14 июня 2011 г. |
Дело N А35-8483/2010 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от ООО "Заповедное": Драгановой Е.М., представителя по доверенности б/н от 01.09.2010.
от Правительства Курской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Комитета по управлению имуществом Курской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета архитектуры и градостроительства Курской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Администрации Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
от Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от ФГУ "Центрально- Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Заповедное" на решение Арбитражного суда Курской области от 01.03.2011 по делу N А35-8483/2010 (судья Силакова О.Н.) по заявлению ООО "Заповедное" о признании незаконными решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Заповедное" (ОГРН 1084632005578) обратилось в Арбитражный суд Курской области с требованиями:
- о признании незаконными решения Комитета по управлению имуществом Курской области от 08.06.2010 (исх. N 10.1 пр-01-20/5248) об отказе в рассмотрении ходатайства о включении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения: площадью 40000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:25, площадью 17000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:24, площадью 34000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:26, расположенных по адресу: Российская Федерация, Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. 1-е Цветово, в границы населенного пункта д. Кукуевка Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области, переводе данных участков из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", изменении вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на "для жилищного строительства";
- о признании незаконным бездействие Правительства Курской области, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения по ходатайству о включении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения: площадью 40000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:25, площадью 17000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:24, площадью 34000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:26, расположенных по адресу: Российская Федерация, Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д.1-е Цветово, в границы населенного пункта д.Кукуевка Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области, переводе данных участков из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", изменении вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на "для жилищного строительства".
- об обязании Правительства Курской области рассмотреть ходатайство от 31.03.2010 N 32 и по результатам рассмотрения принять соответствующий акт.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора: Комитета архитектуры и градостроительства Курской области, Администрации Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области, ООО "Газпром трансгаз Москва", ФГУ "Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина" (ОГРН 1024600619911).
Решением суда от 01.03.2011 заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с указанным решением, Общество с ограниченной ответственностью "Заповедное" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что земельные участки площадью 17000 кв.м. и площадью 34 000 кв.м. находятся в охранной (буферной) зоне, а не в пределах земель особо охраняемых территорий, следовательно, на них не распространяется ограничение на изменение целевого назначения земельных участков. Изменение категории земель не нарушает права заповедника, так как перевод земель из одной категории в другую с изменением вида разрешенного использования не является одновременно получением разрешения на строительство. В нарушение требований закона Правительство Курской области в установленный срок не рассмотрело заявленное ходатайство и не возвратило его заинтересованному лицу по основаниям, указанным в статье 3 Федерального Закона N 127-ФЗ. Кроме того, Комитет по управлению имуществом Курской области не наделен полномочиями по принятию официальных решений по ходатайству о переводе земель из одной категории в другую.
В судебное заседание Правительство Курской области, Комитет по управлению имуществом Курской области, Комитет архитектуры и градостроительства Курской области, Администрация Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области, Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва", ФГУ "Центрально- Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина" не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ООО "Заповедное" расположено по адресу: г.Курск, ул.Гайдара, д.26, зарегистрировано в качестве юридического лица 20.05.2008 за основным государственным регистрационным номером 1084632005578.
11.08.2008, 19.01.2009 и 27.07.2009 Управлением Федеральной регистрационной службы по Курской области за ООО "Заповедное" зарегистрировано право собственности на земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства площадью 199500 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121207:0033, площадью 4113700 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121200:0012, площадью 17000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:24, площадью 40000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:25, площадью 34000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:26, площадью 171000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121207:40, расположенные по адресу: Курская обл., Курский район, Новолоселеновский с/с, д. 1-е Цветово и выданы свидетельства о государственной регистрации права серия 46-АД N 074744, серия 46-АД N 074772, серия 46-АД N 138904, серия 46-АД N 138905, серия 46-АД N 138906, серия 46-АД N 227591 (соответственно).
25.03.2010 ООО "Заповедное" обратилось к Главе Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области с заявлением о выдаче заключения по вопросу о целесообразности включения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения: площадью 40000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:25, площадью 17000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:24, площадью 34000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:26, расположенных по адресу: Российская Федерация, Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. 1-е Цветово, в границы населенного пункта д. Кукуевка Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области, перевода указанных участков из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", изменении вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для жилищного строительства", в связи с их использованием для жилищного строительства. 31.03.2010 Администрация Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области направила Правительству Курской области ходатайство N 32 о включении земельных участков категории "земли сельскохозяйственного назначения": площадью 40000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:25, площадью 17000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:24, площадью 34000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:26 в границы населенного пункта д. Кукуевка Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области, переводе указанных участков из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", изменении вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для жилищного строительства".
