5 апреля 2011 г. |
Дело N А14-9100/2010/255/5 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 апреля 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Анзельм К.К.,
при участии:
от заявителя - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зеленин Андрей Евгеньевич, свидетельство серии 36 N 003151237 от 27.03.2009;
от Администрации Каширского муниципального района Воронежской области: Прытков А.А., доверенность N 36-02/165957 от 25.12.2008; Сухомлинова И.В., начальник правового отдела, доверенность N 1 от 12.01.2011;
от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тюрина И.И.: Банин С.Н., представитель по доверенности б/н от 24.02.2011.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зеленина Андрея Евгеньевича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.01.2011 по делу N А14-9100/2010/255/5 (судья Шишкина В.М.) по заявлению главы КФХ Зеленина А.Е. к Администрации Каширского муниципального района Воронежской области о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зеленин Андрей Евгеньевич (ОГРНИП:309366808600170, далее - Глава КФХ Зеленин А.Е.) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации Каширского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация района) о признании недействительным постановления N 488 от 10.09.2009, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением N 887 от 08.09.2010 г.., "О предоставлении земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Тюрину Ивану Илларионовичу", в части предоставления в аренду индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Тюрину Ивану Илларионовичу земельных участков с кадастровыми номерами: 36:13:3200001:20 площадью 92,2га; 36:13:3200001:21 площадью 64,5 га, с учетом уточнения требований согласно ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассматривалось с участием третьего лица - Главы КФХ Тюрина Ивана Илларионовича (ОГРНИП: 309366813900010, ИНН: 361300788800).
Решением суда от 11.01.2011 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, Глава КФХ Зеленин А.Е. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт в связи с неправильным применением норм материального права и неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обосновании доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что полученный ответ от Администрации Каширского муниципального района Воронежской области изложенный в письме от 23.03.2009 N 726 по его заявлению от 24.02.2009 N 967, он не мог расценивать как отказ в предоставлении земельных участков в специальном порядке. Заявитель указывает, что данный ответ он воспринял как сообщение Администрации района, что ею выбран способ распоряжения спорными земельными участками согласно ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 34 Земельного Кодекса РФ, т.е. путем проведения торгов. По мнению заявителя, бездействие Администрации Каширского муниципального района Воронежской области по организации торгов спорными земельными участками, послужило повторным поводом для его обращения, в качестве Главы КФХ Зеленина А.Е. с заявлением от 12.03.2010 в порядке статей 2, 11, 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" о предоставлении в аренду спорных земельных участков. Отказ органом местного самоуправления в удовлетворении повторного заявленного требования, был мотивирован тем, что испрашиваемые им в аренду земельные участки уже сданы в аренду КФХ Тюрина И.И.
В силу данных обстоятельств, Глава КФХ Зеленин А.Е. посчитал, что подобными действиями Администрацией района нарушено его право на получение указанных земельных участков в аренду, так как он обращался в Администрацию района с заявлением о предоставлении ему в аренду указанных земельных участков ранее КФХ Тюрина И.И., а, следовательно, имел преимущественное право.
При этом по мнению заявителя, судом первой инстанцией при разрешении данного спора не применены положения ст.34 Земельного Кодекса РФ, ст.15 Федерального закона "О защите конкуренции", ст.10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которые по его мнению, подлежали применению в данном споре.
Администрация района и КФХ Тюрина И.И. возражают против доводов апелляционной жалобы, просят обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения Главы КФХ Зеленина А.Е., представителей Администрации Каширского муниципального района Воронежской области, а также представителя КФХ Тюрина И.И., оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, 24.02.2009 гражданин Зеленин А.Е. на основании Земельного кодекса Российской Федерации, статей 2, 11, 12 Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, обратился в Администрацию района с заявлением (зарегистрировано 26.02.2009 вх. N 967) о предоставлении ему земельных участков сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель.
В письме от 23.03.2009 исх. N 726 Администрацией района гражданину Зеленину А.Е. сообщено, что его заявление от 24.02.2009 о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения в аренду на 49 лет для создания КФХ, Администрацией района, рассмотрено. При этом из содержания данного сообщения следовало: "Вам предоставляется на праве аренды сроком на 49 лет 200га земель сельскохозяйственного назначения из земель спецземфонда района на территории Старинского сельского поселения для создания КФХ. Необходимо в 2-х недельный срок заключить договор аренды с администрацией Каширского муниципального района. На другие, заявленные вами земельные участки, дано информационное сообщение в газету "Молодой коммунар". Приглашаем вас принять участие в торгах по продаже права аренды на земли фонда перераспределения района".
