28 февраля 2011 г. |
Дело N А36-3841/2010 |
Дело N А36-3842/2010
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 февраля 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Липецкой таможни: Семенова С.В., главный государственный таможенный инспектор правового отдела по доверенности от 11.01.2011 N 04-29/2003;
от открытого акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Липецкой таможни на решение Арбитражного суда Липецкой области от 19.11.2010 по делу N А36-3841/2010 (судья Сорокина Н.В.) по заявлению открытого акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат" о признании незаконными решений об отказе в зачете денежных средств, выраженных в письмах от 12.08.2010 N 08-28/6927 и от 16.08.2010 N 08-28/7013 и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов открытого акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат" путем возврата излишне уплаченной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в общей сумме 1 260 275 руб. 94 коп., заинтересованное лицо: Липецкая таможня,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат" (далее - ОАО "НЛМК", Общество" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в зачете денежных средств, выраженного в письме от 12.08.2010 N 08-28/6927 и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "НЛМК" путем возврата излишне уплаченной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 948 807 руб. 15 коп.
Определением от 13.10.2010 заявление N 162-01-133 от 27.09.2010 было принято к производству (дело N А36-3841/2010).
Кроме того, в Арбитражный суд Липецкой области поступило аналогичное заявление о признании незаконным решения об отказе в зачете денежных средств, выраженного в письме от 16.08.2010 года N 08-28/7013 и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "НЛМК" путем возврата излишне уплаченной таможенной пошлины и НДС в размере 311 468 руб. 79 коп.
Определением от 13.10.2010 заявление N 162-01-134 от 27.09.2010 также было принято к производству (дело N А36-3842/2010).
В судебном заседании 15.11.2010 Липецкой таможней было заявлено об объединении дел N А36-3841/2010 и N А36-3842/2010 в одно производство.
С учетом мнения заявителя определением от 15.11.2010 суд объединил данные дела для совместного рассмотрения.
ОАО "НЛМК" 11.11.2010 было представлено в суд заявление об уточнении требований, в котором Общество просило расходы по уплате государственной пошлины в размере 23 976,14 руб. отнести на Липецкую таможню.
Решением суда от 19.11.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Липецкая таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
При этом заявитель апелляционной жалобы считает, что если при таможенном оформлении товаров в таможенной декларации не были заявлены соответствующие сведения о применении льгот по уплате таможенных платежей и товары выпущены (помещены под избранный таможенный режим), представление в таможенный орган после выпуска товаров документов, подтверждающих наличие льгот по уплате таможенных платежей, не может свидетельствовать о факте излишней уплаты таможенных пошлин, налогов. Заявитель указывает на то, что соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о деятельности российско-монгольской КОО "Монголросцветмет" от 25.04.2007, предусмотрена льгота в виде освобождения от обложения таможенными пошлинами, предоставляемая таможенными органами до выпуска товара, однако ОАО "НЛМК" при декларировании товара не воспользовалось правом на получение такой льготы. Вместе с тем, как полагает заявитель, соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством Монголии о деятельности российско-монгольской компании с ограниченной ответственностью "Монголросцветмет" от 25.04.2007 не предусмотрены льготы в виде возврата ранее уплаченной суммы таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Представитель Липецкой таможни в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение суда незаконным и необоснованным.
ОАО "НЛМК", надлежащим образом уведомленное, в судебное заседание представителей не направило. В порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей уведомленного надлежащим образом Общества.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ОАО "НЛМК" 3 августа 2010 г. и 11 августа 2010 г. обратилось в Липецкую таможню с заявлениями N 154/04075, N 154/04076, N 154/04077, N 154/04281 о зачете денежных средств в размере 305 364,13 рублей, 311 346,96 рублей, 332 096,06 рублей, 311 468,79, считая излишне уплаченными таможенные платежи в указанной сумме.
Решениями, доведенными письмами от 12.08.2010 N 08-28/6927 и от 16.08.2010 N 08-28/7013 Липецкая таможня отказала Обществу в зачете вышеуказанных денежных средств.
Заявитель, считая данный отказ незаконным, обратился в суд с рассмотренными требованиями.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Липецкой таможни, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьями 34-37 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) предусмотрено предоставление тарифных льгот (тарифных преференций) в отношении товаров в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами и при осуществлении торговой политики Российской Федерации.