31.03.2010 Администрация Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области направила Правительству Курской области ходатайство N 32 о включении земельных участков категории "земли сельскохозяйственного назначения": площадью 40000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:25, площадью 17000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:24, площадью 34000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:26 в границы населенного пункта д. Кукуевка Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области, переводе указанных участков из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", изменении вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для жилищного строительства".
30.04.2010 Департамент архитектуры и градостроительства Курской области сообщил Комитету по управлению имуществом Курской области (письмо исх. N 06.3пр-01.01-16/414), что рассмотрев проект постановления Правительства Курской области "О включении земельных участков в границы населенного пункта д. Кукуевка, Новопоселеновского сельсвовета, Курского района, Курской области" установлена возможность попадания земельных участков в охранную зону газопровода высокого давления, в связи с чем, учитывая, что вид разрешенного использования этих земельных участков устанавливается "для жилищного строительства" , включение этих участков в черту населенного пункта д. Кукуевка, Новопоселеновского сельсовета возможно при условии согласования с управлением магистральных газопроводов.
08.06.2010 Комитет по управлению имуществом Курской области сообщил Главе Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области (письмо исх. N 10.1пр-01-20/5248) об отказе в рассмотрении ходатайства от 31.03.2010 N 32 в связи с тем, что по информации Департамента архитектуры и градостроительства Курской области земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения: площадью 17000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:24, площадью 40000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:25, площадью 34000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:26, расположенные в границах участка, адрес ориентира: Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. 1-е Цветово могут попадать в охранную зону газопровода высокого давления, в связи с чем, необходимо согласование по вопросу включения земельных участков в границы населенного пункта д.Кукуевка с ООО "Газпром трансгаз Москва".
Не согласившись с решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 08.06.2010 (исх. N 10.1 пр-01-20/5248) об отказе в рассмотрении ходатайства о включении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения: площадью 40000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:25, площадью 17000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:24, площадью 34000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:26, расположенных по адресу: Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. 1-е Цветово, в границы населенного пункта д. Кукуевка Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области, переводе данных участков из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", изменении вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на "для жилищного строительства"; бездействием Правительства Курской области, выразившимся в непринятии в установленный законодательством срок решения по ходатайству о включении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения: площадью 40000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:25, площадью 17000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:24, площадью 34000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:26, расположенных по адресу: Российская Федерация, Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. 1-е Цветово, в границы населенного пункта д. Кукуевка Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области, переводе данных участков из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", изменении вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на "для жилищного строительства", полагая решение Комитета по управлению имуществом Курской области и бездействие Правительства Курской области незаконными и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Заповедное" обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Курской области.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение Комитета по управлению имуществом Курской области от 08.06.2010 (исх. N 10.1 пр-01-20/5248) в части отказа в рассмотрении ходатайства о включении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 40000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:25, расположенного по адресу: Российская Федерация, Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. 1-е Цветово, в границы населенного пункта д. Кукуевка Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области, переводе данного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", изменении вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на "для жилищного строительства", является незаконным, поскольку отказ являлся немотивированным и противоречащим нормам действующего законодательства.
В удовлетворении остальных заявленных требований было отказано, поскольку включение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения: площадью 17000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:24, площадью 34000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:26, расположенных по адресу: Российская Федерация, Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. 1-е Цветово, в границы населенного пункта д. Кукуевка Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области, перевод данных участков из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", изменение вида их разрешенного использования на "для жилищного строительства" противоречит требованиям действующего законодательства.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Земли населенных пунктов - это земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Правовое значение границы населенных пунктов определено земельным законодательством. Согласно пункту 2 статьи 83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов являются внешней границей земель населенных пунктов, которая отделяет их от земель иных категорий.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением губернатора Курской области от 08.08.2005 N 576 "Об органе исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченном на рассмотрение ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую" таким органом является Правительство Курской области.
Установление или изменение границ населенных пунктов влечет определенные правовые последствия, а именно, согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", это является переводом земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли поселений.
В пункте 2 Постановления Правительства Курской области от 21.11.2005 N 162 "О реализации на территории Курской области положений Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (вместе с "Порядком принятия Правительством Курской области акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую на территории Курской области") указано, что подготовка проектов актов Правительства Курской области о переводе земель или земельных участков осуществляется Комитетом по управлению имуществом Курской области.