В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ (в редакции на момент вынесения оспариваемого постановления) земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, для ведения сельскохозяйственного производства.
Пунктом 1 ст. 81 ЗК РФ предусмотрено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Из заявления от 24.02.2009, следует, что гражданин Зеленин А.Е. обратился в Администрацию района как лицо, изъявившее желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство. Данное заявление содержало ссылки на положения статей 2, 11, 12 Закона N 74-ФЗ.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". В силу этого, нормы Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам, являются специальными по отношению к соответствующим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
При рассмотрении данного дела суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Зеленин А.Е. в заявлении от 24.02.2009 указывал конкретную цель предоставления земельных участков в аренду - для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и ссылаясь на положения статей 2, 11, 12 Закона N 74-ФЗ, а не на положения Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24.07.2002, статья 10, которого предусматривает предоставление гражданам земель сельскохозяйственного назначения на торгах.
Порядок предоставления земельных участков гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, регламентирован Земельным кодексом РФ и Законом N 74-ФЗ, а не Законом N 101-ФЗ. Таким образом, нормы ст. 12 Закона N 74-ФЗ являются специальными, в связи с чем, именно они подлежат применению в рассматриваемом случае.
Исходя из этого, суд первой инстанции правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, и дал надлежащую правовую оценку данному обстоятельству, так как указание цели, предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, полностью исключает возможность квалификации данного заявления, как поданного в порядке ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24.07.2002.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона N 74-ФЗ (редакции на момент подачи заявления - 26.02.2009 г..), граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 ст. 12 Закона N 74-ФЗ с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления соответствующего заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 ст. 12 Закона N 74-ФЗ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в п. 4 ст. 12 Закона N 74-ФЗ решения.
Судом первой инстанции установлено, и подтверждается пояснениями участников процесса, что какого-либо положительного решения о предоставлении Зеленину А.Е. спорных земельных участков Администрацией района принято не было. Как указано выше, в ответе на заявление от 23.03.2009 исх. N 726 Администрация района предложила заявителю участвовать в торгах. Однако ст. 12 Закона N 74-ФЗ, определяющей порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, проведение торгов не предусмотрено.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отсутствие законодательно установленной формы отказа, предусмотренного п. 6 ст. 12 Закона N 74-ФЗ, а также исходя из буквального содержания, как заявления Зеленина А.Е. от 24.02.2009, ссылающегося на положения статей 2, 11, 12 Закона N 74-ФЗ, так и ответа Администрации района от 23.03.2009 исх. N 726, предложившей заявителю принять участие в торгах, позволяет расценить письмо Администрации района от 23.03.2009 исх. N 726, как отказ в предоставлении указанных земельных участков в порядке, предусмотренном специальным федеральным законом.
В силу п. 6 ст. 12 Закона N 74-ФЗ, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
В силу ст. 4 и ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-0, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными, а решений, действия (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и публичных правоотношений.
В связи с тем, что Администрация Каширского муниципального района Воронежской области создала препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности гражданину Зеленину А.Е, то указанный ответ есть ничто иное как отказ в предоставлении земельных участков в специальном порядке.
Так как, Зеленин А.Е. обратился в Администрацию района 24 февраля 2009 года, то не позднее 10 марта 2009 года Администрация района должна была принять решение о предоставлении земельного участка, направить его заявителю.
Именно с этого момента начинает исчисляться 3-х месячный срок на обжалование действий (бездействия) Администрации района. В силу того, что заявителем не был обжалован отказ или бездействие Администрации района, то в соответствии ч. 1 ст. 115 АПК РФ лицо, участвующее в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий в связи с истечением процессуальных сроков, установленных законом либо арбитражным судом.
С момента получения письма Администрации района об отказе в реализации права на получение земельных участков на основании Федерального Закона N 74-ФЗ, Зелениным А.Е. должны были быть предприняты действия, направленные на обжалование отказа в предоставлении земельных участков органом местного самоуправления в установленный законом срок. Несмотря на четко установленные ст.12 Закона N 74-ФЗ сроки в части порядка предоставления земельных участков: один месяц и четырнадцать дней в зависимости от постановки испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет, гражданином Зелениным А.Е. более года не принимались действия, направленные на обжалование отказа в предоставлении земельных участков.
