22 апреля 2011 г. |
Дело N А14-11517/2010/343/23 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от ООО "Новохоперский хлеб": Юрасовой Т.В., представителя по доверенности N 4 от 08.12.2010;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Иволгина Р.В. главного специалиста - эксперта отдела правового обеспечения, доверенность N 320-д от 30.12.2010;
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области: Лахиной Ю.Н., ведущего юрисконсульта юридического отдела, доверенность N 01-36/34 от 02.11.2010, Томилиной С.С., юрисконсульта 2 категории юридического отдела, доверенность N 01-36/37 от 26.11.2010;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Новохоперский хлеб" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.02.2011 по делу N А14-11517/2010/343/23 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению ООО "Новохоперский хлеб" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области о признании незаконным бездействия в отношении решения вопроса об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Новохоперский хлеб" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с требованиями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области и к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области о признании незаконным бездействия в отношении решения вопроса об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:17:02 00 031:0002 равной его рыночной стоимости, а именно 5 211 384 рубля и просит обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.
Определением суда от 18.01.2011 Управление Росреестра по Воронежской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 01.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью "Новохоперский хлеб" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что Обществом выбран надлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что ООО "Новохоперский хлеб" принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 96 400 кв. м с кадастровым номером 36:17:02 00 031:0002, расположенный по адресу: Воронежская область, Новохоперский район, п. Новохоперский, ул. Хлебная, 1 -а, земли населенных пунктов для производственных целей (свидетельство о государственной регистрации права серия 36-АБ N 735228 от 24.12.2007).
Согласно сведениям, содержащимся в выписке из государственного земельного кадастра от 06.07.2007 N 17-2/07-1208 кадастровая стоимость земельного участка составляет 63 529 528 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости земель 659, 02 руб./кв. м).
Общество, ссылаясь на положения части 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, заключило договор с ООО "Мегаполис-Центр" об определении рыночной стоимости указанного земельного участка.
Согласно данным отчета N 254/10-Н об оценке рыночной стоимости земельного участка, с кадастровым номером 36:17:02 00 031:0002, расположенного по адресу: Воронежская область, Новохоперский район, п. Новохоперский, ул. Хлебная, 1-а, выполненного ООО "Мегаполис-Центр" 08.09.2010, рыночная стоимость данного земельного участка на дату оценки 07.09.2010 составила 5 211 384 рубля, рыночная стоимость данного земельного участка на дату оценки 06.07.2007 составила 4 367 884 рубля (в том числе НДС).
ООО "Новохоперский хлеб" обратилось в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области (отдел по Новохоперскому району) с заявлением от 09.09.2010 исх. N 195 о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка, ссылаясь на рыночную стоимость земельного участка, установленную в отчете N 254/10-Н об оценке рыночной стоимости земельного участка (л.д. 57).
07.10.2010 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области, отвечая на заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, сообщило Обществу со ссылкой на Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", что ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области не имеет полномочий по пересмотру кадастровой стоимости земельных участков в случае определения их рыночной стоимости (л.д. 56).
Считая, что оспариваемое бездействие не соответствует требованиям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы, Общество с ограниченной ответственностью "Новохоперский хлеб" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что ФГУ "Земельная кадастровая палата" Воронежской области не правомочно рассматривать заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением его рыночной стоимости, а также заявителем выбран ненадлежащий способ защиты.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Пунктом 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ определено, что использование земли является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 названных Правил).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти(п. 11 Правил).
Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 N П/337 была утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель поселений.
Согласно пункта 2.1 данной Методики кадастровая стоимость земельных участков поселений определяется с учетом уровня рыночных цен, ставок арендной платы за земельные участки в границах поселений и иной информации об объектах недвижимости (площади земельного участка, вида территориальной зоны и вида функционального использования земельного участка, факторов местоположения и окружающей среды).
Перечень видов функционального использования для государственной кадастровой оценки земель поселений и удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по видам функционального использования и по кадастровым кварталам определены в Постановлении Администрации Воронежской области от 28.12.2005 N 1224 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Воронежской области".
Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания по вновь образуемым участкам).