Статьей 34 Закона о таможенном тарифе установлено, что порядок предоставления льгот, установленных данным Законом, определяется Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 38 Закона о таможенном тарифе если международным соглашением, участником которого является Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в данном Законе, применяются нормы международного соглашения. Аналогичные положения содержатся и в Таможенном кодексе Российской Федерации.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии заключено Соглашение о деятельности Российско-Монгольской компании с ограниченной ответственностью "Монголросцветмет" (Москва, 25 апреля 2007). Данное Соглашение ратифицировано Российской Федерацией 27 декабря 2009 года Федеральным законом N 371-ФЗ.
Статьей 12 указанного Соглашения предусмотрено освобождение от обложения таможенными пошлинами произведенной компанией основной продукции при ее вывозе с территории Монголии и ввозе на территорию Российской Федерации, а также материалов, оборудования и других товарно-материальных ценностей, приобретаемых на территории Российской Федерации исключительно для основной производственной деятельности компании, при их вывозе с территории Российской Федерации и ввозе на территорию Монголии.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что само по себе не заявление в таможенной декларации сведений о применении льготы (в графе 36 ГТД) не может являться основанием для лишения декларанта права на применение льготы в случае, если такое право у него имеется.
Действующее законодательство также не устанавливает и ограничений на реализацию права на льготу по таможенным платежам в зависимости от того, реализовано оно в момент таможенного оформления или после него.
На основании вышеизложенного, суд правомерно пришел к выводу о том, что уплаченные Обществом таможенные платежи в общей сумме 1 260 275 руб. 94 коп., в связи с неприменением льготы (право на применение которой у декларанта имелось), являются излишне уплаченными и подлежали возврату (зачету) ОАО "НЛМК" на основании поданного в таможенный орган заявления в порядке статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации. Доказательств наличия у заявителя задолженности по уплате таможенных платежей, препятствующих возврату (зачету) излишне уплаченных сумм таможенных платежей (пункт 9 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации), таможенным органом суду не представлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика.
Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с пунктом 8 данной статьи возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов.
Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей осуществляется в соответствии с данной статьей применительно к порядку возврата с учетом положений пункта 9 данной статьи.
С заявлением в таможенный орган Общество обратилось в пределах установленного статьей 355 Таможенного кодекса Российской Федерации срока.
Таким образом, таможенный орган необоснованно своими решениями отказал Обществу в зачете указанных денежных средств.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что вынесенные таможенным органом решения, доведенные письмами от 12.08.2010 N 08-28/6927 и от 16.08.2010 N08-28/7013, не соответствует положениям Закона о таможенном тарифе, Таможенному кодексу Российской Федерации, Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии от 25.04.2007, и нарушают права законные интересы заявителя, и удовлетворил заявленное требование.
Предметом настоящего спора является признание незаконными решений таможенного органа, то есть заявленные требования рассматриваются в порядке главы 24 АПК РФ "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц".
В соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц - 100 рублей, для организаций - 2 000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Как видно из материалов дела, при подаче заявления в суд первой инстанции ОАО "НЛМК" по двум делам уплачена государственная пошлина в размере 29602,76 руб. (что подтверждается платежными поручениями N 38329 от 28.09.2010, N 40723 от 08.10.2010 и выписками из лицевого счета ОАО "НЛМК" за 28.09.2010 и за 08.10.2010 (л.д. 6-9)).
При таких обстоятельствах и с учетом вышеприведенных норм закона, государственная пошлина в размере 25 602 руб. 76 коп. является излишне уплаченной и подлежит возврату лицу, ее уплатившему и возмещение излишне уплаченной суммы не может быть отнесено на Липецкую таможню.
С учетом результатов рассмотрения дела и в силу статьи 101 АПК РФ расходы, понесенные в связи с уплатой государственной пошлины могут быть отнесены на Липецкую таможню и подлежат взысканию лишь в размере 4 000 руб.
В связи с чем, обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции в части распределения судебных расходов подлежит изменению.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанций относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, от уплаты государственной пошлины освобождены, то вопрос о взыскании или возврате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, частью 1 статьи 269 и статьей 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 19.11.2010 по делу N А36-3841/2010 в части распределения судебных расходов изменить.
Взыскать с Липецкой таможни в пользу открытого акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат" в возмещение судебных расходов 4 000 рублей.
Возвратить открытому акционерному обществу "Новолипецкий металлургический комбинат" 25 602 руб. 76 коп. излишне уплаченной государственной пошлины.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3841/2010
Истец: ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат"
Ответчик: Липецкая таможня Федеральной таможенной службы