Получив ответ Администрации района на свое заявление от 24.02.2009 об отказе в предоставлении ему спорных земельных участков Зеленин А.Е. в установленный законом срок не воспользовался своим правом на обжалование действия (бездействия) органа местного самоуправления, в связи, с чем данное заявление не может являться в качестве доказательства наличия у него преимущественного права на получение указанных земельных участков.
Кроме того, заявителем апелляционной жалобы в ходе судебного разбирательства не было представлено доказательств наличия у него статуса главы КФХ при обращении в администрацию района с заявлением о приобретении спорных земельных участков в феврале 2009 года.
В соответствии с данными указанными в свидетельстве Федеральной налоговой службы о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства датой внесения записи о государственной регистрации КФХ Зеленина А.Е. является 27 марта 2009 года.
Как установлено материалами дела, гражданин Зеленин А.Е. пропустив процессуальный срок обжалования ненормативного правового акта местного самоуправления, счел необходимым повторно 12 марта 2010 года, но уже в качестве главы КФХ, обратиться в адрес Администрации района с заявлением в порядке статей 2,11,12 Закона N 74-ФЗ о предоставлении ему в аренду тех, же земельных участков.
Однако 10 сентября 2009 Администрацией района, вынесено постановления N 488 от 10.09.2009, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением N 887 от 08.09.2010 г.., "О предоставлении земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Тюрину Ивану Илларионовичу", в части предоставления в аренду индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Тюрину Ивану Илларионовичу земельных участков с кадастровыми номерами: 36:13:3200001:20 площадью 92,2га; 36:13:3200001:21 площадью 64,5 га.
Таким образом, на момент обращения Главы КФХ Зеленина А.Е с заявлением о предоставлении ему в аренду данных земельных участков, Администрацией района по заявлению Главы КФХ Тюрина И.И., предоставлены данные земельные участки КФХ Тюрину И.И. для расширения и осуществления его деятельности.
По смыслу положений ст. 34 Земельного кодекса РФ следует, что в аренду могут быть переданы земельные участки, находящиеся в собственности муниципальных образований, и не переданные в пользование третьим лицам.
В связи с тем, что спорные земельные участки, на указанный момент 12.03.2010, уже были переданы в пользование третьим лицам, они не могут быть предоставлены в аренду до того момента, пока не прекратятся соответствующие правоотношения сторон.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, необходимо в частности наличие следующих условий: 1) несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу того, что постановление Администрацией района N 488 от 10.09.2009, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением N 887 от 08.09.2010 г.., "О предоставлении земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Тюрину Ивану Илларионовичу" вынесено 10 сентября 2009 года, а заявление Главы КФХ Зеленина А.Е. о предоставлении указанных земельных участков подано в Администрацию района 12 марта 2010 года, то оснований полагать о нарушении прав и законных интересов заявителя не имеется. Данный вывод сделан на том основании, что постановление Администрации района вынесено в отношении КФХ Тюрина И.И. до обращения в соответсвущем порядке в Администрацию района Главой КФХ Зелениным А.Е. и не содержит никаких указаний о правах и обязанностях КФХ Зеленина А.Е.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.71 АПК РФ, пришел к правомерному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным постановления Администрации Каширского муниципального района Воронежской области N 488 от 10.09.2009, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением N 887 от 08.09.2010 г.., "О предоставлении земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Тюрину Ивану Илларионовичу", в части предоставления в аренду индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Тюрину Ивану Илларионовичу земельных участков с кадастровыми номерами: 36:13:3200001:20 площадью 92,2га; 36:13:3200001:21 площадью 64,5 га и об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт Главой КФХ Зелениным А.Е. на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом не допущено.
С учетом результата рассмотрения апелляционной жалобы расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на заявителя жалобы.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы индивидуальным предпринимателем Зелениным Андреем Евгеньевичем по платежному поручению N 2 от 25.01.2011 излишне уплачена государственная пошлина (2000 рублей, вместо 100 рублей), заявителю подлежит возврату пошлина в сумме 1900 рублей.
Руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.01.2011 по делу N А14-9100/2010/255/5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вернуть индивидуальному предпринимателю Зеленину А.Е. излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1900 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9100/2010
Истец: Глава КФХ Зеленин А. Е., ЗАО "АгроСвет", Зеленин Андрей Евгеньевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КАШИРСКОГО МР ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛ., Администрация Каширского муниципального района Воронежской области
Третье лицо: ГЛАВА КФХ ТЮРИН И. И., Тюрин Иван Илларионович
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-818/11