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с частью 4 указанной статьи орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.
Судом первой инстанции было установлено, что согласно пункту 11 статьи 1 Закона Курской области от 01.12.2004 N 60-ЗКО "О границах муниципальных образований Курской области" д. Кукуевка входит в границы сельского поселения Новопоселеновский сельсовет Курского района.
Схема территориального планирования муниципального района "Курский район" Курской области и генеральный план поселения "Новопоселеновский сельсовет" не утверждены.
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что включение земельных участков площадью 40000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:25, площадью 17000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:24, площадью 34000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:26, расположенных по адресу: Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. 1-е Цветово в границы населенного пункта - д. Кукуевка Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области и перевод этих земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию "земли населенных пунктов" может быть осуществлен на основании акта Правительства Курской области, проект которого подготавливает Комитет по управлению имуществом Курской области.
Правительство Курской области может принять акт о включении указанных выше земельных участков в границы населенного пункта - д. Кукуевка Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области и переводе этих участков из одной категории в другую лишь после проведения Комитетом по управлению имуществом Курской области всех необходимых действий, направленных на подготовку проекта данного акта.
Частью 5 ст. 4.1 Закона также предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления:
1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;
2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
Согласно ч. 13 ст. 4.1 Закона орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также заключение о результатах указанных публичных слушаний.
Перечень документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности Российской Федерации, из одной категории в другую установлен Постановлением Правительства Курской области от 21.11.2005 N 162 и состоит из следующих документов:
1) описания границ и местоположения земель сельскохозяйственного назначения, перевод которых из одной категории в другую предполагается осуществить;
2) выписки из Государственного земельного кадастра относительно сведений о земельных участках в составе земель сельскохозяйственного назначения, перевод которых из одной категории в другую предполагается осуществить;
3) выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, либо заверенная нотариально копии указанной выписки, а также копии учредительных документов юридического лица;
4) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, перевод которых из одной категории в другую предполагается осуществить;
5) заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
6) согласие правообладателей земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, перевод которых из одной категории в другую предполагается осуществить; 8) сведений о кадастровой стоимости земель сельскохозяйственных угодий, перевод которых предполагается осуществить, по отношению к среднерайонному уровню кадастровой стоимости земель, выданные территориальными органами Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Курской области;
9) описи представленных документов.
Перечень документов, которые должны быть приложены к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую установлен пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ и Постановлением Правительства Курской области от 21.11.2005 N 162 и является исчерпывающим. Истребование у заявителя дополнительных документов не допускается.
Согласно пункту 6 Порядка принятия Правительством Курской области акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую на территории Курской области, утвержденного Постановлением Правительства Курской области от 21.11.2005 N 162 - по результатам рассмотрения ходатайства Комитет по управлению имуществом Курской области:
а) в течение 9 рабочих дней со дня поступления ходатайства в Правительство Курской области направляет запрос: в комитет строительства и архитектуры Курской области - о соответствии либо несоответствии испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации, а также о возможности использовать земли или земельные участки в составе таких земель для целей, указанных в ходатайстве; в комитет агропромышленного комплекса Курской области - о возможности перевода земель или земельных участков в составе таких земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (срок рассмотрения указанных запросов составляет 13 рабочих дней);
б) в течение 13 рабочих дней со дня поступления в Комитет последнего ответа на отправленные запросы в установленном порядке разрабатывает, согласовывает и вносит на рассмотрение Правительства Курской области проект акта Правительства Курской области о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую категорию.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно части 19 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если:
1) федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка;
2) документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении;
3) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка от уполномоченного органа.
Таким образом, по смыслу п. 3 части 19 ст. 4.1 Закона для принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта необходимо наличие именно мотивированного отказа от уполномоченного органа в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта.
Таким образом, отказ Комитета по управлению имуществом Курской области можно признать незаконным, если данный отказ являлся немотивированным и противоречащим вышеназванным нормам.
В силу статьи 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" дано понятие охранной зоны объектов системы газоснабжения - это территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Пунктами 47, 7, 9 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878, земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременений), устанавливаемых настоящими Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.
Вокруг отдельно стоящих газорегуляторных пунктов устанавливается охранная зона в виде территории, ограниченной замкнутой линией, проведенной на расстоянии 10 метров от границ этих объектов.
Нормативные расстояния устанавливаются с учетом значимости объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства.
Утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременении) на входящие в них земельные участки производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.