Как предусмотрено пунктом 2.1.3 данных Методических указаний, кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков в границах существующего поселения определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала на площадь земельного участка.
При этом в соответствии с Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденными Распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 N 568-р, рыночная стоимость земельного участка определяется исходя из его наиболее эффективного использования, то есть наиболее вероятного использования земельного участка, являющегося физически возможным, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым и в результате которого расчетная величина стоимости земельного участка будет максимальной (принцип наиболее эффективного использования). Наиболее эффективное использование земельного участка определяется с учетом возможного обоснованного его разделения на отдельные части, отличающиеся формами, видом и характером использования. Наиболее эффективное использование может не совпадать с текущим использованием земельного участка.
Как подтверждается материалами дела и было установлено судом первой инстанции, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 63 529 528 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости земель 659, 02 руб./кв.м), эти сведения включены в документы государственного кадастра.
Представленные Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области к материалам дела в суде апелляционной инстанции копии оценочной описи кадастрового квартала 36:17:02 00 031 от 26.02.2006, приказ Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) N 100 от 27.06.2005 подтверждают факт определения кадастровой стоимости.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 названного Кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.99 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" в целях обоснования налогообложения результаты проведенной государственной кадастровой оценки земель поселений были утверждены Постановлением Администрации Воронежской области от 28.12.2005 N 1224 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Воронежской области" и внесены в государственный земельный кадастр. Также были утверждены виды функционального использования земель.
Таким образом, как было аргументировано обосновано судом первой инстанции, процедура установления кадастровой стоимости земельного участка проведена с соблюдением требований указанных выше нормативных актов.
Одновременно, в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"положения указанного Закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ абзацы четвертый - двадцать пятый статьи 24.19 вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ (опубликован в "Российской газете" N 163 от 26.07.2010, то есть - с 24.09.2010).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано определил, что в соответствии со статьей 24.19. Закона об оценочной деятельности, указанных положений Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 ФГУ "Земельная кадастровая палата" Воронежской области не правомочно рассматривать заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением его рыночной стоимости.
Следует отметить, что статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определено, что рыночная стоимость земельного участка для целей подачи заявления о пересмотре его кадастровой стоимости определяется на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка.
На основании Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители), что предполагает отнесение к числу заявителей не только правообладателей соответствующих земельных участков, но и иных заинтересованных лиц.
В целях выявления оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости заявитель вправе обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости и в орган кадастрового учета с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В течение семи рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик работ по определению кадастровой стоимости и орган кадастрового учета обязаны предоставить заявителю соответствующие сведения.
Типовые требования к порядку создания и работы комиссии устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ определено, что комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, Национального совета по оценочной деятельности.
В соответствии с Положением о федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457"О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ ФГУ "Земельная кадастровая палата" Воронежской области не правомочно рассматривать заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением его рыночной стоимости.
В силу того, что кадастровая стоимость отличается от рыночной, это является, в силу ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
При этом, в целях реализации вышеназванного пересмотра кадастровой стоимости необходимо обратиться с подобным заявлением (с приложением определенного законом перечня документов) о приведении кадастровой стоимости в соответствие с рыночной.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
-нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
Как было установлено судом первой инстанции, предметом рассматриваемого спора является признание незаконным бездействия ФГУ "Земельная кадастровая палата" в отношении вопроса об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и обязании внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Судом первой инстанции обоснованно было отмечено, что ранее заявитель с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка в порядке ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ не обращался, соответственно, в силу ст.ст. 12, 11 Гражданского кодекса РФ, им выбран ненадлежащий способ защиты.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, что письмо ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области от 07.10.2010 не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом с ограниченной ответственностью "Новохоперский хлеб" на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ составляет 2000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы заявителем была уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, что подтверждается квитанцией от 28.02.2011.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой, им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.02.2011 по делу N А14-11517/2010/343/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Новохоперский хлеб" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 1 000 рублей, перечисленной по квитанции от 28.02.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-11517/2010
Истец: ООО "Новохоперский хлеб"
Ответчик: Управление Росреестра по Воронежской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата"
Третье лицо: Управление Росреестра по Воронежской области, ФГУ ЗКП по Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1492/11