).
В соответствии с пунктом 36 Порядка N 514 листок нетрудоспособности выдается по уходу за ребенком в возрасте до 7 лет - при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении на весь период острого заболевания или обострения хронического заболевания.
Ссылка Фонда социального страхования на необходимость в данном случае руководствоваться пунктом 12 Порядка N 514, является ошибочной, так как пункт 12 Порядка N 514 относится к случаям выдачи листка нетрудоспособности при заболеваниях и травмах, отравлениях (некоторых других последствиях воздействия внешних причин), тогда как в настоящем случае имело место выдача листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи, что регулируется разделом 5 Порядка N 514.
В силу изложенного, апелляционная инстанция поддерживает довод Управления об отсутствии нарушения действующего законодательства при оформлении листка нетрудоспособности N 1112539, выданному Калиничевой Н.В. Отказа в принятии к зачету расходов по указанному листку является неправомерным.
Иные факты выявленных Фондом нарушений, указанных в решении Фонда от 22.06.2010 N 280, Управлением не оспариваются.
Таким образом, оспариваемое решение Фонда 22.06.2010 N 280 является незаконным и подлежит признанию недействительным в части непринятия к зачету расходов по выплате пособий, произведенных страхователем - плательщиком ЕСН, в общей сумме 17 269, 88 (14 392, 88 + 2877) руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано обоснованно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу неверного применения норм материального права, решение Арбитражного суда Курской области от 19.01. 2011 подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявленного требования Управления о признании недействительным решения Фонда от 22.06.2010 N 280 в части непринятия к зачету расходов по выплате пособий, произведенных страхователем - плательщиком ЕСН, в общей сумме 17 269,88 руб.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не решается, так как в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) Фонд как государственный орган освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Курской области удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Курской области от 19.01.2011 по делу N А35-11992/2010 отменить в части отказа в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения Государственного учреждения - Курского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации от 22.06.2010 N 280 в части непринятия к зачету расходов по выплате пособий, произведенных страхователем - плательщиком ЕСН, в сумме 17 269,88 руб.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Курского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации от 22.06.2010 N 280 в части непринятия к зачету расходов по выплате пособий, произведенных страхователем - плательщиком ЕСН, в сумме 17 269,88 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Курской области от 19.01.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-11992/2010
Истец: Управление Федеральной миграционной службы по Курской обл., Управление Федеральной миграционной службы по Курской области
Ответчик: ГУ КРО Фонда социального страхования РФ по Курской области
Третье лицо: ГУ КРО Фонда социального страхования РФ по Курской обл.
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1313/11