В соответствии с пунктами 7, 14 Правил охраны газораспределительных систем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, для газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода. На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается юридическим и физическим лицам строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.
В соответствии с пунктом 4.1, 4.2, 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов) охранные зоны устанавливаются вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны. Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил. В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается:
- возводить любые постройки и сооружения;
- производить всякого рода открытые и подземные, горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта. Предприятия и организации, получившие письменное разрешение на ведение в охранных зонах трубопроводов работ, обязаны выполнять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность трубопроводов и опознавательных знаков, и несут ответственность за повреждение последних.
Подпунктом 1 пункта 5.1 Правил охраны магистральных трубопроводов любые работы и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, кроме ремонтно-восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только по получении "Разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода" от предприятия трубопроводного транспорта.
В силу подпункта 2 пункта 5.1 Правил охраны магистральных трубопроводов "Разрешение на производство работ" может быть выдано только при условии наличия у производителя работ проектной и исполнительной документации, на которой нанесены действующие трубопроводы.
Как следует из материалов дела, минимально допустимое расстояние до объекта системы газоснабжения - газопровода-отвода к ГРС-1А г.Курска в районе нахождения земельных участков с кадастровыми номерами 46:11:121202:25, 46:11:121202:24, 46:11:121202:26 определено СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" и составляет 150 м. от оси газопровода.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется, во-первых, исходя из их принадлежности к той или иной категории и, во-вторых, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка (п.п. 8 п. 1 ст. 1, п.п. 2 п. 1 ст. 40 названного Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Ввиду того, что истребование у заявителя дополнительных документов не допускается, Комитет по управлению имуществом Курской области после получения от Департамента архитектуры и градостроительства Курской области предположительной информации о попадании земельных участков площадью 17000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:24, площадью 40000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:25, площадью 34000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:26 в охранную зону газопровода высокого давления, должен был самостоятельно доподлинно установить данный факт.
Как было установлено судом первой инстанции, Актом проверки расстояния до газопровода-отвода к ГРС-1А г. Курска от 07.10.2010 установлено, что минимальное расстояние от газопровода-отвода до земельных участков с кадастровыми номерами 46:11:121202:25; 46:11:121202:24, 46:11:121202:26 составило - 203 м. в связи с чем, согласование использования участка с собственником объекта газоснабжения или эксплуатирующей организацией не требуется.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что отказ в рассмотрении ходатайства от 31.03.2010 N 32 со ссылкой на необходимость согласования включения земельных участков в границы населенного пункта д. Кукуевка с ООО "Газпром трансгаз Москва" является незаконным.
При этом судом первой инстанции было отмечено, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципе приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Более того, ч. 1 ст. 94 ЗК РФ установлено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта "а" части 1 статьи 2 указанного Закона государственные природные заповедники отнесены к особо охраняемым природным территориям.
Частью 3 статьи 8 Закона N 33-ФЗ предусмотрено, что на прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В частности, согласно пункту 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации на землях особо охраняемых природных территорий запрещается всякая деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 95 ЗК РФ в пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение права на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
В силу пункта 2 части 7 статьи 95 ЗК РФ на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 14.03.1995 N 33- ФЗ и пункту 5.2.35 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404 положение о конкретном государственном природном заповеднике, биосферном полигоне государственного природного биосферного заповедника, его статус утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Положение о федеральном государственном учреждении "Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина" утверждено Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.06.2003 N 530 (далее - Положение).
В силу пункта 6.1. Положения на всей территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедника; при этом в отношении объектов, предусмотренных генпланом, разрешения на строительство оформляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В разделе II Положения об охранной (буферной) зоне Центрально - Черноземного государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина, утвержденного Решением исполкома Курского областного Совета народных депутатов от 17.11.1988 N 294 также указано, что на территории охранной (буферной) зоны запрещается всякая деятельность, которая может нарушить природные комплексы заповедника или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих научную, эстетическую, историческую и культурную ценность, в том числе отвод земель под сооружение жилых, хозяйственных (животноводческих, складских, подсобных) помещений, всех видов технических и коммуникационных сооружений и иных объектов без предварительного согласования с заповедником и областным отделом строительства и архитектуры (пункт б)).
Как было установлено судом первой инстанции, и подтверждается письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Курский филиал (Курскгеодезия) от 16.02.2011 N 07-21/515 земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения: площадью 17000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:24, площадью 34000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:26, расположенные по адресу: Российская Федерация, Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. 1-е Цветово находятся в охранной зоне Государственного природного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина (информация филиала ФГУП "Южное аэрогеодезическое предприятие" - "Курскгеодезия" от 16.02.2011 N07-21/515).
