город Ростов-на-Дону |
дело N А32-2106/2011 |
14 июля 2011 г. |
15АП-6069/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей А.В. Гиданкиной, Н.Н. Смотровой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Новороссийская управляющая компания" на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.04.2011 по делу N А32-2106/2011, принятое судьей Шкира Д.М.
по заявлению открытого акционерного общества "Новороссийская управляющая компания" к Отделу государственного пожарного надзора г. Новороссийска ГУ МЧС по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Новороссийская управляющая компания" (далее - ОАО "НУК") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Отделу государственного пожарного надзора г. Новороссийска ГУ МЧС России (далее - ОГПН) о признании незаконным и отмене постановления N 71 от 20.01.2011 о привлечении ОАО "НУК" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 21 000 рублей.
Решением суда от 11.04.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение обществом правонарушения в виде нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "НУК" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что законный представитель общества не был извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Отдела надзорной деятельности ГУ МЧС по Краснодарскому краю в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность решения суда, а также содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя отдела.
От ОАО "Новороссийская управляющая компания" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие общества.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в связи с исполнением поручения заместителя прокурора г. Новороссийска от 01.12.2010 (л.д. 76) на основании распоряжения N 4 от 22.12.2010, инспектором г. Новороссийска по пожарному надзору ГУ МЧС по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения ОАО "Новороссийская управляющая компания" требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности по управлению имуществом общежитий по адресу: г. Новороссийск, ул. Леженина, 90.
Проверка начата 23.12.2010, результаты проверки оформлены Актом проверки. Проверка проведена с участием представителя общества.
По результатам проверки в отношении ОАО "НУК" составлен протокол об административном правонарушении N 71 от 17.01.2011 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
В протоколе указано, что обществом нарушены обязательные требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом от 22.07.2008 N ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ) и "Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03) в помещениях и на территории ОАО "Новороссийская управляющая компания" общежитие по адресу: г. Новороссийск, ул. Леженина, 90, а именно: здание не обеспечено индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на каждые 30 человек, находящиеся на этаже здания (ППБ 01-03 п. 129); дверь электрощитовой не выполнена с пределом огнестойкости не менее EI 30 часа СП 2.13130.2009 п. 6.8.19 (статья 87 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ); эвакуационные пути в здании не обеспечивают безопасную эвакуацию людей, а именно: пути эвакуации не выполнены освещенными в соответствии с СНиП 23-05-95. СП 1.13130.2009 п. 4.3.1 (часть 1 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ), выход на кровлю не выполнен через противопожарный люк 2 - го типа размерами 0,6 х 0,8 (часть 7 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ); отсутствует ограждение на кровле, выполненное в соответствии с требованиями пожарной безопасности (часть 16 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ); не разработана и не представлена в ОНД г. Новороссийска декларация пожарной безопасности (часть 5 стати 6, часть 1 статьи 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ); не обеспечено функционирование системы оповещения людей о пожаре в течение времени необходимого: для завершения эвакуации людей из здания, обнаружения пожара, управления другими техническими средствами (не представлены подтверждающие документы) (часть 7 статьи 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ; ФЗ N 69 от 21.12.1994 статья 37); не обеспечено функционирование системы пожарной сигнализации в течение времени необходимого: для завершения эвакуации людей из здания, обнаружения пожара, управления другими техническими средствами (не представлены подтверждающие документы) (часть 2 статьи 103 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ; ФЗ N 69 от 21.12.1994 статья 37).
Протокол составлен с участием представителя общества Ермака В.И., действовавшего на основании доверенности N 43 от 28.12.2010.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении главным государственным инспектором г. Новороссийска по пожарному надзору ГУ МЧС по Краснодарскому краю вынесено постановление N 71 от 20.01.2011 о привлечении ОАО "Новороссийская управляющая компания" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 21 000 рублей.
Постановление вынесено с участием представителя общества Ермака В.И., действовавшего на основании доверенности.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, ОАО "НУК" обжаловало его в судебном порядке.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В силу части 2 статьи 52 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Требования пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01 -03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил определено, что содержащиеся в них требования обязательны к применению и исполнению органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу пункта 3 Правил наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно пункту 4 Правил руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
Пунктом 129 Правил установлено, что обслуживающий персонал зданий для проживания людей (гостиницы, кемпинги, мотели, общежития, школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома и другие здания, за исключением жилых домов) должен быть обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала.
Кроме этого, указанные здания высотой 5 и более этажей должны быть обеспечены индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на каждые 30 человек, находящихся на этаже здания. Индивидуальные спасательные устройства должны храниться в доступном для каждого человека на этаже месте, имеющем соответствующее обозначение указательным знаком пожарной безопасности. Каждое индивидуальное спасательное устройство должно быть снабжено биркой с указанием двух ближайших помещений, оборудованных приспособлениями для крепления устройства.
Согласно статье 87 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ степень огнестойкости зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков должна устанавливаться в зависимости от их этажности, класса функциональной пожарной опасности, площади пожарного отсека и пожарной опасности происходящих в них технологических процессов.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. Согласно пункта 4.3.1. "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171) в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями.
Часть 7 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ предусматривает, что в зданиях, сооружениях и строениях классов Ф1, Ф2, ФЗ и Ф4 высотой не более 15 метров допускается устройство выходов на чердак или кровлю с лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 x 0,8 метра по закрепленным стальным стремянкам.