Таким образом, на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения: площадью 17000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:24, площадью 34000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:26, расположенных по адресу: Российская Федерация, Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. 1-е Цветово запрещается всякая деятельность, которая может нарушить природные комплексы заповедника или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих научную, эстетическую, историческую и культурную ценность, в том числе сооружение жилых помещений без предварительного согласования с заповедником и областным отделом строительства и архитектуры.
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что включение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения: площадью 17000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:24, площадью 34000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:26, расположенных по адресу: Российская Федерация, Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. 1-е Цветово, в границы населенного пункта д. Кукуевка Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области, перевод данных участков из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", изменение вида их разрешенного использования на "для жилищного строительства" противоречит требованиям действующего законодательства.
Довод подателя апелляционной жалобы, что Общество не обращалось с ходатайством об отводе, а обращалось с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую, на основании чего отказ является незаконным, несостоятельный.
На территории охранной (буферной) зоны запрещается всякая деятельность, которая может нарушить природные комплексы заповедника или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих научную, эстетическую, историческую и культурную ценность, в том числе отвод земель под сооружение жилых, хозяйственных (животноводческих, складских, подсобных) помещений, всех видов технических и коммуникационных сооружений и иных объектов без предварительного согласования с заповедником и областным отделом строительства и архитектуры (пункт б Положения об охранной (буферной) зоне Центрально - Черноземного государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина, утвержденного Решением исполкома Курского областного Совета народных депутатов от 17.11.1988 N 294).
Под "переводом земель" понимается изменение категории земель или земельных участков в порядке, установленном законом.
Перевод земель из одной категории в другую представляет собой процедуру, результатом осуществления которой является изменение целевого назначения земельного участка вследствие изменения его принадлежности к соответствующей категории земель.
Из анализа Федерального закона от 14 марта 1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" буферная зона должна быть четко определена и обычно располагается вокруг ядер или примыкает к ним. Она используется для осуществления на основе сотрудничества экологически безопасной деятельности, в том числе в области экологического образования, досуга, экологического туризма, а также прикладных и фундаментальных исследований.
По смыслу Положения биосферным резерватом может быть признана любая территория, на которой в соответствии с национальным законодательством в одной или нескольких частях установлены жесткие ограничения природопользования, эти части имеют буферные (охранные) зоны с менее жесткими режимными ограничениями.
Таким образом, перевод земель из одной категорию в другую, расположенных на территории охранной (буферной) зоны нарушит права заповедника, в связи с чем, такой перевод не возможен.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства, что отказ в рассмотрении ходатайства от 31.03.2010 N 32 со ссылкой на необходимость согласования включения земельных участков в границы населенного пункта д. Кукуевка с ООО "Газпром трансгаз Москва" является незаконным. Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства, что на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения: площадью 17000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:24, площадью 34000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:121202:26, расположенных по адресу: Российская Федерация, Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. 1-е Цветово запрещается всякая деятельность, которая может нарушить природные комплексы заповедника или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих научную, эстетическую, историческую и культурную ценность, в том числе сооружение жилых помещений без предварительного согласования с заповедником и областным отделом строительства и архитектуры, а, соответственно, перевод данных участков из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", изменение вида их разрешенного использования на "для жилищного строительства"
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, ООО "Заповедное" на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
При обращении в суд с апелляционной жалобой, Обществом была излишне уплачена госпошлина в размере 1000 руб., которая подлежит возврату.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 01.03.2011 по делу N А35-8483/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вернуть ООО "Заповедное" из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-8483/2010
Истец: ООО "Заповедное"
Ответчик: Комитет по управлению имуществом Курской области, КУМИ по Курской области, Правительство Курской области
Третье лицо: Администрация Новопоселеновского сельсовета, Администрация Новопоселеновского сельсовета Курского р-на Курской обл, Комитет архитектуры и градостроительства г. Курска, Комитет строительства и архитектуры Курской области, ООО "Газпром трансгаз Москва", ФГУ "Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им профессора В. В. Алехина", Директору ООО Геомастер Шемякину С. В., Директору филиала ФГУП "Южное аэрогеодезическое предприятие" Курскгеодезия Панасу М. И., Правительство Курской обл
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2035/11
17.04.2012 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-8483/10
26.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3196/11
14.06.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2035/11