Часть 16 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ предусматривает, что в зданиях, сооружениях и строениях с уклоном кровли не более 12 процентов включительно, высотой до карниза или верха наружной стены (парапета) более 10 метров, а также в зданиях, сооружениях и строениях с уклоном кровли более 12 процентов, высотой до карниза более 7 метров следует предусматривать ограждения на кровле в соответствии с требованиями пожарной безопасности, установленными Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ. Независимо от высоты здания указанные ограждения следует предусматривать для эксплуатируемых плоских кровель, балконов, лоджий, наружных галерей, открытых наружных лестниц, лестничных маршей и площадок.
В соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ юридическим лицом - собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ.
В силу требований части 1 статьи 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1
Согласно части 7 статьи 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения, строения.
Согласно части 2 статьи 103 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны быть выполнены с учетом обеспечения их функционирования при пожаре в течение времени, необходимого для обнаружения пожара, выдачи сигналов об эвакуации, в течение времени, необходимого для эвакуации людей, а также времени, необходимого для управления другими техническими средствами.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в том числе акта проверки и протокола об административном правонарушении, ОАО "Новороссийская управляющая компания" при управлении общежитием по адресу: г. Новороссийск, ул. Леженина, 90 допущены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 N ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и "Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03).
При этом указанные нарушения допущены в условиях особого противопожарного режима.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, является доказанным.
ОАО "НУК", будучи управляющей компанией, отвечающей за содержание спорного помещения, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных требований пожарной безопасности, ОАО "НУК" не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности заявителем не представлено.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что законный представитель общества не был извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.
Пунктом 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, административным законодательством установлены процессуальные гарантии привлекаемого к ответственности лица при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и не предусматривает вручение извещения лично законному представителю юридического лица. Извещение руководителя общества о времени и месте составления протокола через работника общества не нарушает требований закона.
Из материалов дела следует, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ОАО "НУК" было извещено надлежащим образом путем вручения 17.01.2011 в 10 час. 20 мин. сотруднику общества извещения о необходимости явки законного представителя в 13 час. 20 мин. 17.01.2011 для участия в составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 65).
Кроме того, извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 17.01.2011 было направлено обществу "НУК" посредством факсимильной связи и получено обществом в 10 час. 26 мин. 17.01.2011 (л.д. 72 том 1).
О получении законным представителем информации о месте и времени составления протокола об административном правонарушении свидетельствует явка в целях участия при составлении протокола представителя общества - инженера по пожарной безопасности Ермака В.И., который действовал на основании доверенности N 43 от 28.12.2010 (л.д. 74).
Доверенность N 43 от 28.12.2010 является специальной, поскольку предоставляет Ермаку В.И. право представлять интересы ОАО "Новороссийская управляющая компания" и генерального директора Абдуллаева Эльдара Абусетовича в отделе Государственного пожарного надзора г. Новороссийска, в том числе знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, при составлении протокола, выступать и давать объяснения при производстве по делам об административном правонарушении, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы, получать предписания, определения, протоколы и постановления об административном правонарушении, в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении, а также подписывать все заявления, ходатайства, протоколы, объяснения, постановления по делам об административных правонарушениях (л.д. 74 том 1).
Доверенность выдана непосредственно после начала проверочных мероприятий в отношении ОАО "НУК". Из текста доверенности следует, что целью ее выдачи является представление интересов ОАО "НУК" при производстве по делам об административных правонарушениях в отделе Государственного пожарного надзора г. Новороссийска, в том числе при составлении протокола об административном правонарушении.
В доверенности не указан номер конкретного дела об административном правонарушении, поскольку по результатам проверки в отношении ОАО "НУК" было возбуждено несколько административных производств в связи с выявлением нарушений в общежитиях, расположенных по разным адресам (л.д. 71 том 1). Таким образом, Ермак В.И. на основании доверенности N 43 от 28.12.2010 представлял интересы общества по всем возбужденным ОГПН г. Новороссийска административным производствам.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ОАО "НУК" также было извещено надлежащим образом путем направления извещения по факсу и его получения обществом 18.01.2011 в 14 час. 37 мин. (л.д. 70 том 1).
Также определение о назначении времени и места рассмотрения дела было вручено 18.01.2011 представителю общества Ермаку В.И. (л.д. 63). В дальнейшем определением от 20.01.2011 по ходатайству представителя общества рассмотрение дела было перенесено на 15 час. 00 мин., определение вручено Ермаку В.И. (л.д. 67 том 1).
С учетом изложенного, постановление ОГПН г. Новороссийска ГУ МЧС по Краснодарскому краю N 71 от 20.01.2011 о привлечении ОАО "Новороссийская управляющая компания" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 21 000 рублей, является законным.
Постановление вынесено в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ и при соблюдении процессуальных прав и гарантий привлекаемого к административной ответственности лица.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы. Произведя их оценку, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества.
Таким образом, судом принято законное и обоснованное решение от 11.04.2011, основания для отмены которого отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 апреля 2011 года по делу N А32-2106/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2106/2011
Истец: ОАО "Новороссийская управляющая компания"
Ответчик: Отдел Государственного пожарного надзора г. Новороссийска
Третье лицо: Главное управление МЧС по Краснодарскому краю, Отдел государственного пожарного надзора г. Новороссийск
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6069/11